Файл: Анализ операционного левериджа и последствий операционных изменений. (на примере ООО “ Приморский кондитер ”).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы операционного левериджа
1.1 Производственный и финансовый риск, взаимосвязь леверидж-риск.
1.2 Понятие операционного левериджа, методы его оценки
2 Оценка операционного левериджа предприятия (на примере ООО «Приморский кондитер»)
2.1 Краткая характеристика предприятия
Наименование статей |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение 2016 г. к 2015 году |
2017 г. |
Изменение 2017 г. к 2016 году |
||
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
||||
1.Выручка |
341 008 |
442 072 |
101 064 |
29,64 |
511 827 |
69 755 |
15,78 |
2.Переменные затраты |
221 539 |
287 067 |
65 528 |
29,58 |
339 122 |
52 055 |
18,13 |
3.Постоянные затраты |
60 969 |
67 923 |
6 954 |
11,41 |
96 095 |
28 172 |
41,48 |
4.Операционная прибыль |
58 500 |
87 082 |
28 582 |
48,86 |
76 610 |
-10 472 |
-12,03 |
5.Финансовые издержки |
701 |
6 578 |
5 877 |
838,37 |
10 022 |
3 444 |
52,36 |
6.Налогооблагаемая прибыль |
57 799 |
80 504 |
22 705 |
39,28 |
66 588 |
-13 916 |
-17,29 |
7.Налог на прибыль, (20%) |
13 872 |
19 321 |
5 449 |
39,28 |
13 318 |
-6 003 |
-31,07 |
8.Чистая прибыль |
43 927 |
61 183 |
17 256 |
39,28 |
53 270 |
-7 913 |
-12,93 |
В 2016 г. выручка увеличилась почти на 30%, переменные затраты возросли пропорционально росту объема продаж, постоянные расходы выросли на 11, 4%, за счет этого почти на 50% возросла прибыль. В 2017 г. объем продаж также вырос, но под влиянием значительного увеличения постоянных расходов (на 41,5 %) прибыль от продаж снизилась на 12 %. Далее рассчитаем валовую маржу, точку безубыточности, запас финансовой прочности и уровень операционного левериджа. Все расчеты представлены в Таблице 6.
Таблица 6 – Оценка показателей операционного анализа ООО «Примкон» за 2015-2017 гг.тыс. руб.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение 2016 г. к 2015 году |
2017 г. |
Изменение 2017 г. к 2016 году |
||
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
||||
1.Выручка |
341 008 |
442 072 |
101 064 |
29,64 |
511 827 |
69 755 |
15,8 |
2.Переменные затраты |
221 539 |
287 067 |
65 528 |
29,58 |
339 122 |
52 055 |
18,1 |
3.Валовая маржа |
119 469 |
155 005 |
35 536 |
29,74 |
172 705 |
17 700 |
11,4 |
4.Коэффициент валовой маржи |
0,35 |
0,35 |
0,00 |
0,00 |
0,34 |
-0,01 |
-3,8 |
5.Постоянные затраты |
60 969 |
67 923 |
6 954 |
11,41 |
96 095 |
28 172 |
41,5 |
6.Уд. вес пост-х затрат в струк-ре себестоимости |
0,216 |
0,191 |
-0,024 |
-11,34 |
0,221 |
0,029 |
15,4 |
7.Точка безубыточности |
174 028 |
193 715 |
19 688 |
11,31 |
284 786 |
91 071 |
47,0 |
8.Проценты к уплате |
701 |
6 578 |
5 877 |
838,37 |
10 022 |
3 444 |
52,4 |
9.Операционная прибыль |
58 500 |
87 082 |
28 582 |
48,86 |
76 610 |
-10 472 |
-12,0 |
10.Налогооблагаемая прибыль |
57 799 |
80 504 |
22 705 |
39,28 |
66 588 |
-13 916 |
-17,3 |
11.Запас финансовой прочности в стоимостном выражении |
166 980 |
248 357 |
81 376 |
48,73 |
227 041 |
-21 316 |
-8,6 |
ЗПФ в относительном выражении |
49 |
56 |
7 |
14,73 |
44 |
-11,82 |
-21,0 |
12.Уровень операционного рычага |
2,04 |
1,78 |
-0,26 |
-13 |
2,25 |
0,47 |
26,6 |
Проанализировав расчетные показатели, можно сделать определенные выводы. Для нормального функционирования предприятия необходимо, чтобы маржинального дохода хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. В данном случае во всех трех рассматриваемых периодах размер валовой маржи почти в 2 раза превосходит сумму постоянных расходов. Коэффициент валовой маржи за 2015-2016 гг. не изменился, а в 2017 г. значение этого показателя снизилось. Это говорит о том, что переменные расходы изменяются непропорционально сильно изменению выручки от продаж. Это видно в расчетной таблице – выручка за 2017 г. увеличилась на 15,8%, а переменные затраты на 18,1%. Увеличение выручки произошло за счет увеличения объема продаж, увеличения цены. Средняя цена реализации за 2017г. сложилась в сумме 123,5 рублей, в 2016г. это значение было 117,4 рубля за килограмм. Причем, увеличился объем продаж дорогостоящих видов кондитерских изделий: зефира, мармелада, шоколадных