Файл: Пособие по безработице как форма социальной поддержки безработных граждан.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 8
Правительство РФ опубликовало постановление[23], подписанное 15 ноября 2018 года, в котором устанавливалась минимальная и максимальная величина пособия по безработице на 2019 год. Документ содержал следующую формулировку: «Установить на 2019 год минимальную величину пособия по безработице в размере 1,5 тыс. рублей и максимальную величину пособия по безработице в размере 8 тыс. рублей». Там же содержится положение о том, что максимальная величина для признанных безработными граждан предпенсионного возраста составит от 1,5 тыс. до 11280 рублей. «Пособие по безработице будет значительно увеличено впервые с 2009 года», -отметили в пресс-службе Министерства труда.
Однако практика свидетельствует, что минимальный размер пособия изменился за этот период незначительно с 720 р. в 2005г. до 850р. В 2018г. он повысился на 130р., или на 18%, при этом курс национальной валюты по отношению к американскому доллару снизился с 26,5р. за один USD в середине 2005г. до 56,8р. в марте 2018г., или более чем в два раза, то есть на 100%. Так в пересчете на американские доллары (USD), минимальный размер пособия в 2005г. составлял чуть более 27 американских доллара, а в 2018г. составил 15, или 55,5 %, то есть размер пособия снизился почти в два раза. Вследствие чего размер пособия не может покрыть даже минимальные потребности человека, так как покупательская способность рубля также сильно упала.
Что касается перспектив, то предполагается, что в ближайшем будущем, в 2019 и в 2020гг. пособие для безработных в РФ может увеличиться и этому может помочь Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». На финансирование программы запланировано в 2018 году 68,8934739 млрд.р., в 2019 году 71,1529271 млрд.р., в 2020 году 73,402406 млрд.р.
Таким образом, можно сделать вывод, что размер минимального пособия не обеспечивает потребности человека и увеличился лишь номинально, и то только на 18% в 2009г. и с тех пор не менялся, при этом курс рубля упал на 55%. Пособие по безработице меньше прожиточного минимума и не способствует привлечению безработных в службу занятости. Вторая проблема в низкой инерционности законодательной системы. Она в том, что законодательство не успевает за изменениями в сфере трудоустройства, занятости, изменением экономической ситуации в стране и курсом национальной валюты[24]. Чтобы решить эти проблемы, нужно оказать поддержку безработным.
Предлагаемые нами возможные пути решения выявленных проблем. Первый. Расширение объемов финансирования общественных работ. В ряде регионов РФ с 2009 г. были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Общественные работы на сегодняшний день являются действенным способом поддержки безработных.
Второй. Создание новых рабочих мест. Для этого необходимо обеспечить реальный рост экономики и увеличить размеры бюджетных средств на стимулирование среднего и малого бизнеса.
Третий. Увеличение объемов льготного кредитования малого бизнеса, при условии создания новых рабочих мест, для его получения.
Четвертый. Развитие рынка труда с помощью перехода к выплатам пособий в повышенном размере. Размер должен быть выше прожиточного минимума. То есть такой, который способен заместить низкую оплату труда. Что может стать весьма серьезным фактором развития на рынке труда. В целом реализация обозначенных путей как мы считаем, позволит снизить социальное недовольства в обществе и в будущем позволит оздоровить национальную экономику России.
Проблемы, связанные с выплатой пособий по безработице
В качестве проблемы реализации социальных прав безработных граждан выступает задержка выплаты пособия по безработице и виновные действия работодателя. Зачастую работодатели ненадлежащим образом оформляют документы, которые необходимо предоставить в орган службы занятости, и как результат гражданину отказывают в признании его безработным или устанавливают пособие по безработице в минимальном размере[25].
В качестве примера из судебной практики, который иллюстрирует вышеуказанные проблемы, можно привести Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 12 сентября 2017 г. по делу No 2-1624/2017. Суть дела состоит в том, что гражданин Игуменщев М.В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ВЕЛД» о взыскании неполученных пособий по безработице в размере 28175 руб., компенсации морального вреда в размере 100000 руб. Обосновывая свои требования, истец утверждал, что работал в ООО «ВЕЛД» в должности начальника транспортного отдела, был уволен по сокращению штата.
