Файл: Рабочая программа элективного курса Смысловое чтение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая программа

элективного курса « Смысловое чтение»

Класс 4

2022 –2023 учебный год

Разработана:

Планируемые результаты изучения элективного курса

Личностные

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроках;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их обра-зы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках
, доступных для изго-товления изделиях;

- слушать и понимать речь других;

Предметные результаты:

- Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

- Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

-  Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.

- Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.

-  Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.

- Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.

- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Что такое тема?

Знакомство с задачами и целями внеклассной работы по литературному чтению. Формирование умения определять тему произведения, тему отдельных частей произведения.

Вступительная беседа о значимости внеклассной работы по литературному чтению. Тема произведения. Фамилия автора и заглавие – начало знакомства с литературным произведением. Предположение темы произведения. Практическая работа по определению темы.

2. Значение чтения и книги.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека.

Экскурсия в школьную библиотеку. Рассказ работника библиотеки о значении книги для современного человека. Почему необходимо уметь пользоваться книгой. Ориентировка в теме текста по его заголовку, нахождение произведения по его названию в оглавлении и на нужной странице книги; ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя, умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, каталожной карточкой. Практическая работа: подбор нужной книги по данной ориентировке.

3. Чтение и учебная деятельность.

Связь читательской деятельности с процессом усвоения знаний. Умение аргументировать и отстаивать своё мнение.



Высказывания учащихся о неразрывности чтения и учебной деятельности. Доказательство правильности собственного суждения. Чтение познавательного произведения. Получение полезной информации из литературного произведения. Обучая детей чтению, учим их учиться – способам действия с учебным материалом.

4. Умение понимать текст.

Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту).

Представление общей картины. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Работа по формированию основных читательских умений.

5. Восприятие художественного текста.

Целостное восприятие произведения. Восприятие читаемого «чувствами». Язык. Художественные средства выразительности. Жанровые особенности. Воспитание внимания к художественному слову.

Знакомство с произведением. Эмоциональный настрой. Осмысление прочитанного. Главная мысль произведения. Функция слова в речи. Описания. Сравнения. Олицетворения. Характеристика героев. Своё отношение к герою. Приведение цитат с целью подтверждения своего ответа. Словесное рисование. Иллюстрирование (карандашный рисунок).

6. Составление плана художественного текста

Выработка устойчивых умений делить текст на смысловые части и составлять план. Умение ориентироваться в структуре текста.

Смысловая часть, как её определить. Конкурс на лучшее деление текста на смысловые части. Составление графика рассказа (графическое обозначение части и мест стыков смысловых частей). Побуждение учащихся к аргументированию составленного графика. Постепенное сжатие смысловых частей до формулировки пункта плана. Выработка представления о структуре текста на базе эталонного плана.

7. Воспроизведение художественного текста.

Умение анализировать произведение. Обучение выборочному пересказу. Выбор отрывков, которые относятся к героям или событиям. Составление плана. Рассказ о герое или событии по плану.

Подготовка к рассказу о герое или событии. Выбор в тексте нужного материала. Нумерация отрывков текста. Подбор заголовков. Определение своего отношения к герою или событию, аргументирование выбора. Рассказ о герое или событии по плану.


8. Приёмы работы с научно-популярным текстом.

Определение темы. Ориентирование в общем содержании. Выделение терминов, опорных знаков. Прикидка основных смысловых частей. Вычленение основной мысли. Умозаключение. Краткий пересказ./

Отличие научно-популярного текста от художественного (сопоставление двух видов текстов). Эмоциональный настрой научно-популярного текста.

Первичное чтение: определение темы текста, умение выделить запомнившиеся факты, вопросы на восприятие. Вторичное чтение: определение опорных слов и смысловых частей, отражение содержания статьи с помощью смысловой модели, составление плана текста, краткий пересказ прочитанного по составленному плану.

9. Публицистический текст.

Восприятие произведения. Язык. Средства выразительности. Жанровые особенности. Отличие от других видов тексов. Умение работать с публицистическим текстом.

Сравнение публицистического текста с научно-популярным. Выявление особенностей написания публицистического текста. Языковые средства, используемые при написании публицистического текста, его особенности. Коллективное составление статьи в детскую газету.

10. Текст – описание.

Отличие текста описания от повествования и рассуждения. Особенности текста-описания. Составление и запись текста-описания.

Сравнение текстов описания, рассуждения и повествования. Выявление отличительных особенностей текста-описания от других видов текстов. (Нет событий, нет сюжета, изображены картины природы, отдельные предметы, картины, явления. Указание существенных признаков описываемого предмета или явления). Творческая работа: составление своего текста-описания. Представление работы.

11. Работа со стихотворением.

Способность понять замысел автора, находить слова, отражающие эмоциональное состояние, определить своё отношение к читаемому, определение интонационных средств для передачи произведения при чтении вслух..

Самостоятельное чтение лирического стихотворения. Эмоциональный настрой стихотворения. Использование образца (грамзаписи) с последующим его анализом, варианты чтения одного и того же текста; наблюдение за изменением оттенков смысла и выбор варианта, адекватного авторскому пониманию текста. Чтение любимых стихотворений или стихотворений собственного сочинения.


12. Формирование выразительного чтения.

Умение анализировать произведение, использовать интонационные средства выразительности, умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения.

Определение скрытых чувств, подтекста. Если в произведении несколько героев, то выявляется эмоциональное восприятие поступка, состояние одного из героев. Наблюдение за эмоциональным состоянием двух героев, их отношение друг к другу. Изменение эмоционального состояния героя на протяжении действия. Стремление донести до слушателей то, что понимает и чувствует ученик, что наиболее интересно и важно с его точки зрения.

13. Поэтическая пауза и логическое ударение.

Умения пользоваться паузой и логическим ударением, которые рассматриваются как сложные, включающие два связанные между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.

Первый этап: наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.

Второй этап: наблюдения и практические упражнения в расстановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.

Третий этап: рассматривание роли поэтической паузы. Сопоставление вариантов пауз, определение их смысловой роли.

14. Составление памятки работы с текстом.

Коллективное составление «памятки» - последовательности действий при подготовке к выразительному чтению произведения.

Учащиеся под руководством учителя составляют памятки: «Как подготовиться к выразительному чтению», «Как нарисовать словесную картину к рассказу». Использование памятки в работе (работа в парах).

15. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного.

Использование следующих форм контроля и самоконтроля: внешний, или взаимоконтроль, и внутренний, или самоконтроль.

I этап: работа направлена на выработку умения анализировать содержание в процессе и итоге чтения.

II этап: внедрение системы проверочно-обучающих заданий к текстам. Использование приобретённых навыков работы с учебными текстами из книги при самостоятельном чтении.

III этап: введение простейших форм моделирования содержания прочитанного, а именно: составление плана прочитанного текста и оценка результатов этой работы путём сопоставления планов, составленных учащимися, с эталонными планами. (Стимулирование многообразия вариантов, предлагаемых детьми, и их аргументирование).