Файл: Дисциплина Психология и педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Практическое задание (кейс) 5 семестр
Дисциплина: Психология и педагогика

Выполнил:

Барлебен Дмитрий Вячеславович

40.03.01 Юриспруденция, Группа ЮН-319(2)

Омск 2023 г.

Кейс 1.

Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев.
1. С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?

Три года декретного отпуска, положенные законом нашим женщинам после рождения ребёнка, дома отсиживают далеко не все. Может, и вопреки желанию, может — по насущной надобности, но молодые матери выходят на работу.

Современные психологи утверждают: младенец уже с трёх месяцев отличает своих — маму, папу, бабушку, дедушку. И ранний разрыв с матерью негативно сказывается на его психике.

Основоположник дошкольной дидактики Ян Амос Каменский в ХVII веке писал, что до 5 лет самая лучшая школа — материнская. И предостерегал матерей от того, чтобы они отдавали своих младенцев кормилицам: якобы те вместе с молоком передают и свои черты. Это, конечно, неправда. С молоком характер не передаётся, но вот с кем малыш рядом — очень важно. О том, что ребёнок перенимает модель поведения того, кто постоянно находится возле него, этот педагог тоже писал. Такое явление называется импринтингом (впечатывание).

С тем, что идеальный возраст для детского сада 3 года, согласно большинство специалистов. Ведь так называемая матрица — отношение к миру, которое исходит от семьи, к этому периоду уже сформирована.
2. Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?

Академик И.П. Павлов доказал, что выполнение каждый день определенных последовательностей действий (динамических стереотипов) помогает нашему организму поддерживать себя в норме. Руководствуясь его рекомендациями, но внеся в них свои коррективы, многие педагоги середины-конца XX века утвердили свою систему воспитания детей. Они решили, что малышам необходим жесткий режим, который должен выполняться, грубо говоря, даже в случае чрезвычайных ситуаций. Хочешь – не хочешь, а будь добр в 10 часов завтракать, в два обедать, в семь ужинать.


Для чего нужен режим? Младенец привыкает к определенному ритму дня и спокойнее реагирует на окружающий мир. Его уже не пугает неизвестность: куда меня несут, зачем раздевают, когда будут кормить? По определенным признакам поведения мамы, интонациям ее голоса или действием, выполняемым с ним, малыш выстраивает цепочку событий. А мы же помним, что ничто не пугает больше, чем неизвестность и не успокаивает лучше, чем привычное положение вещей.

Вот, скажем, ребенка надо искупать. Многие педиатры рекомендуют делать это ежедневно, другие говорят, что иногда можно пропустить один-два дня. Но мы будем считать, что придерживаемся советов первых. Прежде, чем отнести ребенка в ванну, его следует подготовить: раздеть, сделать расслабляющий массаж и небольшую гимнастику. Через некоторое время регулярных занятий малыш будет знать, что идет купаться уже с того момента, как вы подходите с ним к пеленальному столику и начинаете мягкие поглаживания. У моего ребенка сигналом успокоиться служит приход на кухню. Он уже давно выяснил, что еда берется именно оттуда и что просто так туда не ходят.

На самом деле, через некоторое время соблюдения режима, все действия будут выполняться примерно в одно и то же время, а значит, и ребенок к определенному часу будет ожидать привычных событий, а ко времени кормления, подготовиться и его пищеварительная система.

3. Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку?
Ни одна другая система взглядов на воспитание детей не имеет большее отношение к дилемме "дети или работа", чем дорогая моему сердцу теория привязанности. Для ребенка потребность иметь своего взрослого, быть с ним — жизненно важна, что именно возможность быть вместе со своим родителями, иметь с ними глубокие, надежные отношения дает ребенку возможность развиваться, познавать мир и становиться все более самостоятельным.

Безусловно, подавляющее большинство бабушек по-настоящему любят своих внуков. Но этого, как ни странно, мало для того, чтобы со спокойной душой поручить ей ежедневную заботу о вашем ребёнке и его воспитание. Бабушке вполне можно доверить эту роль, если она:

1. достаточно, терпелива по характеру;

2. умеет разъяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо;

3. считает неприемлемыми физические меры воздействия в вопросах воспитания;



4. на личном примере прививает ребёнку навыки домашней работы;

5. не потакает ему всегда и во всём, не делает постоянные поблажки;

6. строга в разумных пределах;

7. не забывает хвалить и поощрять за хорошие поступки;

8. в отсутствии родителей не настраивает ребёнка против них;

9. по состоянию здоровья способна справляться со своими обязанностями.

Психологи и педагоги признают, что в использовании бабушки для замены работающей мамы есть много плюсов по сравнению с нянями.

Во-первых, родители (особенно мама) ребёнка чувствуют себя гораздо спокойней за малыша, ведь бабушка – близкий человек и наверняка не сделает ему ничего плохого. Во-вторых, малыш, как правило, раньше уже не раз видел свою родную бабушку, и потому у него гораздо легче проходит процесс адаптации к новому члену семьи, а также к тому, что рядом с ним почти весь день нет мамы. В-третьих, бабушки обычно любят, а главное, умеют рассказывать увлекательные сказки, тем самым расширяя диапазон интересов карапуза, делая окружающий его мир по-настоящему волшебным.

Cтадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев

1. Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам?

Если заботящиеся люди не ставят ограничений, ребенок может сверхманипулировать собой, чтобы избежать стыда и неудачи. Вместо того, чтобы попытаться понять многие вещи, которые необходимо преодолеть в мире, ребенок учится быть дисциплинированным, сдержанным.

Действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.


2. Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры.

Каждый возрастной период сопровождается появлением и формированием определенных психических новообразований, под которым следует понимать новый тип строения личности и ее деятельности. То есть психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти новообразования во многом определяют особенности и в развитии автономности.

Для фиксации автономности на определенном уровне развития нами разработаны признаки его проявления у младших школьников. Признаки разработаны исходя из теоретического анализа сущности автономности, ее структуры и функций в развитии личности. Причем каждый признак представлен нами в высоком уровне его развития. Уровни развития автономности по рассмотренным признакам оцениваем в зависимости от того, насколько развит этот признак.

Чтобы выяснить исходное состояние развития мотивационно - смыслового компонента автономности, мы использовали такие показатели; по каким мотивам учится; что в учении нравится; чем увлекается; к чему стремится.

По результатам наблюдений в 1 классе дети добросовестно и активно выполняли предложенные задания; стремились выполнить необязательные, неоцениваемые задания, но больше их привлекали практические задачи; звонки с урока либо "не слышали'*, либо были огорчены, что урок закончен.

Во 2 классе учащиеся склонны к повторному, более тщательному выполнению заданий, стремились узнать, какие еще приемы или методы вменяются при их решении, больше привлекали теоретические задания; некоторые учащиеся находили удовлетворение от продолжительной работы.

В 3 классе картина сменилась: налицо более пассивное выполнение заданий; увлеченность поиском решения задачи отмечалась чаще в том случае, если ее выполнение было связано с получением отметки; многие радовались звонку с урока.

К концу 1-го началу 2-го класса интерес к учебе возрастает. Из ряда карточек с заданиями детям предлагается выбрать ту, на которой написано наиболее привлекательное задание для младшего школьника.


Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет.

1. Прокомментируйте высказывание ребенку этого возраста: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…»

Замечание ребёнку можно сделать так, что оно будет восприниматься им более мягко и более уважительно. Такой способ общения помогает ребенку сохранять положительную самооценку, помогает четко и структурировано понять, что вы чувствуете, что вам не нравится, какое поведение вы от него ожидаете.

Замечание состоит из трёх этапов:

1) Вы говорите от своего имени. («Мне не нравится», «Я переживаю», «Я расстраиваюсь»).

2) Вы говорите, что именно вам не нравится. («...когда дети шумят», «...когда раскидывают игрушки»).

3) Вы говорите, что именно вы бы хотели. («Я хочу, чтобы ты...»).

Если вы будете все время использовать эти фразы, то сможете заметить - насколько легче стало договариваться с ребёнком.

Во-первых, вы говорите о себе, о своем отношении к тому, что происходит, это помогает ребенку понять, что у родителей тоже есть свои чувства, родители испытывают свои состояния.

Во-вторых, вы четко и конкретно описываете, что ребенок делает неправильно.

В-третьих, вы говорите самый важный информационный кусок, в котором вы можете направить ребенка, помочь ему что-то сделать. («Я хочу, чтобы ты...», «Давай вместе это сделаем», «Давай постараемся». «Давай я тебе помогу»).

Это, конечно, не волшебный способ получить от ребенка то, чего вы хотите. Это просто форма замечания, которую можно использовать, чтобы более эффективно общаться с ребенком. Когда вы делаете замечания таким образом, ребенок тоже учится более вежливым, более уважительным формам поведения.

2. Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия ограничений в самостоятельном изучении своего мира ребенком в его зрелом возрасте?

Ребенок воспринимает окружающую действительность совершенно не так, как мы, взрослые. И для того, чтобы уметь установить с ним контакт, разговаривать на понятном для него языке, способствовать его развитию, очень важно знать, как же он ее видит и понимает. Тогда удастся и прочувствовать его переживания, и изложить информацию доступным для него образом, и эффективно повлиять на его поведение. Или, скажем шире, быть эффективным родителем, воспитателем, учителем. Понимать ребенка – значит научиться смотреть на мир его глазами, уметь проводить своего рода реконструкцию его мировоззрения. Тогда становится понятно, почему он тем или иным образом реагирует на наши слова и действия, ведет себя именно так, а не иначе. Это позволит общаться с ребенком так, чтобы он реагировал на нас адекватно. Но если ограничивать ребенка, он не сможет быть самостоятельным, как все его сверстники, у него будет появляться черты застенчивости и уязвимости. Он будет бояться делать все сам без чьей либо помощи. Поэтому нужно давать детям делать ошибки. И учиться на своих ошибках. Так они поймут что нельзя, а что можно.