Файл: Руководство для профессиональных аналитиков москва 2009 rv удк 001. 51 Ббк72 с 40.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.И. Р
АКИТОВ
Д.А. Б
ОНДЯЕВ
И.Б. Р
ОМАНОВ
СВ. Е
ГЕРЕВ
А.Ю. Щ
ЕРБАКОВ
Системный анализ и аналитические исследования:
руководство для профессиональных аналитиков
МОСКВА 2009

r-v/
УДК 001.51
ББК72 С 40
Ответственный редактор доктор философских наук А.И. РАКИТОВ
Научно-техническое редактирование кандидат культурологии А.Э. АНИСИМОВА
БИБЛИОТЕКА
|
Российского государственном»
гуманитарного уннве^итет*
Миусс*»" т., i *.
Мчусс
—..
Р
АКИТОВ
А.И., Б
ОНДЯЕВ
Д.А., Р
ОМАНОВ
И.Б., Е
ГЕРЕВ
СВ., Щ
ЕРБАКОВ
А.Ю.
Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И. Р
АКИТОВ
,
Д.А. Б
ОНДЯЕВ
,
И.Б.
Р
ОМАНОВ
,
СВ. Е
ГЕРЕВ
,
А.Ю. Щ
ЕРБАКОВ
;
[
ОТВ
ред. А.И. Р
АКИТОВ
].
- М.,
2009. - 448 с.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 07-
06-00098а).
ISBN 978-5-9901579-1-0
© Р
АКИТОВ
А.И., 2009 ©
Б
ОНДЯЕВ
Д.А., 2009 ©
Р
ОМАНОВ
И.Б., 2009 ©
Е
ГЕРЕВ
СВ., 2009 ©
Щ
ЕРБАКОВ
А.Ю., 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................. 7
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 10
ЧАСТЬ I. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 18
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ......................... 20 1.1. Часть и целое. Холистический подход ............................................. 20 1.2. Понятие «системы» в первом приближении ................................... 23 1.3. Полиструктурная система. Окружающая среда ........................... 30 1.4. Иерархические системы и элиты ...................................................... 36 1.5. Эволюционирующие системы. Простые, сложные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы ........................ 44 1.6. Субъект и объект практической деятельности и познания ....... 51
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ........... 55 2.1. Методология, что это такое и зачем это нужно? ............................ 55 2.2. Построение дерева целей .................................................................... 63 2.3. Деятельностный подход и аналитические исследования.
Объект и предмет аналитического исследования ................................. 70 2.4. Знания, информация, регулятивный мир ...................................... 77
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ
МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ .................... 86 3.1. Связь организационных и методологических проблем аналитических (системно-структурных) исследований ...................... 86 3.2. Основные принципы аналитических исследований..................... 91 3.3. Основные принципы аналитических исследований
(продолжение) ................................................................................................ 103 3.4. Методология и организация аналитических исследований ....... 114
Рецензенты-эксперты:
П
.С. ГОНЧАРОВ
J.M.


ЧАСТЬ II. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ............................................................................... 118
Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.. 118 4.1. Управление - наука и искусство ........................................................ 118 4.2. Стратегия и тактика ............................................................................ 121 4.3. Государственное и корпоративное управление ............................. 127 4.4. Менеджмент: анализ и синтез, упорядочение и реструктуризация управляемых процессов и ситуаций...................................................................................................... 134 4.5. Латентная информация в системах управления: анализ и синтез ........................................................................................................... 138 4.6. Аналитическая подборка инструментария .................................... 144 4.7. От архетипов к когнитипам в управлении .................................... 152
Глава 5. ГРУППОВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СИСТЕМНЫЙ
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ..................................................................... 161 5.1. Групповое принятие решений и групповое планирование ......... 161 5.2. Стратегическое совещание ................................................................ 163 5.3. Уровни решений, самоорганизация и элементы системного анализа в сетевых сообществах ................................................................. 168 5.4. Ситуационный центр ........................................................................... 175 5.5. Ограничения менеджмента ................................................................ 179
Глава 6. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ УСПЕХА И
НЕУДАЧ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ ...................................................................................................... 184 6.1. Создание мотивации в командах ...................................................... 184 6.2. Когнитипы мотивации деятельности сотрудников организации в быстро меняющихся условиях ....................................... 195 6.3. Проектно-процессная деятельность в контексте системного анализа ........................................................................................................... 198 6.4. Управление, методология системного анализа, роль личности в системе управления ................................................................................... 204
ЧАСТЬ III. СВОР И ОБРАБОТКА ДАННЫХ. СТАТИСТИКА И
МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ ...................................................................................... 208
Глава 7. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
КАК ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ......................................................................................... 208 7.1. Измерения социальных явлений. Данные и их анализ ............... 208 7.2. Предмет социальной статистики ....................................................... 220 7.3. Основные понятия теории вероятностей, необходимые для аналитических исследований ..................................................................... 234 7.4. Искусство группировки дискретных данных................................. 237 7.5. От дискретных к непрерывным случайным величинам ............. 247
Глава 8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИКИ, ТЕОРИИ
ВЕРОЯТНОСТИ, ЭЛЕМЕНТОВ КОМБИНАТОРИКИ ДЛЯ
ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
ПОВЕДЕНИЯ СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ .......................................................................................................... 262 8.1. Статистический выборочный метод ................................................ 262 8.2. Корреляционный анализ связей ........................................................ 269
Глава 9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗНЫЕ СЦЕНАРИИ ...... 283 9.1. Определение и виды прогнозирования .......................................... 283 9.2. Динамические (временные) ряды как инструмент прогнозирования .......................................................................................... 290 9.3. Моделирование экспертной деятельности ..................................... 304
ЧАСТЬ IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМНОГО
АНАЛИЗА, СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ .......................................... 323
Глава 10. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ... 323 10.1. Компьютерная система и системный аналитик ......................... 323 10.2. Модель компьютерной системы ....................................................... 325