конфет. Становится понятно, почему переменные расходы возросли сильнее, ведь сырье и упаковка для более дорогого вида изделий дороже. Точка безубыточности – такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Таким образом для покрытия всех затрат предприятию необходимо 174 028 тыс. руб. (2015 г.), 193 715 тыс. руб. (2016г.) и 284 786 тыс. руб. (2017г.). В 2016 г. показатель увеличился на 11,4 %, так как при росте переменных затрат пропорционально объему продаж, постоянные расходы возросли на 11,4%. В 2017 г. под влиянием очень значительного роста постоянных затрат – 41,5%, порог рентабельности увеличился в 1,5 раза. Это увеличение обоснованно, ведь в 2017г. предприятие произвело модернизацию и реконструкцию основных средств, было установлено новое оборудование для автоматизации производства. Руководству компании следует учитывать при дальнейшем планировании существенный производственный риск. Так как рынок у нас в стране довольно неустойчивый, подчас подвержен стихийным колебаниям, вполне вероятна неблагоприятная ситуация, когда под влиянием тех или иных факторов выручка существенно снизится. Это повлечет за собой еще более стремительное падение прибыли, так как постоянные расходы предприятие должно будет возмещать в любом случае.
Запас финансовой прочности в 2016 г. почти в 1,5 раза больше, чем в 2015 г., но в 2017 г. мы наблюдаем снижение этой величины на 8,6%. Однако, несмотря на это предприятие способно выдержать 43%-е снижение выручки без серьезной угрозы для своего финансового положения. Причина снижения данного показателя в том, что затраты (переменные и постоянные) возросли намного значительней, чем выручка (на 18,1% и 41,5% соответственно).
Операционный рычаг – такой феномен, в результате проявления которого изменения в продажах приводят к изменениям операционной прибыли, к тому же более существенным. Сила воздействия операционного рычага – это процентное изменение операционной прибыли как результата процентного изменения объема продаж. В 2015 г. сила воздействия операционного рычага равна 2,04, в 2016 г. его величина снизилась до 1,78, а в 2017 г. произошел рост этого показателя на 47% (до 2,25). Эта динамика обусловлена тем, что за 2016 г. удельный вес постоянных затрат в структуре себестоимости снизился (с 21,6% до 19%), а за 2017 г. возрос (с 19% до 22,1%). Как известно, операционный рычаг действует в краткосрочном (релевантном) периоде при неизменности постоянных затрат, в нашем же случае FC с каждым годом растут, следовательно процентное изменение операционной прибыли не будет равно произведению величины операционного левериджа на процентное изменение объема продаж. В 2016 г. рост прибыли составил почти 50% (при неизменных FC он составил бы 60%), в 2017 г. произошло падение прибыли на 12%, это результат увеличения постоянных расходов на 41,5%.
В 2017 г. уровень производственного рычага высок – 2,59, велика доля постоянных затрат, при изменении выручки на 10% прибыль от продаж изменится на 26,9% (при неизменной величине постоянных затрат и пропорциональном изменении переменных). Однако, очевидно, что FC возрастут, ведь предприятие планирует продолжать модернизацию основных средств.
Определив значение операционного левериджа в целом для предприятия, вычислим запас финансовой прочности, порог рентабельности и уровень операционного рычага за 2017 г. для каждого вида продукции. Известно, что в 2017г. предприятие реализовало 3530 тн. кондитерских изделий. Структура реализации в стоимостном и натуральном выражении представлена в Таблице 7.
Таблица 7 – Структура реализации по видам продукции ООО «Примкон»
Вид продукции |
Объем реализации, тыс. руб. |
Объем реализации, тонны |
Удельный вес в выручке |
Удельный вес в натур. V |
Средняя цена, руб./кг. |
Конфеты |
378 752 |
2 304 |
0,74 |
0,65 |
164 |
Карамель, ирис, зефир |
35 828 |
341 |
0,07 |
0,10 |
105 |
Драже, мармелад |
46 964 |
376 |
0,09 |
0,11 |
125 |
Печенье |
51 183 |
509 |
0,10 |
0,14 |
101 |
ИТОГО: |
511 827 |
3 530 |
1,00 |
1,00 |
Как видно из представленных данных наибольший удельный вес в объеме реализации, как стоимостном, так и натуральном, имеет группа товаров «Конфеты», вся остальная продукция занимает примерно равные доли в структуре продаж.
