Файл: Анализ операционного левериджа и последствий операционных изменений. (на примере ООО “ Приморский кондитер ”).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проанализировав теоретический материал по теме операционного левериджа, можно сделать определенные выводы:

— производственный леверидж позволяет влиять на прибыль посредством изменения структуры расходов;

— анализ взаимосвязи «выручка-издержки-прибыль» осуществляется путем количественной оценки операционного левериджа;

— поиск наиболее выгодных комбинаций выручки, расходов и прибыли производится с помощью операционного анализа.

2 Оценка операционного левериджа предприятия (на примере ООО «Приморский кондитер»)

2.1 Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Приморский кондитер»

Основным и приоритетным видом деятельности ООО «Приморский кондитер» является производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения.

Основными рынками сбыта продукции ООО «Приморский кондитер» являются Приморский край — 94%, Хабаровский край — 5%, Регионы Дальнего Востока — 1%. Конкурентным преимуществом выпускаемой фабрикой продукции по сравнению с другими предприятиями является пищевая ценность продукта, его высокое качество. Продукция фабрики позиционируется в высоком ценовом сегменте. Качество продукции подтверждают полученные награды и отзывы потребителей.

Основные конкуренты ООО «Приморский кондитер» на рынке Приморского края: «Коркунов» (г. Москва), Ferrero (Германия), Рузская кондитерская фабрика (Московская область), ОАО «АККОНД», КК «ROSHEN», ЗАО «АВК», Холдинг ООО «Объединенные кондитеры», КК «Бабаевский», ОАО «Ротфронт» и другие. Всего более 100 фабрик.

Формирование рынка г. Владивостока происходит по двум основным направлениям:

а) поставка кондитерской продукции с западных регионов и реализация через оптовые базы и представительства, а также эксклюзивные команды торговых представителей по базе дистрибьютора;

б) местный производитель.

В будущем «Приморский кондитер» планирует обеспечить дальнейшее увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции, рост производительности труда, а также постоянное обновление производственного оборудования, обновление внутренней и внешней упаковки в современном стиле, разработку собственных брендов.


В 2017 году предприятие провело модернизацию и реконструкции основных средств: установлена немецкая линия для производства шоколадных масс; установлен автомат для упаковки шоколадной плитки весом в 100 и 160 граммов; изготовлена и установлена емкость для приготовления пектиновой массы (мармеладный участок); установлен автоматический дозирующий комплекс для упаковки (фасовки) конфет; установлен кондиционер в варочном отделении основного цеха; установлен пресс для склеивания транспортерных лент; установлена темперирующая машина МТ-250 (охлаждение конфет «фружеле»).

В 2018 году предприятие планирует установить машину дробления ореха, вибро-обсыпку мармелада, центрифугу в прачечной, грузовой лифт г/п. 500 кг., кремо-сбивальную машину в карамельном отделении, фреоновую холодильную установку, весовой комплекс для дозировки конфет в гофро-короба, систему оборотного водоснабжения для охлаждения пятиволковой мельницы и коншмашины, систему кондиционеров в отделе программирования.

Для оценки и анализа финансового и операционного рычага в ООО «Примкон» используем бухгалтерскую отчетность за 2015-2017 годы. Сводный отчет о прибылях и убытках ООО «Примкон» представлен в Таблице 1.

Таблица 1 – Отчет о прибылях и убытках ООО «Примкон» за 2015-2017 гг.

Для оценки и анализа финансового и операционного рычага в ООО «Примком» используем бухгалтерскую отчетность за 2015-2017 годы.

Сводный отчет о прибылях и убытках ООО «Примкон» представлен в Таблице 1.

Таблица 1 – Отчет о прибылях и убытках ООО «Примкон» за 2015-2017 гг. тыс.руб.

Показатели

2015 г.

2016 г.

Изменение

2017 г.

