ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) - это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
АНР относятся к основным пожарным автомобилям общего применения. Их основное отличие от АЦ заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и, как правило, удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.
АНР обеспечивает прибытие боевого расчета, аварийно-спасательного оборудования, пожарно-технического оборудования, инструментов, техники, необходимой для установления связи при труднопроходимой местности.
Основной задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий. АНР обеспечивает высокую скорость прокладки рукавных линий на большие расстояния до 40 км/ч.
При наличии открытых источников насосно-рукавный автомобиль осуществляет забор воды с глубины 15 метров относительно уровня модуля или 60 метров по горизонтальной линии от поверхности водоема до насоса.
Забор воды может быть организован вне зависимости от приспособленности водоемов с обрывистыми берегами, так же забор воды может быть выполнен с мостов, причалов, эстакад и т.д.
Автомобиль насосно-рукавный может выполнять откачку значительных объемов воды при чрезвычайных ситуациях природного характера.
При сворачивании комплекса подъем рукавов выполняется механизировано.
Конструктивными особенностями машины является среднее расположение насоса ПН-40, а также обращённый вперёд всасывающий патрубок, за счёт чего облегчается подъезд к водоисточнику. Свободный от насосной установки задний отсек кузова, предназначенный для размещения рукавов, упрощает прокладку магистральной линии на ходу.
Современные образцы насосно-рукавных автомобилей имеют уже несколько иную направленность. На них численность боевого расчёта уменьшена до 7-ми или даже до 3-х человек и увеличен до 1400 метров возимый запас напорных рукавов.
АВТОМОБИЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - это пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
АПП относятся к основным пожарным автомобилям общего применения, и в настоящее время приобретают всё большее распространение, зачастую решая те же задачи, что и автоцистерны. Возросшая роль АПП напрямую связана с увеличением интенсивности дорожного движения в городах, где небольшие габариты и высокие динамические характеристики этих машин могут стать решающим фактором для своевременного прибытия к месту пожара и его тушения в начальной стадии.
АВТОМОБИЛЬ С НАСОСОМ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) - это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
Поблема тушения пожаров на высотных объектах в наше время очень актуальна. С помощью АВД проводят тушение пожаров в высотных зданиях путем подачи воды и водных растворов пенообразователей по рукавным линиям высокого давления.
АВТОМОБИЛЬ АЭРОДРОМНЫЙ
Пожарный аэродромный автомобиль (АА) - это пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
По требованию международной организации гражданской авиации (ИКАО) аэродромные ПА должны развивать скорость более 100 км/ч, а разгон до 80 км/ч должен осуществляться за время 40 – 45 с.
Тушение пожаров на аэродромах осуществляется только огнетушащими веществами, которые содержатся в цистернах пожарных автомобилей. Поэтому аэродромные пожарные автомобили создаются на шасси большой грузоподъемности.
Необходимость движения на взлетно-посадочной полосе и вне ее требует, чтобы использовались полноприводные шасси с колесной формулой 6х6 или 8х8.
Задачи по тушению пожаров характеризуются узким диапазоном работ, поэтому численность боевых расчетовна них невелика – 3 – 4 человека, включая водителя.
Для тушения пожаров или покрытия пеной взлетно-посадочной полосы требуется большой расход огнетушащих веществ, поэтому управляющая арматура водопенных коммуникаций оборудуется пневмо- или гидроэлектроприводом.
По назначению пожарные аэродромные автомобили разделяются на:
Стартовые пожарные автомобили находятся на дежурстве вблизи взлетно-посадочной полосы непрерывно. Они, как и дежурные пожарные автомобили, оборудованы подогревающими устройствами цистерны с водой, пенобака, насосного отсека. На них используются подогреватели типа ПДЖ-600(теплопроизводительность до 25 МДж) или электроподогреватели. Общая мощность электроподогревателей достигает на некоторых машинах 12 кВт.
Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг. Кроме обычной комплектации ПТВ, характерной для любого основного пожарного автомобиля общего применения, стартовые автомобили дополнительно вывозят специальный инструмент и оборудование, необходимое для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на воздушных судах.
