Файл: Вписанная и описанная окружности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ

Цели: ввести понятие вписанной окружности и описанного около окружности многоугольника; рассмотреть теорему о том, что в любой треугольник можно вписать окружность.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выполнить устно:



1) а) Докажите, что АВМ =
= МСА
.

б) АМ = 4, МD = 3, ВD = 4.

Найдите расстояние от точки М
до стороны АС.




2) Найдите МKN и расстояние MN, если ОМ = , = 3.


3) Найдите углы АВС, если
ОАС = 20° и АОС = 120°.




4) стороны угла А касаются окружности радиуса r с центром О.

а) Найдите ОА, если r = 5 см,
А = 60°.



б) Найдите r, если ОА = 14 дм,
А = 90°.


II. Изучение нового материала.

Изложить в виде лекции п. 74 до замечания 2.

III. Закрепление изученного материала.

Выполнить №№ 701 (для остроугольного треугольника), 689, 691.

№ 689.

Решение



1) Центр О вписанной окружности искомого радиуса r лежит на биссектрисе СМ треугольника АВС, а так как СМ АВ, то вписанная окружность касается отрезка АВ в точке М. Поэтому ОМ = r.

Далее обсудить с учащимися различные способы решения этой задачи:

I способ.

1. АМ = AB = 5 см.

2. M и N – точки касания, следовательно, AN = АМ = 5 см, откуда CN = АС – АN = 8 cм.

3. В АСМ : СМ = = 12 (см).

4. В СON : СО2 = СN2 + ON2, то есть

(12 – r)2 = 82 + r2

144 – 24r + r2 = 64 + r2.

r = 3 .

ОМ = ON = 3 см.

II способ.

1. В АСМ : АМ = AB = 5см.

СМ = = 12 (см).

2. Отрезок АО – биссектриса треугольника АМС (так как о – центр вписанной окружности), поэтому

или ; 13r = 60 – 5r, r = 3 .

ОМ = ОN = 3 см.

IV. Итоги урока.



1) Центр вписанной в треугольник окружности в точке пересечения биссектрис;

2) ОМ = ON = ОK – радиусы вписанной окружности;

3) окружность единственная для данного треугольника.

Домашнее задание: вопросы 21, 22, с. 188; №№ 701

Стандартный вид числа

Цели: ввести понятие стандартного вида числа; формировать умение его применять при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

– Заполните пустые клеточки:

а) 25 = 2; б) 81 = 3 ; в) 625 = (52) ;

г) = 3 ; д) (а3)8 = а ; е) х–8 = (х2) ;

ж) (у )14 = у–28; з) (ab2)–6 = a b
; и) .

III. Самостоятельная проверочная работа.

В а р и а н т 1

Упростить выражение:

1) 6х–5у7 · 2,5х7у–6; 3) ;

2) 3,2a6b : (0,8a3b–3); 4) .

В а р и а н т 2

Упростить выражение:

1) ; 3) ;

2) ; 4) .

IV. Объяснение нового материала.

Согласно пункту учебника ввести понятие стандартного вида числа. Вынести на доску запись:

Стандартный вид числа:

а · 10п, где 1 ≤ а < 10, п – целое число,

п – порядок числа.

После этого дать учащимся задание, которое направлено на усвоение данного понятия.

З а д а н и е. Определить, какие из чисел записаны в стандартном виде, а какие – нет. Ответ объяснить:

а) 2,3 · 109; г) 8 · 10–5; ж) –3 · 10–15;

б) 1,23 · 10–11; д) 4,2 · 1005; з) 0,24 · 10–17;

в) 15 · 1014; е) 5,8 · 1023; и) 10 · 104.

После усвоения понятия показать, как оно может быть применено на практике (разобрать примеры на с. 211–212 учебника).

V. Формирование умений и навыков.

1. № 1013 – устно.

2. Представьте в виде степени числа 10 выражение:

а) 1000 · 10–6; д) 0,1 · 100 · 10–5;

б) 10–10 · 10–5; е) 10000;

в) 10–8 : 104; ж) 0,001;

г) (10–2)3; з) 0,01 · 100.

3. № 1014, № 1015 (б, г), № 1016 (б, г, е, з).

Р е ш е н и е

№ 1014.

а) 52000000 = 5,2 · 107.

П р и м е ч а н и е. На этом примере разбираем, что в стандартном виде числа

а · 10п, а [1; 10). В исходном числе мы перенесли запятую на 7 цифр влево, то есть уменьшили число в 107 раз. Поэтому 52000000 больше 5,2 в 107 раз.

б) 2180000 = 2,18 · 106.

в) 675000000 = 6,75 · 108.

г) 40,44 = 4,044 · 101.

д) 0,00281 = 2,81 · 10-3.

П р и м е ч а н и е. На этом примере разбираем, что в исходном числе мы перенесли запятую на 3 цифры вправо, то есть увеличили число в 103 раз. Поэтому 0,00281 меньше 2,81 в 103 раз.

е) 0,0000035 = 3.5 · 10–6.

№ 1015.

б) 117 · 105 = 1,17 · 102 · 105 = 1,07 · 107;

г) 0,06 · 105 = 6 · 10–2 · 105 = 6 · 103.

№ 1016.

б) 6000000 = 6 · 106;

г) 0,85 = 8,5 · 10–1;

е) 0,000282=2,82 · 10–4;

з) 0,042 · 102 = 4,2 · 10–2 · 102 = 4,2 · 100.

4. № 1017.

Р е ш е н и е

Масса Земли равна 6 · 1021 т.

Масса атома водорода равна 1,7 · 10–21 г.

5. № 1018.

Р е ш е н и е

а) 3,8 · 103 (т) = 3,8 · 103 · 103 (кг) = 3,8 · 103 · 106 (г) = 3,8 · 109 (г);

б) 1,7 · 10–4 (км) = 1,7 · 10–4 · 103 (м) = 1,7 · 10–1 · 102 (см) = 1,7 · 10 (см);

в) 8,62 · 10–1 (кг) = 8,62 · 10–1 · 10–3 (т) = 8,62 · 10–4(т);

г) 5,24 · 105 (см) = 5,24 · 105 · 10–2 (м) = 5,24 · 103 (м).

6. Выполните действия. Результат запишите числом в стандартном виде:

а) (2,8 · 105) · (2,5 · 10–7);

б) (5,7 · 104) : (3,8 · 10–3);

в) 6,2 · 10–2 + 4,8 · 10–2.

Р е ш е н и е

а) (2,8 · 105) · (2,5 · 10–7) = (2,8 · 2,5) · (105 · 10–7) = 7 · 10–2.

б) (5,7 · 104) : (3,8 · 10–3) = (5,7 : 3,8) · (104 : 10–3) = 1,5 · 107.

в) 6,2 · 10–2 + 4,8 · 10–2 = 10–2 · (6,2 + 4,8) = 11 · 10–2 = 1,1 · 10–3.

VI. Итоги урока.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Как записывается число в стандартном виде?

– Записаны ли числа 11 · 108 и 0,93 · 10–5 в стандартном виде? Почему?

– Если число записано в стандартном виде, что называется его порядком?

– Для чего на практике применяется запись чисел в стандартном виде?

Домашнее задание: № 1015 (а, в), № 1016 (а, в, д, ж), № 1019, № 1020, № 10226.
Транспортир, градус, алгоритм измерения углов
(п. 42, ч. 1)


Цель: научить давать определение градуса, обозначать его, измерять углы с помощью транспортира.

Ход урока

I. Оргмомент