Файл: Курсы повышения квалификации Антикоррупционная политика Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. Социально-правовая сущность и основные признаки корупции. Виды коррупции
Политический, экономический и правовой аспекты коррупции
2.2. Проблемы измерения коррупции.
Модуль 3. Национальные методики измерения уровня коррупции
3.2. Сущность и структура антикоррупционной политики.
Модуль 4. Основные особенности антикоррупционной политики в современной России
4. Основные особенности антикоррупционной политики в современ ной России
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова»
У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А
Курсы повышения квалификации:
«Антикоррупционная политика Российской Федерации»
Дополнительная профессиональная программа
Нижний Новгород
2014
I. Общие положения
I.1. Актуальность. Назревшие потребности общества и государства в подготовке специалистов в области преодоления явления коррупции является важнейшей научно-педагогической задачей. Несомненна также и актуальность обучения по дополнительным профессиональным программам, посвященным вопросам антикоррупционной политики Российской Федерации. Практическая значимость данного курса повышения квалификации определяется его содержанием, предполагающим предоставление объективной информации о масштабах коррупции, а также опыте и механизмах ее преодоления в России и за рубежом, формирование корпоративных этических норм в отношении коррупции.
I.2. Данная дополнительная профессиональная программа «Антикоррупционная политика Российской Федерации» предназначена для повышения квалификации сотрудников МЧС, в первую очередь, руководящего состава региональных центров и управлений МЧС России.
I.3. Цель обучения - дать слушателям курса знания по причинам возникновения, особенностям проявления и путям противодействия коррупции в России, направленным на искоренение данного негативного явления в общественно-политической жизни страны.
II. Результаты освоения программы
II.1. Результатом освоения программы является совершенствование следующих общих и профессиональных компетенций:
Наименование компетенции | Характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию |
общепрофессиональные качества | - знание основных правовых и нравственных норм поведения в рабочем коллективе, «кодекса чести» государственного чиновника и служащего, обязанностей в сфере антикоррупционных мероприятий; - давать теоретические объяснения причинам и формам проявления коррупции в России; - навыками предотвращения коррупционных связей на уровне работы в коллективе, общественных и государственных структурах. - знание механизмов возникновения коррупции, ее причины и формы проявления в организациях, предприятиях и рабочих коллективах; - умение предотвращать коррупционные инциденты в рабочем коллективе; - владение теоретическими навыками действия по поводу предотвращения и ликвидации коррупционных инцидентов в госструктурах и организациях. |
организация управленческой деятельности | - знание механизмов коммуникационного взаимодействия по поводу предотвращения и пресечения актов коррупции. - умение сплотить и мотивировать коллектив на достижение целей антикоррупционной политики РФ; - владение нормативными и теоретическими знаниями в сфере борьбы и предотвращения коррупции и повышения эффективной работы коллективы, достижения прозрачности финансовой отчетности. |
II.2. Обучение по программе проводится по очной форме обучения с включением элементов электронного и дистанционного обучения без отрыва от основной профессиональной деятельности. Слушателям предлагается последовательное освоения модулей, включающих теоретическое обучение и семинарские занятия.
III. Трудоемкость программы
Общая трудоемкость программы - 72 часа.
В том числе:
Лекционных занятий - 36 часов
Семинарские занятия - 36 часа
Итоговая аттестация - 2 часа
III. Тематическое содержание, виды учебной работы
III.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование модулей, разделов, тем | Всего часов | | ||
Лекции | Семинарские занятия | ||||
1. | Модуль 1.Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции. Виды коррупции. | 18 | 9 | 9 | |
1.1. | Политический, экономический и правовой аспекты коррупции | 8 | 4 | 4 | |
1.2. | Виды коррупции: деловая коррупция (административная коррупция, «захват государства», «захват бизнеса»), бытовая коррупция. Причины роста коррупционных проявлений. | 10 | 5 | 5 | |
2. | Модуль 2.Признаки коррупции. Взаимосвязь коррупции с организованной преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. | 18 | 9 | 9 | |
2.1 | Измерение уровня коррупции: межстрановые и национальные методики. Проблемы измерения коррупции. | 9 | 4 | 5 | |
2.2 | Межстрановые методики измерения уровня коррупции: индекс восприятия коррупции (ИВК), барометр мировой коррупции, индекс взяткодателей, индекс «Контроль за коррупцией», индекс непрозрачности государственного сектора. | 9 | 4 | 5 | |
3. | Модуль 3.Национальные методики измерения уровня коррупции | 18 | 9 | 9 | |
3.1. | Индекс региональной коррупции в России, «оценка уровня коррупции», «понимание коррупции», «установка на коррупцию», «доверие к власти», «настроение», «успешность бизнеса», «зависимость от власти», «вовлеченность в коррупцию». | 9 | 4 | 5 | |
3.2. | Сущность и структура антикоррупционной политики. Определение антикоррупционной политики. Субъекты и объекты антикоррупционной политики. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики. | 9 | 4 | 5 | |
4. | Модуль 4.Основные особенности антикоррупционной политики в современной России | 18 | 9 | 9 | |
4.1. | Роль политической элиты, общества и СМИ в формировании антикоррупционного сознания. | 9 | 4 | 5 | |
4.2. | Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания. Институты политической системы в противодействии коррупции. Парламентские расследования. | 9 | 4 | 5 | |
| ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
III .2. Тематическое содержание
Модуль 1. Социально-правовая сущность и основные признаки корупции. Виды коррупции
Политический, экономический и правовой аспекты коррупции
Коррупция как латентно выстроенная система социального управления. Виды коррупции: деловая коррупция (административная коррупция, «захват государства», «захват бизнеса»), бытовая коррупция. Причины роста коррупционных проявлений. Уровни коррупции (межличностный, получение отдельными структурами частного сектора привилегированного доступа к государственным ресурсам или государственным услугам, рентоискательское поведение самого бюрократического аппарата).
