Файл: Мир науки. Педагогика и психология World of Science. Pedagogy and psychology.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 1 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN520.pdf
Ссылка для цитирования этой статьи:
Варданян Ю.В., Воробьева О.М. Преодоление эмоционального выгорания сотрудников органов внутренних дел как ресурс развития психологической безопасности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vardanyan Yu.V., Vorobyeva О.М. (2020). Overcoming the emotional burnout of employees of Internal Affairs
Bodies as a resource for psychological safety development. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8).
Available at: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN520.pdf (in Russian)
УДК 159.954-053.4(045)
ГРНТИ 15.81.21
Варданян Юлия Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Зав. кафедрой «Психологии», профессор
Доктор педагогических наук, профессор
E-mail: julia_vardanyan@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8261-6543
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=285212
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/N-7954-2014
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400
Воробьева Ольга Михайловна
Рузаевский линейный отдел МВД России на транспорте, Рузаевка, Россия
Психолог группы морально-психологического обеспечения отделения по работе с личным составом
Старший лейтенант внутренней службы
E-mail: kuvshinova-89@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0025-7909
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=658431
Преодоление эмоционального выгорания
сотрудников органов внутренних дел как ресурс развития
психологической безопасности
Аннотация. В статье представлены результаты диссертационного исследования проблемы развития психологической безопасности сотрудников полиции психолого- педагогическими средствами преодоления эмоционального выгорания. Практическая часть исследования была выполнена на базе Рузаевского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте в рамках профессиональной психологической подготовки. Профилактика эмоционального выгорания рассматривается в ходе исследования как один из основных личностных ресурсов развития психологической безопасности сотрудников полиции. Авторами представлены результаты диагностики синдрома эмоционального выгорания сотрудников полиции на констатирующем этапе и доказано, что на его формирование влияют индивидуально-психологические особенности сотрудников, изучаемые в ходе профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел. Установлена факторная структура высокого уровня эмоционального выгорания сотрудников органов внутренних дел, включающая в себя эмоциональную устойчивость и волевой контроль; внутренняя организованность и зрелость личности;


Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 2 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com правосознание и интеллект. Указанная факторная структура легла в основу разработки психолого-педагогической программы преодоления эмоционального выгорания сотрудников полиции. Также были определены основные психолого-педагогические условия развития психологической безопасности сотрудников полиции посредством психолого-педагогического преодоления эмоционального выгорания: диагностические, профилактические и организационно-профилактические. Результаты контрольного этапа исследования показали, что учет выявленной факторной структуры и соблюдение совокупности выделенных психолого-педагогических условий способствует повышению эффективности развития психологической безопасности сотрудников полиции психолого-педагогическими средствами преодоления эмоционального выгорания. Данные, полученные авторами, способствует решению научных задач, связанных с повышением эффективности профилактики нарушений психологического благополучия личного состава полиции. Выявленные особенности преодоления синдрома эмоционального выгорания, базирующегося на его факторной структуре, позволяют конкретизировать цели, задачи, направленность профилактической работы с сотрудниками органов внутренних дел, тем самым способствуют повышению ее результативности.
Ключевые слова: психологическая безопасность; сотрудники органов внутренних дел; профессиональный психологический отбор; личностный ресурс; эмоциональное выгорание; преодоление; психологическая подготовка; факторный анализ
Введение
В последние десятилетия профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел претерпела значительные изменения. Наряду с неспецифичными обязанностями, наличием высокого риска личной безопасности, напряженным графиком работы, отмечается повышение социального запроса и контроля со стороны граждан, высокие требования не только к профессиональным качествам сотрудников, но и к их личностным характеристикам. Негативные факторы служебной деятельности оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние сотрудников полиции и часто приводит к дезадаптивным формам поведения. Высокая стрессогенность профессиональной деятельности сотрудников полиции вытекает из ее особой общественной значимости и ответственности [1].
Интенсивный рост некомплекта в силовых структурах, увеличения числа увольнений сотрудников, не достигших пенсионной выслуги лет, подтверждает необходимость углубленного изучения психолого-педагогических аспектов служебной деятельности и повышения психологической безопасности.
