ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поведения и результатов деятельности. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет в диаде «начальник – подчиненный». Анализ межличностных конфликтов показывает, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в результате работы. При оценке же подчиненного начальником последний чаще оценивает его по тому, что подчиненному не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными документами, требованиями к деятельности и ее целью. Такой подход характерен не только для руководителей, но и вообще для оценки человеком других людей.
Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг,
ущерба самооценки и внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов,
необходимо отметить важную особенность. Речь идет чисто о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной причиной конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит субъективно оцениваемую оппонентами допустимую величину.
Что касается коллектива, то создание благоприятной обстановки для общения членов коллектива между собой с целью предотвращения конфликтов, поддержка сотрудничества как универсальный способ предотвращения и профилактики конфликтов, поддержка и укрепление сотрудничества, отношения взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликтов. Ее решение носит комплексный характер и включает методы социально-психологического,
организационно-управленческого и нравственно-этического характера.
Важнейшими из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, являются следующие:
·
Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение потенциальных конфликтующих в общее дело, в процессе осуществления которого у возможных противников появляется поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно решать имеющиеся проблемы.
·
Метод доброжелательности, симпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию к другим людям, к пониманию их внутреннего состояния предполагает выражение необходимого соболезнования товарищу по работе, готовность оказать ему практическую поддержку. Использование этого метода особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сожаления и соболезнования, широкая и оперативная информация о событиях, которые происходят, приобретают особо важное значение.
·
Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. В случае возникновения любых разногласий, которые могут спровоцировать конфликт,
важнейшим методом предотвращения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражения должного уважения к его личности.
Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение его к нашему достоинству и авторитету.
·
Метод взаимного дополнения предполагает направленность на такие способности партнера, которыми не обладаем мы сами. Да, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополняющий особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае оказываются очень прочными.
·
Метод недопущения дискриминации людей требует избегания подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между
Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг,
ущерба самооценки и внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов,
необходимо отметить важную особенность. Речь идет чисто о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной причиной конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит субъективно оцениваемую оппонентами допустимую величину.
Что касается коллектива, то создание благоприятной обстановки для общения членов коллектива между собой с целью предотвращения конфликтов, поддержка сотрудничества как универсальный способ предотвращения и профилактики конфликтов, поддержка и укрепление сотрудничества, отношения взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликтов. Ее решение носит комплексный характер и включает методы социально-психологического,
организационно-управленческого и нравственно-этического характера.
Важнейшими из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, являются следующие:
·
Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение потенциальных конфликтующих в общее дело, в процессе осуществления которого у возможных противников появляется поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно решать имеющиеся проблемы.
·
Метод доброжелательности, симпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию к другим людям, к пониманию их внутреннего состояния предполагает выражение необходимого соболезнования товарищу по работе, готовность оказать ему практическую поддержку. Использование этого метода особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сожаления и соболезнования, широкая и оперативная информация о событиях, которые происходят, приобретают особо важное значение.
·
Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. В случае возникновения любых разногласий, которые могут спровоцировать конфликт,
важнейшим методом предотвращения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражения должного уважения к его личности.
Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение его к нашему достоинству и авторитету.
·
Метод взаимного дополнения предполагает направленность на такие способности партнера, которыми не обладаем мы сами. Да, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополняющий особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае оказываются очень прочными.
·
Метод недопущения дискриминации людей требует избегания подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между
ними. С точки зрения профилактики конфликтов метод имеет преимущества, позволяя избежать появления таких негативных эмоций, как чувство обиды.
·
Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки. Для этого практика выработала множество способов: юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическую напряженность, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают положительные чувства, взаимные симпатии и создают морально- психологическую атмосферу в организации, которая предотвращает возникновение конфликтов.
Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
Эмоциональное выгорание в современной психологии осмысливается как многомерное социальное явление. Не случайно этот феномен стал предметом повышенного внимания исследователей.
Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы с одной стороны индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным условиям,
существующим в данном месте и в данное время.
Современный человек, особенно в городах, испытывает колоссальные нервные перегрузки, вызванные обилием информации. Наше время отмечено возникновением или усилением целого ряда стрессогенных факторов, разрушительно влияющих на психическое и физическое здоровье.
При выборе оптимальной стратегии реагирования на стресс необходимо расставлять приоритеты. Полное снятие стрессовой активации значительно снижает возможности человека максимально реализовать себя в профессиональной деятельности, в то время, как излишний стресс вызывает серьезные нарушения в организме.
·
Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки. Для этого практика выработала множество способов: юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическую напряженность, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают положительные чувства, взаимные симпатии и создают морально- психологическую атмосферу в организации, которая предотвращает возникновение конфликтов.
Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
Эмоциональное выгорание в современной психологии осмысливается как многомерное социальное явление. Не случайно этот феномен стал предметом повышенного внимания исследователей.
Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы с одной стороны индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным условиям,
существующим в данном месте и в данное время.
Современный человек, особенно в городах, испытывает колоссальные нервные перегрузки, вызванные обилием информации. Наше время отмечено возникновением или усилением целого ряда стрессогенных факторов, разрушительно влияющих на психическое и физическое здоровье.
При выборе оптимальной стратегии реагирования на стресс необходимо расставлять приоритеты. Полное снятие стрессовой активации значительно снижает возможности человека максимально реализовать себя в профессиональной деятельности, в то время, как излишний стресс вызывает серьезные нарушения в организме.
Для того чтобы умело управляться с собственным психическим состоянием,
необходимо любить себя, относиться к своему телу, душе с превеликим почтением и безусловным уважением.
Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения может контролировать состояние стресса.
Вопросы для сампроверки:
1.
Ваше отношение к манипуляциям в общении.
2.
Какие виды классификации манипуляций вы можете назвать?
3.
Как можно бороться с манипуляторами?
4.
Чем осознанные манипуляции отличаются от неосознанных манипуляций?
5.
Перечислите синтоны, которые вы используете в общении.
6.
Какие социально-психологические способы предупреждения конфликтов вы можете назвать?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Богомолова Т.П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) /
Т.П. Богомолова, Э.А. Понуждаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 418 с.:
табл., ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9883-9; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/
2.
Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник / Т.Н.
Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. –287 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01542-2; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3.
Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский;
под общ. ред. Ф.И. Шаркова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дашков и К°,
2018. – 238 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02402-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
4.
Язык и конфликт: учебное пособие / сост. Т.С. Вершинина, М.О. Гузикова, О.Л.
Кочева; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – 2-е изд., стер.
– Москва: ФЛИНТА: УрФУ, 2017. – 81 с. – Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-3318-9. –
ISBN 978-5-7996-1370-9 (Изд-во Урал. ун-та); То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/
Дополнительная литература:
1.
Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие / А.Б.
Белинская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 215 с.: табл. – Библиогр. в кн. –
ISBN 978-5-4475-9630-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
2.
Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и К,
2015. – 324 с.: табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-
5-394-01918-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3.
Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.: табл., граф., ил., схемы. – (Золотой фонд российских учебников). – Библиогр.: с. 527-531 - ISBN 978-5-238-02174-4; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
4.
Левкин В.Е. Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие / В.Е. Левкин.
– Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 166 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 153–162 –
ISBN 978-5-4475-8756-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
5.
Мандель Б.Р. Психология общения: история и проблематика: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования / Б.Р. Мандель. –
Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 422 с.: ил. – ISBN 978-5-4475-2809-6; То же
[Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
6.
Суворова А.В. Психология конфликта: учебное пособие / А.В. Суворова, С.В.
Нищитенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-
Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 105 с.: схем., ил. –
Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
Интернет-ресурсы:
1.
Электронный журнал «Конфликтология / nota bene» - https://e-notabene.ru/knt/
2.
Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru
3.
Библиотека психологической литературы - http://www.koob.ru
4.
Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/
5.
Портал «Медиация и практическая Конфликтология» - http://www.conflictology.spb.ru/
1 2 3 4 5 6 7
Тема 7. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: определить виды переговоров,
их классификацию, этапы ведения, разобрать понятие неравенства сил и изучить понятие «третьей стороны» и какая ее цель.
Вопросы темы:
1.
Общая характеристика переговоров, особенности переговоров при конфликте и этапы их ведения.
2.
Переговоры в условиях неравенства сил.
3.
Понятие «третья сторона» в конфликте: ее основные задачи и средства воздействия.
Вопрос 1. Общая характеристика переговоров, особенности переговоров при
конфликте и этапы их ведения.
Выделяют два вида переговоров: ведущихся в рамках конфликтных отношений и в
условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться разногласия и на этой почве возникнет конфликт. Но возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать.
Переговоры необходимы для принятия совместных решений.
Совместное решение– это решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.
Переговоры не нужны, если противоречие можно разрешить на основе законодательных или иных нормативных актов.
Классификация переговоров, основанная на выделении различных целей их участников:
Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: определить виды переговоров,
их классификацию, этапы ведения, разобрать понятие неравенства сил и изучить понятие «третьей стороны» и какая ее цель.
Вопросы темы:
1.
Общая характеристика переговоров, особенности переговоров при конфликте и этапы их ведения.
2.
Переговоры в условиях неравенства сил.
3.
Понятие «третья сторона» в конфликте: ее основные задачи и средства воздействия.
Вопрос 1. Общая характеристика переговоров, особенности переговоров при
конфликте и этапы их ведения.
Выделяют два вида переговоров: ведущихся в рамках конфликтных отношений и в
условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться разногласия и на этой почве возникнет конфликт. Но возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать.
Переговоры необходимы для принятия совместных решений.
Совместное решение– это решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.