-
Виды коррупции: деловая коррупция (административная коррупция, «захват государства», «захват бизнеса»), бытовая коррупция. Причины роста коррупционных проявлений
Коррупция как особая форма противоправной аморальной деятельности, наличие определённых коррупционных отношений, сознательное подчинение публичных интересов интересам частным, нанесение ущерба авторитету власти, присутствие взаимных обязательств между принимающим государственное решение и тем, кому оно выгодно, латентность (закрытость, секретность) отношений, сложившийся сленг (лексика).
Модуль 2. Признаки коррупции. Взаимосвязь коррупции с организованной преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков
2.1. Измерение уровня коррупции: межстрановые и национальные методики
Измерение уровня коррупции: межстрановые и национальные методики.Проблемы измерения коррупции. Основные международные и российские институты, занятые исследованием оценки коррупции.
2.2. Проблемы измерения коррупции.
Индекс восприятия коррупции, барометр мировой коррупции, индекс взяткодателей, индекс «Контроль за коррупцией», индекс непрозрачности государственного сектора.
Модуль 3. Национальные методики измерения уровня коррупции
3.1. Индекс региональной коррупции в России.
Индекс региональной коррупции в России, «оценка уровня коррупции», «понимание коррупции», «установка на коррупцию», «доверие к власти», «настроение», «успешность бизнеса», «зависимость от власти», «вовлеченность в коррупцию».
3.2. Сущность и структура антикоррупционной политики.
Определение антикоррупционной политики. Субъекты и объекты антикоррупционной политики. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики.Модуль 4. Основные особенности антикоррупционной политики в современной России
4.1. Роль политической элиты, общества и СМИ в формировании антикоррупционного сознания.
Обеспечение беспрепятственного доступа граждан к исполнительно-распорядительным документам органов власти, контроль за ходом государственных конкурсов, развитие системы общественной экспертизы законопроектов и подзаконных актов, образование и развитие экспертных сообществ в области противодействия коррупции, образование общественно-экспертных советов при органах госвласти, стимулирование системы общественного мониторинга в сфере противодействия коррупции.
4.2. Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания. Институты политической системы в противодействии коррупции. Парламентские расследования.
Условия эффективности их проведения. Значение парламентских расследований в сфере противодействия коррупции. Актуальные проблемы обеспечения системы финансового контроля в России. Противоречия и проблемы в системе финансового контроля в России. Отсутствие систематизации и большое количество проверяющих органов. Необходимость разграничения внутреннего, внутриведомственного и внешнего независимого финансового контроля. Борьба с нецелевым расходованием бюджетных средств. Контроль за исполнением федерального бюджета по доходам. Субъекты финансового контроля в России: Счётная палата, МВД, ФСБ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов).
Порядок формирования Счётной палаты РФ. Три направления Счётной палаты, раскрывающие её роль в противодействии коррупции (контрольные мероприятия, помощь в создании внутриведомственного финансового контроля, экспертиза правовых актов).
Роль гражданского контроля в противодействии коррупции Сущность гражданского контроля. Развитие гражданского контроля как основа демократизации и модернизации современного общества.
IV. Формы контроля
Контроль результатов обучения выполняется в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Текущий контроль результатов теоретического электронного обучения организуется во время семинарских занятий в ходе выполнения заданий, предлагаемых слушателям.
Рубежный контроль проводится по результатам освоения модуля в форме «круглого стола», посвященного анализу изученного материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершению обучения в комплексной форме: защита квалификационной работы.
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
V.1. Основная литература:
-
Антикоррупционная политика. Учебное пособие для вузов / Под ред. Сатарова Г.А. М.: РА «СПАС», 2004. 368 с. -
Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. Учебное пособие. М.: Экономика, 2002. 334 с. -
Инструменты противодействия коррупции. Материалы круглого стола 3 марта 2005 г. // Под ред. А. Владиславлева, В.Никонова, А. Салмина. М.: Фонд «Единство во имя России», 2005. 80 с. -
Клюковская И.Н. Антикоррупционная политика как вид правовой политики // Современное право. М.: Новый Индекс, 2004, № 4. С. 16-21. -
Малько А.В. Коновалов И.Н. Лопашенко Н.А. Антикоррупционная политика: справочник / Под ред. Малько А.В. М.: Велби Проспект, 2006. 384 с. -
Овчинский А.С. Информационные воздействия и организованная преступность: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2007. 176 с.
V.2.Дополнительная литература:
1. Перенджиев А.Н. Гражданский контроль как основа антикоррупционной политики в Вооруженных Силах // Материалы круглого стола: «Общество и армия: развитие военно-гражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности России». М.: Красная звезда, 2008. С.62-66.
2. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О.А. Алякринского. М.: Логос, 2003. 356 с.
3. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянов И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2009. 304 с.
4. Фалина А.С. Взаимодействие государства и бизнеса в разработке и реализации антикоррупционной политики Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2010. 108 с.
5. Шишкарёв С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. М.: КДУ, 2010. 248 с.
V.3.Программное обеспечение:
-
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы:Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р [Электронный ресурс]. – Интернет: www.http://минобрнауки РФ -
Об утверждении квалификационных характеристик должностей профессорско-преподавательского состава в НГЛУ: Приказ № 153 ОС/Д от 01.09.2011. – Н. Новгород: НГЛУ, 2011. – 11 с. -
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» [Электронный ресурс]. – Интернет: