Файл: Руководство для профессиональных аналитиков москва 2009 rv удк 001. 51 Ббк72 с 40.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 511

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дители СССР. Во второй половине, и особенно к концу,
XX в. стало совершенно очевидно, что военное, экономическое, финансовое и политическое могущество той или иной страны в первую очередь зависит от умения использовать достижения науки для создания гражданских и военных технологий, новых конкурентоспособных товаров, для повышения благосостояния общества.
Наука в современном обществе оказывается не просто инструментом глубокого познания мира, но и крайне выгодным предприятием, от развития которого выигрывают государство, бизнес и население наиболее развитых стран мира. Происходит это благодаря тому, что на основе современной науки возникают и развиваются высокие технологии, создаются наукоемкие товары и услуги, обеспечивающие высокую конкурентоспособность отдельных предприятий, фирм, транснациональных корпораций и общества в целом.
Здесь мы сталкиваемся с тем, что можно назвать эффектом Мюнхгаузена. Наука вытаскивает использующие ее достижения частные и корпоративные предприятия, различные отрасли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и общество в целом из состояния застоя, отставания.
Не следует думать, однако, что в самых развитых обществах жизнь регулируется целиком и полностью одними лишь достижениями науки. Люди во всех странах мира решают свои повседневные дела: работают, развлекаются, учатся, путешествуют. Во всей мировой науке занято всего несколько миллионов, максимум - несколько десятков миллионов, человек, тогда как повседневная бытовая жизнь - удел сотен миллионов и миллиардов. В своей деятельности люди опираются на повседневные, бытовые знания и навыки, на культурные традиции, религиозные верования и т.д. В этом океане знаний все большую роль, наряду с научными, начинают играть мене джериальные, аналитические знания. И связано это с так называемой «менеджериальной» революцией.
Что же это за революция? Какую роль она играет в обществе? И как она связана с «обществом, построен-
12
ном на знаниях», «обществом высоких технологий»? Дело в том, что примерно до второй половины XIX в. большинство частных и корпоративных предприятий, а также важные государственные организации и учреждения управлялись особыми группами людей. В промышленности и на больших сельскохозяйственных предприятиях собственник, владелец был, как правило, и управляющим.
Если хозяйство было очень большим, то владелец нанимал управляющего, но сохранял за собой функции надзора и контроля над его деятельностью. Ответственные решения, в конечном счете, принимал сам владелец, собственник, а в масштабах государства - короли, императоры или их полномочные представители. Разумеется, и владельцы предприятий, и коронованные особы прислушивались к мнению советников и управляющих, но главная роль в принятии решений и их реализации принадлежала им.
Во второй половине XX в., с появлением огромного количества различных предпринимательских, общественных, политических структур, усложнением меж- страновых отношений, радикальными изменениями в политической картине мира, расстановке сил, грандиозным ростом финансовых и товарных потоков, обострением конкурентной борьбы на всех уровнях экономической и политической деятельности, функции управления общественными, политическими и экономическими организациями и институтами невероятно усложнились. Управленческая деятельность стала особой, чрезвычайно важной профессией. Возник новый слой, быстрорастущая социальная группа управляющих, или менеджеров. Менеджеры всех уровней, и особенно топ-менеджеры, стали одной из наиболее влиятельных сил современного общества, так как от их квалификации, знаний, умений, способности вырабатывать правильные решения, воплощать их в жизнь начал зависеть успех больших и малых организаций, транснациональных корпораций, внешней и внутренней политики государств.
Не диктатура пролетариата, как думали К. М
АРКС И
Ф.
Э
НГЕЛЬС полтораста лет
13