В таких условиях одной из основных задач психологической работы в органах внутренних дел выступает обеспечение психологической безопасности личного состава, способствующей сохранению стабильности личности самого сотрудника полиции и психологического благополучия субъектов его профессиональной деятельности [2]. Это важно, так как психологическая безопасность в полиции призвана способствовать повышению эффективности и самой профессиональной деятельности [3]. Проанализируем существующие исследования, посвященные проблеме психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел.
М.Г. Рябова обозначает психологическую безопасность как способность сотрудников к регуляции собственного состояния и регуляции отношений со средой при неблагоприятных психических состояниях, которая выражается в развитом самоконтроле поведения, высокой стрессоустойчивости и устойчивых смысложизненных ориентациях [4]. Ю.О. Напалкова одним из основных условий обеспечения психологической безопасности сотрудника полиции


Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 3 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com рассматривает развитие его эмоциональной культуры [5]. Также, обеспечение психологической безопасности профессиональной деятельности сотрудников рассматривают как одно из перспективных направлений совершенствования психологического сопровождения в органах внутренних дел, основанного на повышении стрессоустойчивости и психической адаптации сотрудников [6]. Психологическая безопасность сотрудников рассматривается в некоторых исследованиях в связке с наличием таких психологических качеств, которые позволяют им адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в нестандартных и стрессовых ситуациях [7].
Наиболее распространенным механизмом профессиональной деформации в органах внутренних дел выступает эмоциональное выгорание сотрудников, преодоление которого мы рассматриваем в качестве одного из основных механизмов развития психологической безопасности.
Интерес к проблеме выгорания имеет широкое распространение в современной психологической науке. C. Маslaсh с коллегами связывают профессиональное выгорание с симптомами эмоционального, умственного истощения и физического утомления, личной отстраненности и снижением удовлетворения от результатов деятельности [8]. Проблему взаимосвязи профессионального выгорания и стилевых особенностей поведения профессионала затрагивает в своих исследованиях В.Е. Орел [9]. Т.В. Зайчикова указывает на значимость социально-психологических детерминант при формирование профессионального
(эмоционального) выгорания [10]. Е.А. Красинская рассматривает профессиональную деформацию сотрудников органов внутренних дел как результат негативных изменений его личности, профессиональных навыков и способностей под воздействием внешних факторов, приводящих к неадекватному поведению и утрате профессиональных компетенций [11].
Г.И. Уразаева утверждает, что наиболее часто профессиональная деформация сотрудников связана именно с эмоциональным выгоранием, невозможностью адекватного эмоционального реагирования на различные жизненные и служебные ситуации [12].
В своей работе мы ориентируемся на позицию В.В. Бойко, который под эмоциональным выгоранием понимает своеобразный механизм психологической защиты, проявляющийся в форме полного или частичного исключения эмоциональных реакций на воздействие внешних и внутренних психотравмирующих факторов [13]. Согласно нашему пониманию, эмоционально-личностный компонент в структуре психологической безопасности сотрудников полиции выступает основой обеспечения адекватного отражения окружающей действительности, переживания и выражения личностной значимости происходящих событий, поддержания сбалансированного состояния самого сотрудника в процессе выполнения служебных задач, взаимодействия с коллегами и гражданами [14].
Проблемаразвития психологической безопасности психолого-педагогическими средствами преодоления эмоционального выгорания обусловлена существованием таких противоречий, как:
• наличие многочисленных программ и тренингов профилактики эмоционального выгорания, реализуемых без учета контекста психологической безопасности сотрудников полиции, и недостаточной проработанностью вопросов их взаимосвязи;
• существованием повышенных требований к профессиональному психологическому отбору сотрудников полиции и недостаточной проработанностью путей дальнейшего использования его результатов в системе развития психологической безопасности личного состава.


Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 4 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
В связи с этим, для организации психолого-педагогической работы по преодолению эмоционального выгорания как ресурса развития психологической безопасности сотрудников полиции, было организовано исследование взаимосвязи отдельных личностных качеств, которыми первоначально обладает сотрудник, и их влияния на особенности формирования соответствующего синдрома.
