Файл: Психофизическое взаимодействие истолкование психофизической проблемы, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга (Р. Декарт). Психофизический параллелизм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные психологические исследования весьма разнообразны и разноплановы, но тем не менее выделяется несколько основных глобальных проблем:
В современной научной психологии имеется множество научных школ. Но при разработке любой проблемы большинство исследователей придерживаются определенных методологических принципов:
-
• детерминизма — всякое явление имеет причины и следствия, без понимания которых невозможно понимание и самого явления; -
• системности — отдельное психическое явление представляет собой часть целостной психики, имеет в ней свое место и роль и может быть понято только в связи с другими психическими явлениями и психикой в целом; -
• развития — в ходе жизни психические процессы не остаются неизменными, они изменяются, переходят с одного уровня на другой.
Психофизическая проблема
Обозначенная еще в античности, проблема соотношения физических и психических процессов остается актуальной и в современной психологии. С конца XIX в. она носит название психофизиологической. За всю историю существования психофизической проблемы предложены два основных варианта ее решения.
1. Психофизическое взаимодействие – истолкование психофизической проблемы, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга (Р. Декарт).
2. Психофизический параллелизм - истолкование психофизической проблемы, согласно которому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия (Д. Гартли, Г. Лейбниц, В. Вундт).
По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, решению проблемы мешает игнорирование двух положений:
1) физиологические и психические процессы – лишь две стороны сложного, многообразного, но единого процесса жизнедеятельности человека;
2) из того факта, что мозговой процесс сопровождает любые, даже самые сложные и тонкие «движения души», не следует, что эти «движения» могут быть адекватно описаны на физиологическом языке.
Проблема сознания
Став первым предметом научной психологии, сформировавшейся к концу ХХ в., сознание изучалось с целью определения его содержания (структурализм) и принципов активности (функционализм). С критикой интроспективного метода изучения сознания выступили ученые-бихевиористы, предложив исследовать содержания «черного ящика» сознания через его проявления в поведении. Работы Фрейда позволили выделить в структуре психики помимо сознания, предсознательное и бессознательное, а также обозначить проблему их взаимосвязи. С новым интересом сознание стало изучаться в рамках гештальт-психологии.
Наибольший вклад в решение проблемы сознания внесли такие отечественные авторы, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко. Благодаря их исследованиях стало принято выделять в структуре сознания два слоя.
1. Сознание для бытия (биодинамическая ткань действия, чувственная ткань образа).
2. Сознание для сознания (значение, смысл).
Трудности, возникающие при изучении сознания, определяются тем, что:
1) сознание, в отличие от психических функций, не локализовано в пространстве и времени, что затрудняет его изучение в рамках естественно-научной парадигмы;
2) сознание является условием представления психических явлений субъекту, поэтому любая наблюдаемая психическая функция испытывает влияние сознания человека.
Особым аспектом проблемы сознания является проблема бессознательного, классификации его проявлений. Наиболее обоснованным видится решение, представленное в работах известного российского психолога А.Г. Асмолова. Проделанная им работа позволила выделить четыре класса проявлений бессознательного:
1) надындивидуальные надсознательные явления;
2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности);
3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы);
4) неосознаваемые резервы органов чувств).
Проблема биологического и социального
Проблемы соотношения биологического и социального в психологической литературе преимущественно рассматривается как проблема факторов, определяющих развитие психики человека. Выделяют два противоположных подхода к решению проблемы соотношения данных факторов.
1. Биологизаторский подход (игнорирует различия в поведении человека и животных)
2. Социологизаторский подход (трактует человека как результат воздействия экономических, культурных, социальных факторов)
В отечественной психологии данный дуализм разрешается утверждением социального опосредования биологического. Так А.Б. Брушлинский предлагает рассматривать природу человека в качестве продукта истории, в процессе которой эта природа проделала определенную эволюцию. Социальное опосредование биологического в филогенезе рассматривается Б.Ф. Ломовым на примере формирования человеческих потребностей в ходе общественного труда.
При описании социальной обусловленности психического советскими исследователями предложен методологический личностный принцип. Его реализация, в соответствии с представлениями С.Л. Рубинштейна, предполагает:
1) понимание социальной обусловленности психики через обусловленность человека общественным бытием;
2) включение реального индивида в анализ социальной обусловленности психического всеобщими формами бытия человека.
Таким образом, основными проблемами психологии являются:
· возникновение и развитие психики;
· сознание человека как высшая форма психики;
· обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;
· нейрофизиологические основы психической деятельности;
· структура психики человека; закономерности формирования психических образов;
· отражательно-регуляционная сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;
· индивидуально-психологические особенности личности;
· психологические особенности поведения человека в социальной среде;
· психология конкретных видов человеческой деятельности.
Главной проблемой психологической науки остается психофизическая проблема, то есть вопрос о взаимоотношении психического и физического. Современная психология исходит из их единства, внутри которого и психическое и физическое сохраняют свои специфические свойства.
Принцип психофизического единства - первый основной принцип психологии. Внутри этого единства определяющими являются материальные основы психики, но психическое сохраняет свое качественное своеобразие, оно не сводится к физическим свойствам материи и не превращается в бездейственный эпифеномен. Только лишь в таком единстве обоих соотношений, в которые включается психика, перестраивается понимание каждого из них, до конца преодолевается психофизический дуализм, непреодолимый, пока каждое из них берется порознь, причем психика, соотносясь, неизбежно противопоставляется мозгу, субстрату или объекту.