Основные пожарные автомобили (аэродромные основные пожарные автомобили) располагаются в пожарной части и выезжают по сигналу тревоги. К ним относятся АА-60(7310)160.01 и АА-60(7310)220 на шасси повышенной проходимости МАЗ-7310, а также АА-15/80-100/3 (790912)ПМ-539 на шасси МЗКТ-790912.
Аэродромные пожарные автомобили укомплектованы пожарными напорными рукавами различных диаметров (по 4 – 6 штук), всасывающими и напорно-всасывающими рукавами.
Для вскрытия фюзеляжа на машинах могут быть одна-две дисковые пилы ПДС-400.
АВТОМОБИЛЬ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ
Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП) – это пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
АП предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.
К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого огнетушащего порошкового средства (ОПС). Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно–пусковой и предохранительной арматурой
Порошковая установка ПА может состоять из 1 – 2 и более сосудов. Количество лафетных стволов должно быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара может подаваться через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.
Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам или рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам. Истекающая под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.
В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:
Сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15 – 20 МПа. После вскрытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее под пористый элемент в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. При достижении рабочего давления установка готова к работе.
После этого открывают шаровые краны и порошок подается к лафетному или ручному стволу. После тушения пожара закрывают шаровые краны подачи порошка и продувают рукавные линии от его остатков. Для этого открываются вентили продувки и рукавные линии и трубопроводы продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость.
Аналогичным образом работает и порошковая установка второго типа. Только в этом случае газ поступает в рабочий сосуд через форсунки.
Принцип работы порошковой установки третьего типа отличается от двух других. Сжатый воздух и порошок массой 5000 кг хранятся в сосуде под высоким давлением, например, 3,2 МПа. Иногда вследствие негерметичности установки происходит снижение давления воздуха в сосуде. Как только величина давления снижается до 2,8 МПа, датчик давления выдает сигнал на блок автоматики, который включает в работу малогабаритный компрессор. Компрессор доводит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается.
Во время боевого дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение газопорошковой смеси. В результате работы порошковой установки истечение газопорошковой смеси осуществляется под переменным давлением. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки.
АВТОМОБИЛЬ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ
Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - это пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
АНР относятся к основным пожарным автомобилям общего применения. Их основное отличие от АЦ заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и, как правило, удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.
АНР обеспечивает прибытие боевого расчета, аварийно-спасательного оборудования, пожарно-технического оборудования, инструментов, техники, необходимой для установления связи при труднопроходимой местности.
Основной задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий. АНР обеспечивает высокую скорость прокладки рукавных линий на большие расстояния до 40 км/ч.
При наличии открытых источников насосно-рукавный автомобиль осуществляет забор воды с глубины 15 метров относительно уровня модуля или 60 метров по горизонтальной линии от поверхности водоема до насоса.
Забор воды может быть организован вне зависимости от приспособленности водоемов с обрывистыми берегами, так же забор воды может быть выполнен с мостов, причалов, эстакад и т.д.
Автомобиль насосно-рукавный может выполнять откачку значительных объемов воды при чрезвычайных ситуациях природного характера.
При сворачивании комплекса подъем рукавов выполняется механизировано.
Конструктивными особенностями машины является среднее расположение насоса ПН-40, а также обращённый вперёд всасывающий патрубок, за счёт чего облегчается подъезд к водоисточнику. Свободный от насосной установки задний отсек кузова, предназначенный для размещения рукавов, упрощает прокладку магистральной линии на ходу.
Современные образцы насосно-рукавных автомобилей имеют уже несколько иную направленность. На них численность боевого расчёта уменьшена до 7-ми или даже до 3-х человек и увеличен до 1400 метров возимый запас напорных рукавов.
АВТОМОБИЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - это пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
АПП относятся к основным пожарным автомобилям общего применения, и в настоящее время приобретают всё большее распространение, зачастую решая те же задачи, что и автоцистерны. Возросшая роль АПП напрямую связана с увеличением интенсивности дорожного движения в городах, где небольшие габариты и высокие динамические характеристики этих машин могут стать решающим фактором для своевременного прибытия к месту пожара и его тушения в начальной стадии.
