Файл: Мариупольский государственный университет имени А. И. Куинджи.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Мариупольский государственный университет имени А.И. Куинджи»

Выполнила студентка

1 курса группы ФКиС-22М

Цыбатова Екатерина Евгеньевна

Методология и методы научных исследований

Понятие метода и методологии


Метод

Это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта

Научный метод

система

правил и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.

Признаки научного метода:

1) ясность или общедоступность;

2) отсутствие стихийности в применении;

3) направленность или способность обеспечивать достижение цели;

4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;

5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;

6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени

Понятие методологии

Методология в философском контексте – это учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода

Общенаучная и частно-научная методология

Общенаучные методы разделяют на:

общелогические, применяемые в любом акте познания и на любом уровне. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия, абстрагирование;
методы эмпирического исследования, применяемые на эмпирическом уровне исследования (наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение);

методы теоретического исследования, применяемые на теоретическом уровне исследования (идеализация, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и т.д.);
методы систематизации научных знаний (типологизация, классификация)


Структура научного исследования

Объект исследования — фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта, и который существует вне и независимо от сознания познающего субъекта;
Предметом исследования является - часть объекта, непосредственно задействованная в исследовании;
Цель исследования – идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются научно-познавательные действия.


Общелогические методы научного исследования

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения;
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое;
Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств и отношений изучаемого объекта при одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя. В результате появляются «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы;
Обобщение – установление общих свойств и признаков объектов. Общее – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся признаки, черты, которые принадлежат единичным явлениям или всем предметам данного класса;


Общелогические методы научного исследования

Индукция – метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;
Дедукция – метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера;
Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;
Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.




Методы эмпирического исследования

Наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке
Сравнение – метод, выявляющий сходство или различие объектов, т.е. их тождество и различия.
Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом


Методы эмпирического исследования

Эксперимент – метод исследования, при помощи которого происходит активное и целенаправленное восприятие определенного объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Особенности эксперимента:
активное отношение к объекту вплоть до его изменения и преобразования;
многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;
возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
возможность рассмотрения явления «в чистом виде» путем изоляции его от внешний влияний, или путем изменения условий эксперимента;
возможность контроля за «поведением» объекта и проверки результатов


Методы эмпирического исследованиям

Стадии проведения эксперимента:

планирование и построение;
контроль;
интерпретация результатов.

Структура эксперимента:
объект исследования;
создание необходимых условий;
методика проведения эксперимента;
гипотеза или теория.


И еще:

Выделяют также качественные эксперименты, имеющие целью установить наличие или отсутствие предполагаемого явления, и измерительные эксперименты, выявляющие количественную определенность некоторого свойства.