назад, а диктатура промышленных, финансовых и политических менеджеров будет определять важнейшие глобальные процессы в обозримом будущем.
Современный менеджмент не менее сложное дело, чем выработка научных знаний и реализация научных достижений. В обществе высоких технологий, основанном на научных знаниях, инновационный процесс сам в значительной степени стал зависеть от качества менеджмента. Объем знаний, которым должен владеть современный менеджер, чрезвычайно велик.
Даже самый выдающийся топ-менеджер не может одновременно осуществлять все менеджериальные функции: то есть анализировать происходящие на соответствующих рынках процессы, компетентно разбираться в законодательстве и государственной политике, влияющей на бизнес, проводить правильную кадровую политику, изучать стратегию и тактику своих конкурентов. Поэтому на средних и крупных частных и корпоративных предприятиях, в государственных организациях и ведомствах различного уровня функции анализа и прогнозирования, изучения деятельности конкурентов и партнеров, как правило, выполняют особые специалисты. Их обычно называют аналитиками. Они должны владеть особой методологией, для того чтобы подготавливать топ-менеджерам проекты стратегических решений, отчеты с анализом ситуации на рынках, изучать изменения, происходящие как в самой фирме, так и в окружающей ее социальной и экономической среде. То же самое можно сказать и о функции аналитиков в органах государственной исполнительной, судебной и законодательной власти.
Подготовка и своевременное принятие тех или иных законов, решений и документов, а также осуществление различных мероприятий на уровне министерств, административных органов субъектов федерации (коль скоро речь идет о России) или штатов (когда речь заходит, например, о США) в решающей степени зависят от деятельности аналитиков.
Деятельность, которую осуществляют аналитики, мы будем называть аналитическими
(системно- структурными) исследованиями (АИ, ССИ), или системным анализом. В книге эти понятия будут использоваться как синонимы, имеющие идентичный смысл и значение. Они складывались в рамках разных научных направлений, но в настоящее время это имеет скорее исторический, чем практический интерес. С самого начала нужно, хотя бы в самом общем виде, уяснить принципиальное различие и взаимосвязь между научными исследованиями, с одной стороны, и аналитическими, или системно-структурными, - с другой.
Научные исследования ориентированы на познание фундаментальных закономерностей природы, общества и человека, открытие достоверных фактов, получение новых опытно-экспериментальных данных. Критерием, мерилом научности знаний является истина, хотя само это понятие неоднозначно. Так, в математике теорема считается истинной, если она доказана, выведена из непротиворечивой и полной совокупности аксиом. В физике тот или иной закон рассматривается в качестве истинного, если он подтверждается многократно повторяемыми и воспроизводимыми экспериментами и наблюдениями.
Понятно, что аналитические исследования должны учитывать результаты, полученные в науке, и опираться на них насколько это возможно и необходимо.
Но высшей целью аналитических исследований является решение задач, поставленных заказчиком, в качестве которых обычно выступают топ-менеджеры или менеджеры более низкого ранга, работающие в бизнесе и государственных организациях. Целью этих менеджеров является успех, эффективность руководимой ими деятельности: получение наиболее высоких прибылей, производство наиболее конкурентных товаров и услуг, завоевание новых рынков сбыта, победа над политическими противниками.
Научные исследования, особенно фундаментальные, рано или поздно могут приводить к практическим, экономическим и социальным результатам, но это происходит не всегда. Зачастую фундаментальные
14
15

научные открытия дают практические результаты через десятки, а то и сотни лет. Напротив, знания, вырабатываемые системными аналитиками социально-экономической сферы, должны приносить плоды «сегодня» или «завтра». Они чрезвычайно востребованы менеджерами и специалистами разных рангов, работающими в органах управления экономическими, социальными и политическими процессами. Ученый может сказать: «Мои открытия когда-нибудь понадобятся и, может быть, приведут к крупным изменениям в технологии, медицинской практике, производстве сельскохозяйственной продукции и т.д.». Системный же аналитик должен исключить из своего лексикона слова «когда-нибудь» и
«может быть». От результатов его работы во многом зависит успех фирмы, компании, корпорации или государственного ведомства. Иными словами, работа системного аналитика непосредственно связана с различными общественными институтами и организациями, их взаимодействием и противостоянием.
Указанные различия между научными и аналитическими исследованиями чрезвычайно существенны, так как они обуславливают особенности методов и методологии научных и аналитических исследований.
Методология современных научных исследований начала осознаваться и разрабатываться еще в XVII в.
Современный ученый, будь то математик, физик, историк или экономист, начинает овладевать этой методологией уже на студенческой скамье. Что же касается методологии аналитических исследований в сфере социально-экономической и политической деятельности, то она начала интенсивно разрабатываться лишь с середины прошлого столетия.
Профессиональные, практически работающие аналитики, обладающие хорошей научной подготовкой, не всегда в полной мере владеют методологией аналитических исследований.
Эта книга ориентирована как на профессиональных аналитиков, уже имеющих опыт работы и выработавших свои собственные приемы и методы аналитических исследований, так и на тех специалистов, которые лишь собираются заняться аналитическими исследованиями в сфере социально-экономической и политической деятельности.
Подобно тому как в ходе менеджериальной революции последних десятилетий
XX в. сформировался и стал большой общественной силой слой профессиональных менеджеров, системные аналитики (по мере углубления и расширения глобальных трансформаций) будут играть все большую роль в интеллектуальной сфере высокоразвитых и развивающихся стран. Это, в свою очередь, означает, что возрастет и роль методологии системного анализа и аналитических исследований.


16
17

Часть I
МЕТОДОЛОГИЯ
АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Отдельный человек, группа людей, большие и малые сообщества, социальные институты и организации живут в мире решений, целей и систем. Какие именно цели они преследуют, зависит от ценностей, которые они ставят выше всего, от жизненных установок, от того, чего они хотят добиться и что они боятся потерять. Достижение любой цели требует выработки определенных решений и осуществления целого ряда мероприятий. Адекватность принимаемых решений и эффективность деятельности по их реализации зависят от объема знаний, которыми располагает лицо или лица, принимающие решение, от усилий, навыков и умений тех, кто эти решения воплощает в действительность. Для того чтобы цель была достигнута, необходимо еще правильно осознать ситуацию, явления и процессы, в которых осуществляется деятельность людей. Эти явления, ситуации и процессы носят системный характер. И это было понято еще мыслителями глубокой древности.
Особенно отчетливым стало понимание системного характера окружающего нас мира в Новое и Новейшее время.
К середине XX в. важность системного мышления и системного подхода к социальным явлениям была уже осознана, и это понимание было реализовано в крупных экономических, социальных, военных и многих других проектах. В Советском Союзе была разработана система государственного планирования экономического и социального развития. И хотя знаменитые «пятилетки» выполнялись далеко не всегда (и зачастую - слишком высокой ценой), опыт системного государственного и корпоративного планирования нашел применение во многих странах и корпоративных организациях. Во время Второй мировой войны в США была разработана и реализована система планирования и управления боевыми операциями, например, при высадке союзнического десанта на европейском побережье. Системный характер носила разработка и реализация боевой операции, известной под названием Сталинградская битва.
Во второй половине XX в. наступила новая эпоха, которую называют эпохой глобальных трансформаций.
Человеческое сообщество в планетарном масштабе все в большей степени стало обнаруживать свой системный или, как часто говорят, сетевой характер.
Системы транспортных магистралей, телекоммуникаций, потоков финансов, товаров и услуг продолжают становиться все более сложными, разноплановыми, разнонаправленными. Использование и управление ими требует выработки все более сложных стратегических и оперативно-тактических решений. Эти решения тем более эффективны, чем выше профессиональное мастерство системных аналитиков, чем лучше владеют они методами системно-структурных исследований, чем выше уровень их методологического мышления.
О методологии научных исследований написаны горы литературы.
Однако методология системных аналитических исследований разработана еще слабо. В отличие от методологии современных естественных, математических и социально-гуманитарных наук, методология аналитических исследований не имеет прочных общепринятых теоретических основ. А между тем еще в XIX в. знаменитый немецкий физик Л.
Б
ОЛЬЦМАН писал: «Нет ничего практичнее хорошей теории»
3
. В первом приближении можно сказать, что методология в любой области знаний представляет собой теорию методов, способов, приемов, которые используют практические исследователи при решении тех или иных проблем. К методологии обращаются тогда, когда эти методы, приемы и способы дают сбои, не приводят к ожидаемым результатам. Поэтому методология соответствующей области знаний является весьма важным и необходимым инструментом повышения эффективности и адекватности исследовательской
3. Цит. по книге Р
АКИТОВА
А.И. Анатомия научного знания. - М. 1969.
18
19

деятельности, особенно в сложных и быстроменяющихся ситуациях и процессах. Именно с ними, как правило, приходится иметь дело профессиональным аналитикам.
Методология аналитических исследований, экономических, социальных и политических проблем чрезвычайно сложна. Естественно, что изложить ее в одной книге просто невозможно. Поэтому мы выделяем четыре основные проблемы, с которыми в первую очередь сталкивается каждый профессиональный аналитик:
• овладение основными понятиями, принципами, правилами методологии аналитических исследований;
• системные исследования управления и принятия решений;
• сбор и обработка данных, статистический анализ и моделирование изучаемых системных явлений;
• информационное обеспечение системного анализа и информационная безопасность.
В соответствии с указанными проблемами располагаются и части этой работы.