В органах внутренних дел существует профессиональный психологический отбор кандидатов на службу, в рамках которого осуществляется оценка уровня развития личных и деловых качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач. К сожалению, на сегодняшний день, чаще всего, данные профессионального психологического отбора используется только на этапе принятия решения о трудоустройстве кандидата, и рассматриваются в довольно обобщенном виде. В своей работе мы предприняли попытку использовать результаты профессионального психологического отбора в организации работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания и развитию психологической безопасности сотрудников полиции.
В качестве личностных ресурсов развития психологической безопасности сотрудника полиции мы рассматриваем такие личные и деловые качества, как: уровень общего интеллектуального развития, способности к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах; эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость; уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности; внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело; уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали; зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности; самооценка, особенности мотивационной сферы личности.
Развитие психологической безопасности сотрудников полиции выступило в качестве объекта нашего исследования. Предмет конкретизировался в развитии психологической безопасности сотрудников полиции психолого-педагогическими средствами преодоления эмоционального выгорания. В ходе исследования нами было выдвинуто предположение о том, что развитие психологической безопасности сотрудников полиции психолого- педагогическими средствами преодоления эмоционального выгорания базируется на учете особенностей развития личных и деловых качеств сотрудников, выявленных в ходе профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел, а также зависит от учета стажа служебной деятельности и соблюдения психолого-педагогических условий.
Материалы и методы исследования
Проверка гипотезы осуществлялась путем применения комплекса методов исследования: теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; констатирующего, формирующего, контрольного этапов психолого- педагогического эксперимента; эмпирических методов («Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко, данные оценки личных и деловых качеств сотрудников, полученных в результате профессионального психологического отбора
(9 адаптированных психодиагностических методик («Матрицы Равена», «Аналогии», «Словарь», «КОТ»,
«М-профиль», «ММИЛ», «ВСК», «Правосознание», «Локус контроля»)); методов


Мир науки. Педагогика и психология
World of Science. Pedagogy and psychology
2020, №5, Том 8 2020, No 5, Vol 8
ISSN 2658-6282
https://mir-nauki.com
Страница 5 из 12
89PSMN520
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com математической обработки эмпирических данных в программе IBM SPSS Statistics 22
(факторный анализ, U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок).
Материалом послужили данные, полученные в ходе исследования, которое проводилось на базеРузаевского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте. Выборку составили 200 сотрудников полиции в возрасте от 20 до 35 лет (из них 14 женщин), относящихся к младшему, среднему и высшему начальствующему составу, занимающих должности различных направлений (руководящий состав, внутренняя служба, оперативные подразделения, следствие, дознание, охрана общественного порядка, патрульно- постовая служба и др.), имеющих стаж служебной деятельности от 1 до 25 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
На констатирующем этапе была проведена диагностика эмоционального выгорания сотрудников полиции с помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания»
В.В. Бойко. Показатели уровня эмоционального выгорания по данным констатирующего этапа представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Эмпирические данные оценки уровня синдрома
эмоционального выгорания на констатирующем этапе (составлено авторами)
По результатам диагностики относительно высокие количественные показатели синдрома эмоционального выгорания получили 28 респондентов, что составило 14 % от числа всей выборки; 77 обследованных (38,5 %) имеют средний уровень эмоционального выгорания;
95 (47,5 %) – сравнительно низкий уровень.
Процентное распределение сотрудников полиции по эмпирическим данным оценки фаз синдрома эмоционального выгорания представлено на рисунке 2.
В основном у сотрудников полиции сформированы фазы напряжения и резистенции.
Таким образом, наиболее часто сотрудники подвержены интенсивным переживанием психотравмирующих обстоятельств служебной деятельности, которые приводят к снижению уровня притязаний, неудовлетворенности своим положением, неуверенности в себе, ощущению безвыходности, повышению тревожности. Сотрудники проявляют избирательность эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации, эмоционально- нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций и редукцию профессиональных обязанностей.
14 %
38,5 %
47,5 %
Высокий уровень ( 110 баллов и выше)
Средний уровень (выше 70 баллов)
Низкий уровень (до 70 баллов)