Изменение

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

1.Выручка (нетто) от продаж

341 008

442 072

101 064

29,64

511 827

69 755

15,78

2.Себестоимость

245 457

302 182

56 725

23,11

349 850

47 668

15,77

3.Валовая прибыль

95 551

139 890

44 339

46,40

161 977

22 087

15,79

4.Управленческие расходы

27 394

21 319

-6 075

-22,18

35 395

14 076

66,03

5.Коммерческие расходы

9 657

31 489

21 832

226,07

49 972

18 483

58,70

6.Прибыль от продаж

58 500

87 082

28 582

48,86

76 610

-10 472

-12,03

7.Проценты к получению

540

6 974

6 434

1191,48

10 305

3 331

47,76

8.Проценты к уплате

701

6 578

5 877

838,37

10 022

3 444

52,36

9.Прочие доходы

1 665

1 126

-539

-32,37

5 046

3 920

348,13

10.Прочие расходы

4 872

4 565

-307

-6,30

19 246

14 681

321,60

11.Налогооблагаемая прибыль

55 132

84 039

28 907

52,43

62 693

-21 346

-25,40

12.Налог на прибыль (20%)

13 232

20 169

6 937

52,43

12 538

-7 631

-37,84

13.Чистая прибыль

41 900

63 870

21 970

52,43

50 155

-13 715

-21,47

14.Рентабельность продаж (стр.6/стр.1)

17,2

19,7

2,5

14,53

15

-5

-23,86


Среднесписочная численность работников в 2015 году составила 474 человека, в 2016 г. — 480 (+1,3%), в 2017 г. — 520 (+8,3%).

Рентабельность продаж — показатель эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности). Он показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2016году этот показатель увеличился на 14,5%, в 2017 г. вследствие того, что существенно уменьшилась прибыль от продаж (возросли издержки), рентабельность снизилась на 24%.

В 2017 году прибыль от продаж снизилась на 12% по сравнению с 2016 годом. Это обусловлено значительным ростом коммерческих и управленческих расходов в 2017 году (58,7% и 66% соответственно). Налогооблагаемая прибыль в 2017 г. на четверть меньше, чем в 2016 г. На это снижение повлияло увеличение суммы процентов к уплате и прочих расходов.

Для анализа структуры капитала предприятия используем сводный бухгалтерский баланс за три года. Он представлен в Таблице 2.

Таблица 2 – Бухгалтерский баланс ООО «Примкон» за 2015-2017 гг.

тыс. руб.

Показатели

2015 г.

2016 г.

Изменение

2017г.

Изменение

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

АКТИВ

1.Внеоборотные активы

158 241

162 760

4 519

2,85577

263 959

101 199

62,18

2.Оборотные активы

100 180

149 128

48 948

48,8601

181 322

32 194

21,59

БАЛАНС

258 421

311 888

53 467

20,6899

445 281

133 393

42,77

ПАССИВ

1.Собственный капитал

157 545

220 607

63 062

40,0279

266 772

46 165

20,93

2.Заемный капитал

100 876

91 281

-9 595

-9,5117

178 509

87 228

95,56

БАЛАНС

258 421

311 888

53 467

20,6899

445 281

133 393

42,77

Коэффициент рентабельность активов (Rа ) — это отношение прибыли от продаж к величине активов. В 2017 году Rа =76610/445281=0,172; в 2016 году Rа =87082/311888=0,279; в 2015 году Rа =58500/258421=0,226. Мы видим, что за 2017 год по сравнению с 2016-ым этот показатель снизился на 38,4 %, по сравнению с 2015 годом на 24%. Валюта баланса за 2017 год по сравнению с 2016 г. увеличилась на 133 393 тысяч рублей или на 42,8%, что косвенно свидетельствует о расширении хозяйственного оборота.


В 2016 г. по сравнению с 2015 г. удельный вес заемного капитала в общей сумме источников средств снизился, в 2017 г. сумма заемных средств на 95,6% больше, чем в 2016 г. (предприятие привлекло кредиты для автоматизации и модернизации производства).

2.2 Расчет основных показателей операционного анализа

Данное предприятие относится к числу высокотехнологичных, так как деятельность по производству продукции практически полностью автоматизирована. Это предполагает существенную долю постоянных затрат (FC) в структуре себестоимости. Как известно, чем больше FC, тем выше производственный риск. Он состоит в том, что незначительное изменении объема производства может привести к более существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятие вынуждено нести в любом случае.

Для того чтобы определить уровень данного вида риска, определить влияние величины постоянных расходов на прибыль, необходимо определить силу воздействия операционного рычага. Для этого нужно сформировать управленческую модель отчета о прибылях и убытках. Здесь, в отличие от классической модели, налогооблагаемую и чистую прибыль рассчитывают только от операционной деятельности. Для этого прочие доходы и расходы (кроме процентов к уплате) из Таблицы 1 исключаются, а налог на прибыль пересчитывается.

