Файл: Использованию игрового метода на уроках физической культуры у детей школьного возраста. Нормативы, применяющиеся в данном возрасте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использованию игрового метода на уроках физической культуры у детей школьного возраста. Нормативы, применяющиеся в данном возрасте.
Особенности физиологического развития детей школьного возраста Проблема начального физкультурного образования со временем не только не утрачивает своей актуальности, но и ставит новые задачи, решать которые необходимо с помощью современных методов в соответствии с требованиями общеобразовательной школы. Одним из необходимых условий организации эффективного процесса образования является знание возрастных особенностей исследуемого контингента. Границы младшего школьного возраста совпадают с периодом обучения в начальной школе и определяются сейчас с 6-7 лет до 10-11 лет. В течение этого периода ребенок продолжает развиваться, обеспечивая возможность систематического обучения. Прежде всего, совершенствование работы мозга и нервной системы. По словам физиологов, к 7 годам коры больших полушарий уже в значительной степени зрелые. Тем не менее, наиболее важные, особенно человеческие части мозга, ответственные за программирование, регулирование и контроль сложных форм умственной деятельности, еще не сформировались у детей этого возраста, так что регуляторный и ингибирующий эффект коры на подкорковом структур недостаточно развит. Несовершенство регулятивной функции коры проявляется в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы, свойственных детям этого возраста: младшие школьники легко отвлекаются, неспособны к длительной концентрации, возбуждаются, очень эмоциональны. Начало обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, имеющего место в возрасте 7 лет (в теле ребенка наблюдается резкий эндокринный сдвиг, сопровождающийся быстрым ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной 7 реструктуризацией). Это означает, что кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадают с периодом перестройки всех функций и систем организма, что требует значительного стресса и активизации его ресурсов. Переход к систематической подготовке предъявляет высокие требования к умственным характеристикам детей, которые по-прежнему нестабильны у младших школьников, устойчивость к усталости является низкой. И хотя эти показатели возрастают в течение начального школьного возраста, в целом производительность и качество работы учащихся начальных школ примерно в два раза меньше, чем соответствующие показатели учащихся средних школ.
Большие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о возможностях широкого развития на этом возрастном этапе. В этот период на качественно новом уровне потенциал развития ребенка реализуется как активный субъект, который знает мир вокруг себя и самого себя, приобретает собственный опыт действия в этом мире. Младший школьный возраст чувствителен: - для формирования учебных мотивов, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; - разработка производственных методов и навыков учебной работы; «Способность учиться»; - раскрытие индивидуальных характеристик и способностей; - развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; - формирование адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и другим; - ассимиляция социальных норм, нравственное развитие; - развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных контактов. Ведущим в младшем школьном возрасте является учебная 8 деятельность. Она определяет изменения, которые происходят в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках образовательной деятельности психологические новообразования характеризуют наиболее значительные достижения в развитии младших школьников и являются основой для развития на следующем возрастном этапе. В этом процессе ребенок познакомится с достижениями человеческой культуры, усвоением знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями; созданы условия для развития новых познавательных возможностей детей, живого интереса к окружающей реальности. Образовательная деятельность младших школьников регулируется и определяется сложной многоуровневой концепцией мотивов. Существуют две широкие категории образовательных мотивов: первые включают в себя познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной деятельности и овладение новыми навыками, навыками и знаниями (когнитивные мотивы); другая связана с потребностями ребенка в общении с другими детьми, в их оценке и утверждении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных для него общественных отношений (т. е. широкие социальные мотивы). Обе эти категории мотивов необходимы для успешной реализации учебных мероприятий. Мотивы, исходящие из самой деятельности, оказывают непосредственное влияние на эту тему, в то время как социальные мотивы обучения могут стимулировать свою деятельность посредством сознательно поставленных целей, решений, иногда даже независимо от прямого отношения человека к деятельности. Категории мотивов характеризуются специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации обучения у школьников разных возрастов выявил закономерный ход изменений в мотивах обучения с возрастом и условиями, способствующими этому изменению. Среди детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают необходимость того, чтобы пожилой дошкольный возраст занимал новую 9 позицию среди окружающих, а именно положение школьника и желание провести серьезную социально значимую