В результате неправомерных действий работодателя, выразившихся в несвоевременном предоставлении истцу справки о занимаемой должности и средней заработной плате, истец не смог получить пособие по безработице за декабрь 2016 года, а также с января по апрель 2017 года включительно, кроме этого, ему не начислялся страховой стаж. Недостающие документы истец смог представил в центр занятости населения только 17 апреля 2017 года, на основании которых исковые требования были удовлетворены в полном объеме[26].
В качестве нарушения законодательства при выплате пособия по безработице можно назвать неправильное определение основания для установления его размера. Так, гражданка Матвеева О.Ю. обратилась с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Самарской области «Центр занятости населения г. Тольятти» об изменении порядка и размера выплаты пособия по безработице. По материалам дела установлено, что истец состоит на учете в центре занятости в качестве безработного, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере в месяц как лицу, не работавшему до принятия на соответствующий учет. Между тем, она была трудоустроена в исправительном учреждении, где отбывала наказание в виде лишения свободы, получала заработную плату, что подтверждается выданной ей справкой, из которой следует, что общий трудовой стаж истца в исправительном учреждении составляет 52 недели, средний месячный заработок, исчисленный за последние три месяца, предшествующий месяцу увольнения, составил 7 749 руб. 35 коп.
Истец полагает, что центром занятости неправильно определены основания для установления размера пособия по безработице, просит обязать ответчика назначить пособие исходя из среднемесячного заработка по последнему месту работы с момента постановки на учет в качестве безработного лица, взыскать с ответчика сумму невыплаченного пособия по безработице в размере 19749,22руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 790 руб. Центральный районный суд удовлетворил исковые требования Матвеевой О.Ю[27].
Кроме этого, учреждения занятости отказывают в назначении пособия по безработице в связи с неявкой на перерегистрацию, не учитывая уважительность причин. В Буинский городской суд Республики Татарстан с иском к ГКУ «Центр занятости населения г. Буинск» обратилась Н.А.И. В обоснование указала, что в июле 2016 года обратилась к ответчику для постановки на учет в качестве безработной, была поставлена на учет и должна была получать пособие по безработице в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения». Центром занятости было назначено пособие по безработице в минимальном размере, а именно 850 рублей, с которым Н.А.И. не согласна[28].
Суд, рассмотрев все материалы дела, выслушав доводы обеих сторон, пришел к выводу, руководствуясь при этом п. 3, 4 ст.31, п. 1, 3 ст. 33, п. 1ст. 34 ФЗ No1032-1, что исковые требования Н.А.И. о назначении пособия по безработице удовлетворить, обязать выплатить пособие по безработице не выше максимальной величины пособия по безработице, так как центром занятости населения была неверно истолкована норма п. 1 ст. 33 ФЗ No 1032-12. В последнее время актуальным является и вопрос о размере пособия по безработице, выплачиваемого самозанятым гражданам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.д.), т.к. сегодня оно устанавливается им в минимальном размере (п.2 ст. 30 Закона No 1032-1)[29].
По нашему мнению, данное положение не в полной мере соответствует Конституции РФ, которая закрепляет свободу труда (п. 1 ст. 37). В случае самозанятых граждан они сами определяют направления своей деятельности, ее формы и виды. При этом они уплачивают государству установленные законодательством налоги и сборы. В связи с этим представляется не-справедливым приравнивание таких граждан к лицам, которые впервые приступили к поиску работы или длительно не работали[30]. На наш взгляд, необходимо изменить норму данной статьи, чтобы не создавать дискриминационные последствия, в силу проведения государством политики приоритетного режима для защиты отдельных категорий граждан. Снижение социальной помощи для самозанятых не стимулирует таких граждан к максимально прозрачной открытости перед государством.
Подводя итог, необходимо отметить, что несмотря на динамику раз-вития законодательства о социальной защите населения, в частности, изменения, касающиеся увеличения размера пособия по безработице, в России как государстве, позиционирующем себя социальным, должны создаваться условия социальной поддержки, которые отвечают принципам социальной справедливости и обоснованности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно ст. 3 Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и готовые приступить к ней. Согласно п. 3 ст. 31 того же Закона, пособие по безработице начисляется службой занятости с первого дня признания граждан безработными на основании их заявления.