10.3. Основные понятия компьютерной системы. Источники информации и их свойства ....................................................................... 330 10.4. Понятие базы данных и информационного хранилища ............ 334 10.5. Понятия распределенной компьютерной системы.
Информационно-телекоммуникационные системы .............................. 341
Глава 11. БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ......... 350 11.1. Основные понятия безопасности информационных систем.. 350 11.2. Модели безопасности информационных систем.
Понятие доступа и мониторинга безопасности ................................... 357 11.3. Опосредованный несанкционированный доступ в компьютерной системе ............................................................................. 368 11.4. Основные понятия криптографии ................................................. 372 11.5. Электронная цифровая подпись ................................................... 385 11.6. Маркеры подлинности ....................................................................... 398
Глава 12. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В ГЛОБАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЯХ ................................. 402 12.1. Этапы проведения системных исследований с использованием информационных систем ........................................ 402 12.2. Обзор поисковых систем .................................................................. 407 12.3. Практическое использование поисковых машин ...................... 413 12.4. Защищенный документооборот ...................................................... 424 12.5. Процесс построения защищенной компьютерной системы для аналитических исследований ............................................................. 438
ПРЕДИСЛОВИЕ
Со второй половины XX в. появились десятки, а может быть, и сотни тысяч публикаций, посвященных изучению различных систем в живой и неживой природе, а также в обществе. Это сопровождалось многочисленными попытками классифицировать как сами системы, так и направленные на их изучение исследовательские работы. Широкое распространение в отечественной и зарубежной литературе получили понятия «система», «структура», «системный анализ»,
«системно-структурные исследования», «системный подход». В строгих научных, научно-популярных трудах и учебниках этим понятиям давались различные определения, они уточнялись, ограничивалась или расширялась область их применения. Однако до сих пор не существует общепринятых определений этих понятий и ясных границ их применимости.
По мере усложнения научных исследований и практической (предпринимательской, социальной и политической) деятельности стало совершенно очевидно, что имеются существенные различия между научными исследованиями различных систем в природе и обществе, с одной стороны, и аналитическими исследованиями, ориентированными на изучение системных явлений и процессов в социальной сфере, сфере бизнеса и в политической деятельности, - с другой. Забегая вперед, можно указать, что в самом сжатом виде эти различия сводятся к двум положениям. Научные исследования в конечном счете ориентированы на познание истины, то есть открытие достоверных, подтвержденных экспериментом и наблюдением законов природы и общества, новых фактов, методологии и методов их изучения, тогда как аналитические исследования в социальной, деловой и политической сфере направлены на удовлетворение запросов заказчиков, то есть руководителей различных общественных, предпринимательских и политических организаций и институтов.


Если для подготовки специалистов в области научных исследований на протяжении многих столетий создавались полноценные учебники и различные руководства, разрабатывались высокоэффективные методы, ведущие к получению истинных знаний, то в области предпринимательской, социальной и политической аналитики таких учебников и руководств практически нет, хотя существует обширная теоретическая и фактографическая литература.
Поэтому настоящая книга представляет, насколько нам известно, первую попытку написания монографического практического руководства для профессиональных аналитиков.
Предлагаемая читателю монография опирается на труды многочисленных исследователей в области менеджмента, социологии, экономики, политологии, экономической и математической статистики, информатики, теории и практики информационной безопасности и т.д. Данное руководство в строгом смысле не является учебником. Оно рассчитано на практикующих профессионалов, которые стремятся усовершенствовать свою исследовательскую методологию, систематизировать используемые методы, обобщить индивидуальный исследовательский опыт. Авторы отдают себе отчет, что данная книга, как и всякая первая попытка, далека от совершенства, и будут благодарны читателю за замечания и предложения.
Книга состоит из предисловия, введения и четырех частей. Часть первая написана доктором философских наук, профессором, заслуженным деятелем науки, экс- советником президента РФ, главным научным сотрудником ИНИОН РАН А.И. Р
АКИТОВЫМ
Часть вторая
- совместно профессором А.И. Р
АКИТОВЫМ
,
директором аналитического центра
Института повышения квалификации госслужащих Д.А. Б
ОНДЯЕВЫМ
И кандидатом юридических наук, начальником юридического отдела
ООО
«МЦДС», членом
Международного
Союза
Адвокатов
(UIA)
И.Б.
Р
ОМАНОВЫМ
При подготовке второй части были использованы материалы, предоставленные профессором А.Н. Р
АЙКОВЫМ
Часть третья написана доктором физико-математических наук, профессором, заместителем директора Российского
НИИ экономики, политики и права в научно- технической сфере СВ. Е
ГЕРЕВЫМ
Часть четвертая - доктором технических наук, профессором, полковником
ФСБ, героем России, советником Центрального банка РФ
А.Ю. Щ
ЕРБАКОВЫМ
Общая редакция и координация работ осуществлены А.И. Р
АКИТОВЫМ
,
научно-техническое и стилистическое редактирование, а также библиографический контроль - А.Э. Анисимовой.


ВВБДБНИБ
Герой детской книги «Приключения барона
Мюнхгаузена» однажды в охотничьем азарте попал в лесную чащобу и угодил в глубокое и чрезвычайно опасное болото. Болотная топь, глухо чавкая, начала засасывать коня и всадника. Положение казалось безнадежным. Но не тут-то было. Бравый барон крепче обхватил бока своего скакуна ногами, одной рукой натянул поводья, другой ухватил себя за косичку парика и начал изо всех сил тянуть вверх. Болоту не хотелось отпускать свою жертву. Но барон был ловок, находчив и упорен. Через несколько минут, вопреки закону тяготения, он вытащил себя и своего четвероногого друга из топи и спас, таким образом, не только свою жизнь, но и жизнь скакуна. Эта забавная, неправдоподобная история имеет прямое отношение к проблемам, которые будут обсуждаться в этой книге.
Современный мир не просто чрезвычайно сложен, он еще стремительно развивается. В нем происходят глобальные трансформации, резко меняющие расстановку и баланс экономических, политических и военных сил в масштабе всей планеты. Двухполюсный мир, существовавший до крушения Советского Союза в
90-е годы прошлого столетия, исчез, похоже, навсегда.
Однополюсный мир (с США в качестве единственного полюса) - тоже постепенно уходит в прошлое. По существующим прогнозам, к 2020 г. одной из самых мощных стран мира в военном и экономическом отношении будет Китай
1
. Затем выстроятся США,
Индия, Япония и Россия. Все это произойдет благодаря стремительному развитию современных технологий, расширению рыночной экономики и регулирующей роли наиболее развитых и бы-строразвивающихся стран мира. В 80-х годах XX в. мир был совсем не таким, как в первые десятилетия XXI в. Через 15-20 лет он будет не таким, как сейчас. Это со-
1 М
ЕНЬШИКОВ
С. «Сумеем ли мы восстановиться кейс империя?» // Известия. -
2007 - 28 июня. - С 17
всем не означает, что в мире восторжествуют всеобщая справедливость, благоденствие и братство народов, воцарится равномерное устойчивое развитие. Думать так означало бы предаваться утопиям. И, тем не менее, можно с уверенностью считать, что жизнь на планете изменится. Главный вектор этих изменений будет направлен в сторону перехода к «обществу знания»,
«обществу высоких технологий».
Об
«обществе знаний» теперь говорят государственные деятели, бизнесмены, экономисты, социологи, топ-менеджеры крупнейших транснациональных компаний и больше всего, конечно же, журналисты. При этом следует оговориться, что термин «общество, основанное на знаниях», или
«общество знаний», или «экономика, основанная на знаниях», нуждается в серьезных уточнениях. Дело в том, что любое человеческое общество основано на знаниях, и самое отсталое, и самое передовое.
Человечество, собственно, и возникло благодаря созданию знаний, выражаемых в языке и передаваемых от поколения к поколению, от одной социальной общности к другой. Правда, знания эти были совершенно различными.
Знания первобытного человека и современных физиков, химиков и инженеров, менеджеров и политиков качественно отличаются. Поэтому, когда в наши дни говорят об
«обществе, основанном на знаниях», то имеют в виду, прежде всего, научные знания.
Научные знания возникли еще в глубокой древности.
Однако важнейшим двигателем экономического развития, прежде всего промышленности, они стали лишь во второй половине XIX в. К. М
АРКС В СВЯЗИ С ЭТИМ писал: «Процесс производства выступает не как подчиненный непосредственному мастерству рабочего, а как технологическое применение науки»
2
. В XX в. важнейшая роль науки для развития экономики и совершенствования государственного производства и всех форм управления стала бесспорной. Это признавали и лидеры большого бизнеса в США и странах Западной Европы, и руково-
2. М
АРКС
К., Э
НГЕЛЬС
Ф С
ОЧ
2-е изд - М • Политиздат, 1969. - Т. 46. Ч 2. - С. 206
10
11