деятельность, связанную с этим ситуация. В то же время дети, поступающие в школу, имеют когнитивные интересы на определенном уровне. В первый раз, оба эти и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение студентов к обучению в школе. В первые 2-3 года обучения они заинтересованы в том, чтобы делать все, что предлагает учитель, что является высшим авторитетом для детей, всего, что имеет характер серьезной социально значимой деятельности. Младший школьный возраст - это период интенсивного развития и качественной трансформации когнитивных процессов; они начинают приобретать косвенный характер и становятся сознательными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими умственными процессами, учится контролировать внимание, память, мышление. Внимание 7-летних детей по-прежнему плохо организовано, небольшое по объему, плохо распределено, нестабильно, что в значительной степени связано с недостаточной созреваемостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания. Во время младшего школьного возраста происходят значительные изменения в развитии внимания, особенно резко
происходит активное развитие всех его свойств, увеличивается количество внимания (в 2,1 раза), увеличивается его стабильность и навыки переключения и распространение. В возрасте 9-10 лет дети могут сохранять и исполнять произвольную программу действий в течение длительного времени. Различные свойства внимания поддаются развитию в разной степени. Наименее затронутый объем внимания, он индивидуальный, в то время как особенностям распределения и устойчивости можно и нужно обучать, чтобы избежать их спонтанное развитие[4]. В младшем школьном возрасте, на этапе интенсивного формирования механизмов внимания, необходимо оказывать целевое педагогическое 10 влияние, способствуя развитию этой функции, использовать потенциальные возможности мозга ребенка. Это важно, потому что формирование сознательного внимания влияет на способность запоминать материал. Память, является одним из уровней отражения окружающей действительности, представляет собой набор процессов, которые способствуют организации и сохранению прошлого опыта. Память, как и все другие психические процессы, претерпевает значительные изменения. Их суть заключается в том, что память ребенка планомерно обретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной. Преобразование мнемонической функции обусловлено существенным увеличением потребности в ее результативности, высокий уровень которой необходим при исполнении различных мнемонических задач, появляющихся в ходе учебной деятельности. Интерес ребенка к школьной деятельности, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями для развития памяти. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте связано прежде всего с развитием в процессе обучения различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой заученных материалов. Мышление играет особую роль в развитии когнитивной деятельности младшего школьника. Мышление ребенка начального школьного возраста находится на критической стадии развития. В этот период происходит переход от визуально-образного к вербально-логическому концептуальному мышлению, что придает мыслящей деятельности ребенка двойной характер: конкретное мышление, связанное с реальной реальностью и прямым наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, но абстрактно, формально- логических рассуждений для детей пока нет. С развитием мышления, связанного с появлением новых образований начального школьного возраста: анализ, внутренний план действий, рефлексия. Анализ как умственное действие включает в себя разложение целого на части, разделение, сравнивая общую и частную, разницу существенного и несущественного в объектах и явлениях. Мастерство анализа начинается с способности ребенка различать различные свойства и атрибуты в объектах и явлениях. Способность отличать свойства дается младшим школьникам с большим трудом. Как правило, первоклассники могут отличить от бесконечного набора свойств объекта всего 2-3. Поскольку дети развиваются, расширяют свои горизонты и
знакомятся с различными аспектами реальности, эта способность, безусловно, улучшается. Однако это не исключает необходимости специально обучать молодых учеников видеть в объектах и явлениях их разные стороны, выделять многие свойства. Каждое умственное действие занимает несколько этапов в своем развитии, определяется формированием внутреннего плана действий. Он начинается с внешнего, практического действия с материальными объектами, тогда реальный объект заменяется его изображением, схемой, затем следует этап начального действия в терминах «громкой речи», тогда становится достаточно произнести это действие «о себе», и, наконец, на заключительном этапе действие полностью интернализуется и, качественно трансформированное (коагулированное, совершенное мгновенно и т. д.), становится ментальным актом, т. е. действием « в уме ». Такая последовательность в их развитии проходит через все умственные действия. Младшие школьники в этом возрасте только начинают осваивать размышления, то есть способность анализировать и оценивать свои собственные действия, способность анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Способность к размышлению формируется и развивается у детей при выполнении контрольных и оценочных действий. Восприятие ребенком содержания и смысла его решений становится возможным, когда он может самостоятельно рассказать о своих действиях, подробно объяснить, что он делает и для чего. 12 Рассматриваемые выше