В соответствии со ст. 30 пособие выплачивается, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы. При этом время, когда работник получал пособие по беременности иродам, не работал в связи с простоем по вине работодателя, не имел возможности выполнять свою работу в связи с забастовкой, исключается. Размер пособия устанавливается в первом (12-месячном) периоде выплаты: первые три месяца—в размере 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца—в размере 60%; в дальнейшем—в размере 45%. При этом сумма не может быть выше максимальной и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 Закона о занятости).
Во втором (12-месячном) периоде выплаты—пособие выплачивается в минимальном размере, увеличенной на размер районного коэффициента. Пособие по безработице начисляется: в первом (6—месячном) периоде выплаты—в размере минимальной величины пособия по безработице; во втором (6—месячном) периоде—в размере минимальной величины пособия по безработице. Пособие не может выплачиваться более 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Законом предусмотрена и минимальная, и максимальная величина пособия, которая ежегодно определяется Правительством Российской Федерации. Так, в 2018 году минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальный—4900 рублей. Следует указать, что указанные размеры пособия остаются неизменными, начиная с 2009 года. Что касается Республики Тыва, то она еще в 1994 году Указом Президента РФ была приравнена к районам Крайнего Севера, поэтому здесь на величину пособия начисляется северный районный коэффициент —1,4. С учетом этого минимальный размер пособия в целом по Туве в 2018 году составит 1190 рублей, максимальный –6860 рублей. В Туве есть три района -Монгун-Тайгинский, Тоджинский и Тере-Хольский, которые отнесены к Крайнему Северу и коэффициент равен 1,5. Минимальный размер пособия в этих районах составляет 1275 рублей и размер максимального -7350 рублей. Следует отметить, что пособие выплачивается не постоянно, ее выплата может быть прекращена. Это в том случае, если гражданин снят с учета как безработный, или же его приостановили на срок до трех месяцев, если безработный дважды отказался от подходящей работы или нарушил условия и сроки перерегистрации как безработный.
Изучение и анализ практики выплаты пособия по безработице показывает, что до 2005года его минимальный размер составлял 20 процентов величины прожиточного минимума, а максимальный размер был не выше, чем величина прожиточного минимума в том или ином субъекте Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Тыва No 537 от 07.12.2017 года величина прожиточного минимума определена в размере 10257 рублей в месяц, что значительно меньше размера пособия по безработице. Конечно, такая незначительная сумма не может обеспечить гражданину и его семье достаточный жизненный уровень, то есть нормально питаться, покупать все необходимое из одежды, содержать свое жилище, что противоречит ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.
Чтобы устранить это противоречие следует установить размер пособия по безработице в процентах от прожиточного минимума (который регулярно увеличивается), исчисленного в субъекте Российской Федерации. Такая мера позволит учесть специфику условий проживания населения в различных субъектах страны. При этом нельзя допустить, чтобы размер пособия по безработице и величина прожиточного минимума были одинаковы, ибо это не будет стимулировать трудоустройство безработного. Таким образом, несмотря на имеющиеся недостатки, в стране создана система социальной поддержки лиц, оставшихся без работы. Она оказывается в виде пособия по безработице. Изменений в этой системе пока не предвидится, хотя в экономически сильных регионах, на наш взгляд, можно было на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки. Это позволит усилить социальную защищенность безработных, ибо пособие по безработице важно не только само по себе, оно имеет социально-экономический характер, являясь одной из государственных гарантий обеспечивающих социальную безопасность населения страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс», 2019.
Международный пакт об экономических, социальных культурных правах от 16 декабря 1966г. // СПС «Консультант Плюс», 2019.
- Конвенция Международной организации труда No2 «О безработице» (Вашингтон, 29 октября 1919 г.) // СПС «Консультант Плюс», 2019.
Конвенция No168 Международной организации труда No168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (Заключена в г. Женеве 21.06.1988) // СПС «Консультант Плюс», 2019.