Файл: Памятники светской литературы Киевской Руси по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Памятники светской литературы Киевской Руси.

по учебной дисциплине: История русского языка

 

Выполнил(а): Сафаров Азизбек .К.Фамилия И.О.

Направление подготовки: Педагогическое образование

Форма обучения: заочная

Оценка: ____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“_21___”____04____________2023____г

Омск, 2023


Оглавление
Введение ­­­­­­­­­­­­­­­

1. Памятники древнерусской литературы

2. Памятники древнерусской истории

Заключение

Список литературы

Введение

В конце X века, возникла литература Древней Руси, на основе которой родилась литература трёх народов – украинская, русская, белорусская. Древнерусская литература возникла с принятием христианства и первоначально была направлена обслуживать потребности церкви: призвана обеспечивать церковный обряд, распространять историю христианства, воспитывать общества в духе христианства. Эти задачи определяли и жанровую систему литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;

2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;

3) изучить наследие древнерусской философии.

Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

1. Памятники древнерусской литературы
Письменность в Древней Руси возникла задолго до принятия христианства и поэтому появление письменности не могло быть заимствованным. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит. Происхождение славянской азбуки связана с братьями Кириллом и Мефодием (около 815 - 885г). Славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Ученые предполагают, что сначала Кириллом была создана глаголица, «глаголить» ― говорить. Позднее греческий алфавит и элементы глаголицы и составили новую азбуку ― кириллицу.


Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык с греческого много книг, некоторые сохранились в отличном состоянии и к отношению к грамоте и книжности. Но не только создатели книг на Руси обладали грамотой. Книг древней Руси сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже то что сохранилось позволяет представить себе содержимое библиотек. Считается самым древним Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи.

Особенности древнерусской литературы было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Составлялись разные «Изборники», в которых читались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Ранняя древнерусская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей.

«Поучение» Владимира Мономаха, которое было обращено к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходил к рассказу о собственной жизни, как образца для подражания. В обращении говорится, что он с 13 лет трудился, был в походах, всего перечислено 69 походов. Одно из главных мест в «Поучении» отводится качествам правителя, в особенности моральным. Он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.

Описание путешествий – один жанров, который возник в результате расширения экономических и политических связей Древней Руси с Западом и Востоком. Вот к примеру, «Житие и хождение Данила..» - это древнерусский жанр из записок путешественника. Автор описывает природу, устои и обычаи Иерусалима, вставляя в повествование сказания и легенды, излагает свои думы о земли русской. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина XV века ― «первое в европейской литературе описание Индии, сделанное с большей наблюдательностью».

После Куликовской битвы 1380г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.

С приходом христианства на Руси был дан мощный толчок к дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотные люди, грамотеи формировались в школах, которые были при церквях, а позднее и при монастырях.

Открывались не только школы для мальчиков, но была возникали школы для девушек в Андреевском монастыре, который находился в Киеве. Девиц обучали женским ремеслам и письму. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.

Христианская литература Руси «знакомила людей с новыми нормами нравственности и морали, расширяла кругозор и сообщала исторические и географические сведения».

Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.

Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.
2. Памятники древнерусской истории
Одно из важных мест в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописи относятся к IX веку, это небольшие записи в несколько строк. Постепенно летописи становятся подробными.

Первая запись летописи была записана в X веке. Ее задача была отразить историю Руси с того времени, как появилась династия Рюриковичей и до того как пришел к власти Владимир. Литературоведы считают что, до появления этого существовали отдельные записи: церковные рассказы. Это истории о походах русских войск на Византию, о путешествиях в Константинополь Ольги, о трагедиях Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. Первая летопись Владимира Мономаха - «Поучение детям». Следующая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени правления князя Ярослава. В это время на Руси рождаются новые литературные произведения. Следующая запись была написана Илларионом, который писал его под именем Никона.