новообразования (анализ, внутренний план действий, рефлексия) определяются у младших школьников в процессе учебной деятельности. Во время младшего школьного возраста дети развивают новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловная власть взрослого постепенно теряется, сверстники начинают приобретать большее значение для ребенка, роль детского сообщества растет. Достижение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение подружиться - одна из важных проблем развития на этом этапе. Результаты специальных исследований доказывают, что отношение к друзьям и понимание дружбы имеют определенную динамику в раннем школьном детстве. От 8 до 11 лет дети рассматривают друзей тех, кто отвечает на их просьбы и помогает им, разделяет их заинтересованность. Для возникновения дружбы и взаимной симпатии важны такие личные качества, как внимательность и доброта, независимость, честность, уверенность в себе. Для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности понимания другим человеком и восприятия, что связано с общими закономерностями роста когнитивной сферы в этом возрасте: ситуационная, эмоциональность, зависимость от конкретных фактов, трудности в установлении причины - отношения и т. д. Специфика социального восприятия младших школьников также влияет на особенности их первого впечатления от другого человека. Он
характеризуется ситуацией, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки[6]. Младший школьный возраст, наиболее ответственный этап школьного детства. Большая чувствительность этого возрастного периода обуславливает большой потенциал универсального развития ребенка. В то же время формирование тела ребенка происходит быстрыми темпами. Длина тела (высота), масса тела (вес) постепенно увеличиваются 13 (таблица 1) [12]. В среднем длина тела увеличивается на 4-5 см в год, вес - на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на 2-3 см. Минимальный рост тела наблюдается в возрасте от 7 до 8 лет у девочек и от 8 до 9 лет для мальчиков. Мальчики и девочки растут почти одинаково. Тем не менее, рост у мальчиков увеличивается в основном из-за длины ног, у девочек в значительной степени из-за длины ствола.
Возрастные особенности двигательной активности во многом определяются функциональными возможностями автономных систем организма, которые характеризуются следующими признаками: относительно большая поверхность легких, чем у взрослых; большое количество крови, текущей через легкие в единицу времени; большее значение минутного объема дыхания; большой минутный объем крови как в покое, так и во время мышечной деятельности; высокая эластичность кровеносных сосудов. С возрастом частота сердечных сокращений (сердечный ритм) постепенно замедляется: через 7-8 лет она составляет в среднем 80-92 удара в минуту, в 9-10 лет - 76-96 ударов в минуту. При физической активности частота сердечных сокращений у детей 6-10 лет возрастает больше, чем у взрослых. Когда интенсивность нагрузки составляет 70% от максимальной частоты сердечных сокращений, у мальчиков 7-8 лет увеличивается до 162,2 ударов в минуту, у девочек - до 170,9 ударов в минуту. У 9-10-летних детей с одинаковой нагрузкой частота сердечных сокращений достигает: у мальчиков - 164,4 удара в минуту, у девочек - 177,5 удара / мин. Возрастные 14 резервные возможности кровеносных сосудов и сердца в этом возрасте проявляются в , частоте сердечных сокращений после нагрузки (50-70% от максимума) которая восстанавливается через 1-3 мин. В период от 6 до 10 лет изменяется активность дыхательной системы: способность легких значительно возрастает (от 1100 до 2200 мл), скорость дыхания снижается (до 18-24 вдохов в минуту), а дыхание становится глубже: 150-160 мл через 7 лет и 250 260 мл через 10 лет. Моторное устройство детей 6-10 лет адаптируется в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие, такие как сохранение положения сидя, хуже. Аэробное энергообеспечение двигательной мышечной активности у нетренированных детей в возрасте 6- 10 лет обеспечивает кратковременную работу. Большие мускульные усилия для детей этого возраста в практике физического воспитания используются редко и должны быть строго дозированы. При развитии двигательной функции детей также необходимо учитывать сложность координации применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и затраты на энергию при выполнении. Эффективность у детей этого возраста гораздо меньше, чем у взрослых. Дети быстро устают, но быстро восстанавливаются. В младшем школьном возрасте происходят изменения в основных видах моторики. При беге и прыжках из-за фазы полета и увеличения гибкости суставов длина шага увеличивается, скорость бега становится в 4 раза выше скорости ходьбы, увеличивается высота и длина прыжка. В этом возрасте наблюдается наибольший рост точности прыжка. В рулонах и метаниях с 7-8 лет точность попадания в цель улучшается, а отклонения от данного направления уменьшаются. У мальчиков и девочек с возрастом значительно улучшаются показатели, характеризующие способность оценивать движения в пространстве и во времени. Наиболее трудным для маленьких детей является дифференциация степени мышечного усилия. Интегральная оценка пространственно-временных характеристик возможна 15 для детей от 8 до 9 лет. Многочисленные исследования указывают на наличие чувствительных периодов в развитии двигательных функций, целенаправленное воздействие которых положительно влияет на двигательные способности и физическое развитие ребенка. Неспособность использовать эти периоды для достижения