Переговоры не нужны, если противоречие можно разрешить на основе законодательных или иных нормативных актов.
Классификация переговоров, основанная на выделении различных целей их участников:
·
Переговоры о продлении действующих соглашений (например, временного соглашения о прекращении военных действий).
·
Переговоры о нормализации (их цель – перевести конфликтные отношения в более конструктивное русло).
·
Переговоры о перераспределении (одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой).
·
Переговоры по достижению побочных эффектов (в ходе переговоров решаются второстепенные вопросы: демонстрация миролюбия, отвлечение внимания и т. д.).
Функции переговоров:
·
информационная (обмен мнениями по какой-либо проблеме);
·
коммуникативная (налаживание новых связей);
·
координация действий;
·
контроль (например, по поводу реализации соглашений);
·
отвлечение внимания (одна из сторон стремится выиграть время для наращивания сил);
·
пропаганда (желание одной из сторон показать себя в выгодном свете);
·
проволочка (одна из сторон желает вселить надежду у другой на решение вопроса и таким образом успокоить, расслабить ее).
Типы совместных решений участников переговоров:
·
компромисс;
·
асимметричное решение;
·
нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.
Компромисс означает, что стороны идут на взаимные уступки. Компромисс считается реальным тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга.
Когда интересы сторон не позволяют найти им «серединное» решение, стороны могут принять асимметричное решение, относительный компромисс. В этом случае уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Первая сторона сознательно идет на это, иначе она понесет еще большие потери.
Участники переговоров могут также разрешить противоречия путем нахождения
принципиально нового решения. Этот тип совместного решения был подробно разработан американскими исследователями Р. Фишером и У. Юри в 80-х годах. Данный способ основывается на открытом, кропотливом анализе истинного соотношения интересов оппонентов и позволяет им рассмотреть существующую проблему шире изначально заданных позиций. Поиск принципиально нового решения открывает совершенно иные перспективы для сторон на основе сотрудничества.
Согласно В. Мастенбруку, переговоры проходят через 4 фазы:
1.
Подготовительную фазу, которая включает предварительные неформальные консультации и наработку альтернативных соглашений.
2.
Фазу первоначального выбора позиции, где стороны логически излагают друг другу свои предложения, опирающиеся на факты и доказательства. Обычно эта фаза используется для скрытой или открытой критики другой стороны.
3.
Поисковую фазу, посвященную дискуссиям, которые могут проходить в форме давления или неограниченного поиска интегративного решения.
4.
Тупиковую или финальную фазу.
Тупиковый момент в ходе переговоров возникает в случае, когда многочисленные предложения уже на столе, а решение вопроса находится на точке замерзания.
Эта фаза позволяет понять степень жесткости противостоящих позиций и
открывает возможность поиска принципиально новых решений.
Результатом переговоров и их целью является заключение договора, который
может носить различные наименования:
·
Договор– это такой правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Это может быть: мирный договор, союзный договор, договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, договор о ненападении, договор о торговле, мореплавании и т. д. В международной сфере наиболее значимые договоры иногда называют пактами (от лат. pactum – договор) с последующей расшифровкой содержания.
·
Конвенция– это договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования (например, консульские конвенции, таможенные конвенции,
санитарные и почтовые конвенции).
·
Соглашение – это договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок (например,
соглашение о пользовании пограничными водами, временное торговое соглашение).
·
Протокол– обычно фиксирует в кратком изложении соглашение, достигнутое по отдельному вопросу (например, протокол по таможенно-тарифным вопросам,
протокол о продлении срока действия договора). Иногда протокол является дополнением или разъяснением к договору или соглашению (Дополнительный протокол. Протокол согласования. Заключительный протокол).
·
Протокол о намерениях – это соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус – лишь прояснить и согласовать намерения сторон на основе установления общих интересов в процессе переговоров.
·
Декларация и меморандум – довольно редкие документы, в которых стороны торжественно заявляют, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения в каком-то вопросе.
·
Джентльменское соглашение – это договор, заключенный в устной форме между договаривающимися сторонами, не имеющий характера официального договора.
В практике переговоров продление договора обозначается словом пролонгация.
Заявление участником переговоров о своем желании прекратить действие договора,
называется денонсацией договора. В международной практике такое заявление называется нотой.
Принято считать, что если стороны подписали договор, то переговоры прошли не впустую. Но наличие договора еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их результатов являются основными показателями их успеха.
Основные правила ведения дискуссии:
Правило выслушивания. Когда кто-то выступает (неважно, чью сторону он представляет), остальные должны внимательно выслушать его аргументы и не прерывать замечаниями, протестами и прочими недружелюбными действиями.
Правило равенства. Демократическая традиция общения не признает иерархически.
За столом переговоров исчезает авторитет власти и остается власть авторитета.
Сила позиции – в ее аргументированности и богатстве альтернатив выхода из