Самая древнейшая из дошедших до наших дней летопись ― «Повесть временных лет». Она была создана на основе летописей, которые были до нее, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. В «Повести временных лет» «рассказывалось о расселении и происхождении славянских народов, о древнейшей истории племён восточнославянских. О
первых князьях Киева, об истории Древнерусского государства до начала XII века».

Используя предыдущие записи, Нестор описывает широкую панораму исторических событий. Нестор рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей, об исторических деятелях, князьях, бояр, купцов, посадников, церковных служителях. Нестор всегда касается жизни народа, его настроений. В них мы можем увидеть восстания, убийства князей. Автор все описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Ученым историкам Нестор показывает ту самую версию о происхождении русской княжеской династии. И доказывает, что русский народ – имеет свою историю, которой он может гордиться.

Летописное повествование Нестора «отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своё отношение к ним. Меняются летописцы ― меняются и оценки». Одни авторы делают главный акцент на крещение Руси, другие ― на борьбу противостоящими племенами, третьи ― на военные походы князей Руси. Но ведущей темой большинства летописей становится идея создания единства Руси.

В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования ― погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание.

«Повесть временных лет», которое является частью русских летописей, и которое продолжает традицию русского летописания. В «Повести временных лет» можно увидеть как рождается славянская письменность, благодаря русскому народу и как образовывается великое русское государство. Нестор рассказывает о народах, которые платили дань русачам, показывает, что племена, которые угнетали славян, ушли, а славяне теперь остались и вершат судьбами своих соседей.

«Повесть временных лет» - это труд, написанный в становлении Киевской Руси и этот труд по истории стал основным.

Писатели и летописцы древней Руси писали в своих сочинениях о главной политической проблеме - проблеме как можно крепче и быстрее объединить всех русских князей в одной борьбе против чужеземного вторжения, Поэма «Слово о полку Игореве», созданная в 1185 году в Киеве, посвящено той же теме ― обличению несогласия князей. Суть ее ― это призвать русских князей к воссоединению, перед нашествием монгольского полчища. Эта разобщённость и недружелюбие русских князей сыграла большую роль в годы, когда монголо-татары нападали на русские земли.


«Слово» ― это памятник литературы. Поэма – это волнующий призыв князей к единению Русской земли, и мужестве русского простого народа, и о погибших, и главное это размышления о Руси в мировой истории, и взаимосвязи русского народа с другими народами».

Игорь, Всеволод, Святослав ― все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим непродуманным походом князь Игорь нанёс большой урон своим делам и соседним землям. Автор произведения любуется и осуждает своим воином, он смиряется с раздробленностью русской земли, до того времени, когда придет создание централизованное государства. Автор произведения мечтает о том мгновении, когда за нашу землю вместе заступятся все князья Руси, и защитят матушку-землю, он горячо требует от князей действий, которые будут согласованы против врагов - чужеземцев. Автор – молит и говорит как равный со всеми.

Главная героиня произведения - Русская земля. Автор гордится её необычайным мастерством. Образ нашей родины, созданный с чувством огромной и страстной любви к ней. Поход Игоря хоть и заслуживает осуждения, но герой так же остаётся идолом княжеских доблестей. Князь мужествен и он не обращает внимание на предзнаменование - затмение солнца. Действие «Слова» разворачивается от Новгорода Великого до Карпат. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем жизненнее становится ее образ, где оживают реки, наделяются разумом птицы и звери. Ощущение пространства и простора, постоянно присутствует. Автор «Слова» находился под сильным влиянием устной поэтической культуры и народного языческого миросозерцания. Фольклорные элементы слиты с литературными. Это особенно чётко видно в «словах» и «плачах» (плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач русских жён).

Древнерусские книжники не ограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали свои тексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятников историографии занимает «Русский хронограф», составленный в начале XVI века. Он охватывает всемирную историю от «сотворения мира» до 1453г. ― года завоевания турками Константинополя. Уже с XII века на Руси известна «Хронографическая Александрия» ― это обширное повествование о жизни и походах Александра Македонского. Об истории Греции мы узнаём их «История разрушения Трои». Эти произведения также входили в «Русский хронограф».