Файл: Занятие 1 Задание Продолжите высказывания, аргументируя свою точку зрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №1
Задание 1. Продолжите высказывания, аргументируя свою точку зрения.
1. Слово «культура» означает «культивирование» или «возделывание», то есть обработка первоматерии, первопричины, первоисточника, чтобы то, что потом превратилось из ничего, стало определенным продуктом. Сейчас культура стала феноменом развития, цивилизации, воспитания – своеобразной программой человеческого общения, поведения, деятельности, поиска, накопления и передачи информации под названием знание. Существуют различные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культуры. Культура – не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём очень важную роль. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу. Многообразие культурных явлений, событий, процессов, их сложное взаимодействие и переплетение со всеми другими сторонами жизни людей чрезвычайно затрудняют ответ на вопрос – что ж такое культура. В литературе выделяются следующие виды определений культуры:
Описательные – в них просто перечисляются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, например, обычаи, верования, виды деятельности.
Антропологические – исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком.
Ценностные – трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
Нормативные – утверждают, что содержание культуры составляет нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
Адаптивные – культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.
Исторические – подчёркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональные – характеризуют культур через функции, которые она выполняет в обществе
, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.
Семиотические – рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.
Символические – акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.
Герменевтические – относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические – указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Дидактические – рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически) [4, c. 92].
Социологические – культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Чтобы дать окончательное определение культуре, обратимся к словам П.А. Сорокина: «В самом широком смысле это слово может означать общую сумму всего, что создано или модифицировано путём сознательной активности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или обуславливающих поведение друг друга» [4, c. 119].
2. Духовную культуру общества составляют следующие ценности:
3. Морально-нравственные ценности, которые воплощается в нормах, обычаях и законах, направленных на благо человека и составляющих его нравственные ценности. Известно, что законы, и обычаи, с точки зрения других эпох и других народов могут быть и безнравственными (людоедство, уничтожение в Спарте слабых детей, кое-где стариков и сумасшедших и т.п.). Это говорит о том, что понятие нравственности исторически переменчиво и субъективно. Однако, в конечном счете, нравственны лишь те виды отношений между людьми, при которых высшей ценностью признается человеческая жизнь, его здоровье, человеческое достоинство. Нравственные ценности тесно связаны с религиозными и генетически восходят к религии, ибо люди издавна «вели себя хорошо» из-за боязни прогневить Бога. Однако с распространением атеизма, при котором, по выражению Достоевского, «все позволено», питавшиеся верой моральные нормы в преобразованном и ослабленном виде диктуются уже не божественной волей, а интересами сохранения общества и человека.
4. Общечеловеческие ценности,
которые характеризуются тем, что они признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. Это, как правило, все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы любви и уважения к ближнему, честности, милосердия, мудрости, любви между мужчиной и женщиной, любви к природе, дружба, родственные связи, стремление к красоте, приверженность к вере и так далее. Общечеловеческие ценности изложены в мировых религиях и между собой совпадают, также они своеобразно отражаются в основных правах человека. Именно на них ориентированы такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям и др. Все они выступают не от имени отдельных стран, народов или каких-нибудь социальных групп, а от мирового сообщества в целом, отражая общечеловеческие интересы, законные права и интересы всего человечества [4, c. 157].
5. Семейные ценности – важнейшая группа ценностей, которые закладывают в человеке необходимость и возможность существовать не одному, а условиях своих близких людей, круга родственников. К семейным ценностям следует отнести все положительные фамильные и социально-бытовые традиции. Семья – этот общество в миниатюре, в семье закладывается любовь матери к ребенку и наоборот, преданность членам семьи и другие зачатки здоровых и полноценных отношений в обществе.
6. Научные и художественные ценности, человеческие знания и достижения, концепции, теории, изобретения, такие, как науки медицина, химия, физика, философия, математика, генетика, биология, кибернетика, психоанализ, социология и так далее. Художественные ценности, ценности искусства — это продукты духовной человеческой деятельности, где просматривается работе не только ума, но и чувств, выражаемые в виде таких видов деятельности, как живопись, декоративно-прикладное творчество, архитектура, театр, танец, пение, музыка. Во время создания художественных ценностей человек больше подчиняется вдохновению и интуиции, чем при научном творчестве, но тем не менее, наука и творчества в плане ценностей являются равноценными видами деятельности [4, c. 168].
7. Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Проблема национальных ценностей тесно связана с патриотизмом, любви к родине, которое формируется у народа как интуитивное чувство принадлежности к большой семье — родине, а затем поднимается до уровня национального этнического самосознания, когда народ идентифицирует себя с нацией, осознавая сове происхождение, свою историю, язык и культуру.
8. Классово-сословные ценности не имеют большого значения для всех людей, скорей всего они значимы для представителей небольшой социальной группы: дворянства, предпринимателей, среднего класса, аристократии, пролетариата. Тем не менее, эти нормы и правила живут до сих пор и передаются из поколения в поколение, с целью следования им. Приведем пример. Для слоя русского купечества было важным дать честное слово и сдержать его, так как от этого зависела его репутация. Ценности дворянской чести также передавалась длительное время из поколения в поколения, так как считались очень важными.
Таким образом, перечислены следующие духовные ценности человечества: морально-духовные, общечеловеческие, семейные, научно-художественные, национальные, классово-сословные [6].
3. Физическую культуру общества, являющуюся результатом многовековой деятельности человечества в этой области, составляют такие ее ценности как:
4. витальные (жизнь и здоровье как факторы духовно-материальной физической культуры, что делает жизнь полноценной, долгой и счастливой);
5. материальные ценности, связанные с культом телом, его совершенствованием, накоплением силы, двигательно-силовых навыков;
6. специальные знания о физическом совершенствовании тела;
7. физическое воспитание человека, формирование у него положительного отношения к здоровому образу жизни и позиции к жизнеспособности и долголетию;
8. гармоничное развитие человека – физического интеллекта и физического развития тела;
9. общественные ценности физической культуры: интеллектуальные (знание); ценности двигательного характера, технологии формирования физической культуры, валеологические ценности – забота о своем здоровье, понимание потребностей своего тела [1].
4. Тесная взаимосвязь наблюдается между культурой физической и культурой (аргументируйте Ваш вариант)
Физическая культура и культура соотносятся между собой, как часть и целая, так как культура физическая является составной частью культуры в целом и общем. Физическая культура – это совокупность норм, правил, знаний и навыков двигательной и силовой активности, сформированной с целью физического совершенства человека, создания и сохранения человеческого здоровья и соответственно генофонда. Тогда как культура в общем — это совокупность норм, правил, знаний, ценностей и навыков любых, не только связанных с физическим совершенством человека.
Ни общая культура, ни физическая не могут существовать на практике в отдельности друг от друга и иметь приоритет каждый по отдельности, также быть самоцелью. Эти две культуры – равноправные, тесно связанные между собой и зависимые друг от друга [2].
Физическая культура объединяет в систему разнообразные средства и методы, направленные на восстановление и совершенствование физических и тесно связанных с ними интеллектуальных сил человека, активно способствует формированию высоких моральных, эстетических и интеллектуальных качеств, развивает быстроту реакции, умение устойчиво концентрировать и переключать внимание, а также смелость, решительность, находчивость, волю и другие важные духовные качества личности, как относительно самостоятельная, специфическая часть культуры личности и общества, обуславливается объективными требованиями его экономического, социально – политического и духовного развития общества людей.
Ценности духовной культуры, моральной чистоты, физического совершенства входят как составные части некой триады гармонично развитой, общественно активной личности. Эти атрибуты находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру общую.
В рамках понятия физической культуры существует понятие спорта, для которого характерны соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, спортивные достижения, зрелищность, физическая самореализация человека как спортсмена.
Занятия спортом требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность, самообладание и коллективизм.
Формирование активной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной также является одной из задач физического и нравственного воспитания ребенка тренером, воспитателем, родителем [1].
Таким образом, занятия физической культурой и спортом активно помогают воспитанию физических и нефизических качеств: силы духа, воли, коллективизма, товарищества, трудолюбию, дисциплине и умению работать в команде и взаимовыручке, — то есть фактически нравственным качествам.