Файл: Так называемых ценностей. Для выработки собственных ориентиров в процессе социализации каждому ребёнку требуется помощь классного руководителя.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.1

«Ценности и их роль для человека и общества»

При воспитания ценностных ориентаций у обучающихся классный руководитель должен обобщить исторический опыт человечества и выработанную им систему ориентиров, так называемых ценностей. Для выработки собственных ориентиров в процессе социализации каждому ребёнку требуется помощь классного руководителя. Формирование ценностных ориентаций является приоритетной задачей воспитания.

Две формы существования ценностей: социальная (идеалы общественного сознания) и индивидуальная (жизненные цели каждого). Задача воспитания – обеспечить понимание и принятие социальных идеалов. Для решения этой задачи необходимо знать особенности работы с ценностно-смысловой сферой обучающихся.

Чтобы ценность стала реальным регулятором поведения, она должна быть пережита, её смысл ребёнок должен открыть сам, т.е. нужно создать эмоциональную ситуацию-событие.

Жизнь коллектива, в котором формируются ценностные ориентиры, должна стать личностно развивающей и ценностно ориентированной.Усвоение ценностей проходит успешнее при их постоянном проговаривании в любой беседе и при сравнении их с антиценностями.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей. Ребёнок в подростковом возрасте нуждается в поддержке, для него важна самореализация в сообществе сверстников, поэтому беседы с классным руководителем должны содержать осмысление и интерпретацию ценностей.

Юношеский возраст требует уважительного отношения со стороны классного руководителя к принципам и ценностной ориентации личности обучающихся.


Система работы классного руководителя состоит как из известных компонентов, так и обладает некоторыми содержательными особенностями, отражающими закономерности и условия развития ценностных ориентаций. При изучении состояния ценностных ориентаций школьников важно учитывать разный уровень сформированности ценностно-смысловой сферы (крайне низкий, низкий, достаточный и продвинутый).

При работе с каждой из указанных групп нужна адекватная стратегия. Основополагающий компонент системы работы классного руководителя в контексте формирования ценностных ориентаций у обучаемых – это определение специфического содержания данного процесса. Например, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России.

Важным является подбор эффективных и увлекательные формы воспитательных практик, которые должны отвечать следующим психолого-педагогическим требованиям:

- событийность, эмоциональность, личностно развивающая направленность реализуемого дела;

- постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции;

- ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника;

- обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях;

- социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций;

- возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост.

Критерии оценивания:



В конспекте зафиксированы:


Критерий оценивания


Баллы


1. Найти и извлечь информацию из текста




В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность»


1


В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций


1


В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга


1


В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности


1


В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности


1


В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека


1


В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности


1


В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности


1


В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития


1


В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения


1


2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста




Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов


1


3. Осмыслить и оценить сообщения текста




Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности


1