Для того чтобы сформировать управленческую модель необходимо определить, какую часть себестоимости составляют постоянные расходы, какую — переменные. Данное предприятие не производит такого деления, поэтому на основе всех имеющихся данных структура себестоимости будет представлена. На основе Таблицы 3 разделим совокупные затраты на переменную и постоянную части.

Таблица 3 — Статьи затрат на производство и реализацию продукции ООО «Примкон» за 2015-2017 гг.тыс. руб.

Вид затрат тыс.руб.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

% к полной себестоимости

тыс. руб.

% к полной себестоимости

тыс. руб.

% к полной себестоимости

1.Амортизация

1 854

0,66

2 251

0,63

4 268

0,98

2.Сырье

115 976

41,05

144 242

40,63

162 350

37,30

3.Вспомогательные материалы

26 564

9,40

34 261

9,65

39 405

9,05

4.Теплоэнергия

7 420

2,63

7 000

1,97

10 841

2,49

5.Электроэнергия

3 840

1,36

4 172

1,18

4 566

1,05

6.Вода

414

0,15

731

0,21

798

0,18

7.Тара

4 985

1,76

5 075

1,43

5 388

1,24

8.Зарплата

35 700

12,64

45 580

12,84

55 032

12,64

9.Цеховые расходы

48 704

17,24

59 720

16,82

67 202

15,44

10.Общезаводские расходы

9 657

3,42

31 489

8,87

49 972

11,48

11.Внепроизводственные расходы

27 394

9,70

21 319

6,01

35 395

8,13

ИТОГО:

282 508

100,00

354 990

100,00

435 217

100,00


К переменным расходам относятся сырье, вспомогательные материалы, тара; к постоянным – амортизация и внепроизводственные расходы. Все остальные затраты являются смешанными. За анализируемый период (3 года) наблюдается увеличение амортизации, что естественно, так как предприятие ввело в эксплуатацию новое оборудование, затраты на сырье вследствие увеличения выпуска продукции возросли, расходы на оплату труда повысились (за 3 года увеличилась среднесписочная численность работников), по всем остальным статьям расходов также наблюдается рост.

Воспользуемся методом максимальной и минимальной точек, чтобы определить удельный вес переменных и постоянных затрат; период, за который меняется значения выручки и смешанных расходов квартал. Данные об изменениях за 2017 г. приведены в Таблице 4

Таблица 4 –Поквартальное изменение объема продаж и смешанных

расходов ООО «Примкон» за 2017 г.тыс. руб.

Квартал

Объем продаж

Расходы

I

97 322

39 932

II

99 578

38 723

III

106 162

42 830

IV

208 765

66 926

Итого:

511 827

188 411

В среднем за квартал

127 957

57 122

Мы видим, что и объем продаж, и величина затрат (за исключением второго квартала) увеличилась от начала к концу года. Определим удельный вес переменных затрат:

УПЗ=(Рмакс -Рмин )/(Вмакс -Вмин ), (6)

где

УПЗ – удельные переменные затраты;

Рмакс и Рмин –расходы максимальные и минимальные;

Вмакс и Вмин – объем продаж максимальный и минимальный.

УПЗ=(66926-38723)/(208765-97322)=0,253. Далее вычислим сумму постоянных расходов в среднем за квартал:

Рпост =Рмакс -УПЗхВмакс, (7)

где

Рпост – постоянные расходы.

Рпост =66926-0,253х208765=14108 (тыс. руб./квартал). Постоянные затраты в сумме затрат за 2017 г.: 14108х4=56432 (тыс. руб.); общая сумма постоянных затрат: 56432+4268+35395=96095 (тыс. руб.). Общая сумма переменных затрат: (188411-56432)+162350+39405+5388=339122 (тыс. руб.). Вывод: в структуре расходов удельный вес постоянных – 30 %, переменных — 70 %. Теперь мы имеем все данные, чтобы сформировать управленческую модель Формы № 2 (Таблица 5).

Таблица 5 – Управленческая модель отчета о прибылях и убытках ООО «Примкон» за 2015-2017 гг.тыс. руб.