Известно, что общая сумма переменных расходов равна 339 122 тыс. руб., реализовано 3 530 тн. продукции. Переменные расходы (VC) на 1 тонну=339122/3530= 96 (тыс. руб.). Для того чтобы определить какая их часть приходится на каждый вид продукции нужно перемножит величину VC, приходящуюся на 1 тонну на натуральный объем реализации каждого вида кондитерских изделий:
VCn-й вид =VC1тн хОбъемреал.натур.n-й вид,
где
VCn-й вид – переменные расходы n-го вида продукции;
VC1тн – переменные расходы на одну тонну продукции;
Объем реал.натур. n-й вид – объем реализации n-го вида продукции в натуральном выражении.
Постоянные расходы (FC) распределим в соответствии с удельным весом данного вида продукции в выручке. Далее, используя методику операционного анализа рассчитаем все показатели для каждой из 4-х групп кондитерских изделий (Таблица 8).
Таблица 8 – Оценка показателей операционного анализа за 2017 г. для каждой группы изделий ООО «Приморский кондитер»тыс. руб.
Показатель |
Конфеты |
Карамель, ирис, зефир |
Драже, мармелад |
Печенье |
1.Выручка |
378 752 |
35 828 |
46 064 |
51 183 |
2.Переменные затраты |
221 342 |
32 759 |
36 122 |
48 899 |
3.Валовая маржа |
157 410 |
3 069 |
9 942 |
2 284 |
4.Коэффициент валовой маржи |
0,416 |
0,086 |
0,216 |
0,045 |
5.Постоянныезатраты |
71 110 |
6 727 |
8 817 |
13 856 |
6.Точка безубыточности |
171 102 |
78 538 |
40 853 |
310 494 |
7.Операционная прибыль |
86 300 |
-3 658 |
1 125 |
-11 572 |
8.ЗФП в стоимостном выражении |
207 650 |
-42 710 |
5 211 |
-259 311 |
9.ЗФП в относительном выражении |
54,82 |
-119,21 |
11,31 |
-506,64 |
Анализируя полученные данные, видим, что группа товаров (карамель, ирис, зефир) и печенье своего порога рентабельности не достигли, а конфеты, драже и мармелад дали прибыль в сумме 87 672 тыс. руб., которая частично пошла на возмещение убытка от производства и реализации зефира, карамели, ириса и печенья.
Как известно, производство товаров, не достигших критического объема продаж, представляется более выгодным, так как затраты окупаются в этом случае быстрее. В данном случае, есть четыре вида продукции, два из которых приносят прибыль, а производство двух других дает отрицательный конечный результат, так как для этих групп товаров порог рентабельности еще не достигнут. Ошибочным будет решение снизить продажу этих изделий, так как в этом случае величина постоянных затрат, относящихся доходным группам продукции увеличится, а это повлечет за собой снижение общей прибыли. Представляется целесообразным при росте натурального объема продаж наращивать долю в объеме реализации печенья, драже, мармелада, ириса, зефира и карамели.
Итак, предприятию необходимо уделить внимание соотношению роста затрат и выручки. Естественно, что не удастся оставить прежним уровень постоянных расходов, так как в 2017г. руководство запланировало приобретение нового оборудования для дальнейшей модернизации производства. Изменение переменных расходов должно соответствовать изменению объема продаж, а на данном предприятии они должны снизиться, так как автоматизация производства предполагает снижение переменных затрат. И третий момент касается структуры продаж по видам продукции. Нужно, при увеличении продажи конфет, также наращивать сбыт остальных товаров, пока еще не приносящих прибыль.
В 3-й главе будут рассмотрены три возможных варианта структуры расходов. На основании планируемого объема продаж и различной комбинации издержек будут рассчитаны основные показатели операционного анализа по всей продукции. Для оценки операционного левериджа по видам продукции используем наиболее вероятный вариант структуры издержек. Выручка в 2017 году увеличится под влиянием роста цен и объема продаж в натуральном выражение (в 2017 году производственные мощности были использованы на 33%). Но учитывая то, что рынок кондитерских изделий в Приморском крае уже достаточно насыщен, рост объема продаж будет невелик. В данной ситуации предприятию для увеличения прибыли необходимо направить свои усилия на формирование оптимальной структуры затрат.