АВТОМОБИЛЬ С НАСОСОМ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) - это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
Поблема тушения пожаров на высотных объектах в наше время очень актуальна. С помощью АВД проводят тушение пожаров в высотных зданиях путем подачи воды и водных растворов пенообразователей по рукавным линиям высокого давления.
АВТОМОБИЛЬ АЭРОДРОМНЫЙ
Пожарный аэродромный автомобиль (АА) - это пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
По требованию международной организации гражданской авиации (ИКАО) аэродромные ПА должны развивать скорость более 100 км/ч, а разгон до 80 км/ч должен осуществляться за время 40 – 45 с.
Тушение пожаров на аэродромах осуществляется только огнетушащими веществами, которые содержатся в цистернах пожарных автомобилей. Поэтому аэродромные пожарные автомобили создаются на шасси большой грузоподъемности.
Необходимость движения на взлетно-посадочной полосе и вне ее требует, чтобы использовались полноприводные шасси с колесной формулой 6х6 или 8х8.
Задачи по тушению пожаров характеризуются узким диапазоном работ, поэтому численность боевых расчетовна них невелика – 3 – 4 человека, включая водителя.
Для тушения пожаров или покрытия пеной взлетно-посадочной полосы требуется большой расход огнетушащих веществ, поэтому управляющая арматура водопенных коммуникаций оборудуется пневмо- или гидроэлектроприводом.
По назначению пожарные аэродромные автомобили разделяются на:
-
стартовые; -
основные.
Стартовые пожарные автомобили находятся на дежурстве вблизи взлетно-посадочной полосы непрерывно. Они, как и дежурные пожарные автомобили, оборудованы подогревающими устройствами цистерны с водой, пенобака, насосного отсека. На них используются подогреватели типа ПДЖ-600(теплопроизводительность до 25 МДж) или электроподогреватели. Общая мощность электроподогревателей достигает на некоторых машинах 12 кВт.
Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг. Кроме обычной комплектации ПТВ, характерной для любого основного пожарного автомобиля общего применения, стартовые автомобили дополнительно вывозят специальный инструмент и оборудование, необходимое для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на воздушных судах.
Основные пожарные автомобили (аэродромные основные пожарные автомобили) располагаются в пожарной части и выезжают по сигналу тревоги. К ним относятся АА-60(7310)160.01 и АА-60(7310)220 на шасси повышенной проходимости МАЗ-7310, а также АА-15/80-100/3 (790912)ПМ-539 на шасси МЗКТ-790912.
Аэродромные пожарные автомобили укомплектованы пожарными напорными рукавами различных диаметров (по 4 – 6 штук), всасывающими и напорно-всасывающими рукавами.
Для вскрытия фюзеляжа на машинах могут быть одна-две дисковые пилы ПДС-400.
АВТОМОБИЛЬ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ
Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП) – это пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
АП предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.
К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого огнетушащего порошкового средства (ОПС). Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно–пусковой и предохранительной арматурой
Порошковая установка ПА может состоять из 1 – 2 и более сосудов. Количество лафетных стволов должно быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара может подаваться через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.
Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам или рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам. Истекающая под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.
В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:
-
С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище). В установках этого типа псевдожижение порошка происходит при увеличении давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде. -
С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки. Установки этого типа по режиму введения газа в сосуд аналогичны первому типу и отличаются только устройствами для псевдосжижение порошка, представляющими собой форсунки. Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании ПА порошкового тушения как в нашей стране, так и за рубежом. -
С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа). В установках этого типа порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением. При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением.
Сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15 – 20 МПа. После вскрытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее под пористый элемент в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. При достижении рабочего давления установка готова к работе.
После этого открывают шаровые краны и порошок подается к лафетному или ручному стволу. После тушения пожара закрывают шаровые краны подачи порошка и продувают рукавные линии от его остатков. Для этого открываются вентили продувки и рукавные линии и трубопроводы продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость.
Аналогичным образом работает и порошковая установка второго типа. Только в этом случае газ поступает в рабочий сосуд через форсунки.
Принцип работы порошковой установки третьего типа отличается от двух других. Сжатый воздух и порошок массой 5000 кг хранятся в сосуде под высоким давлением, например, 3,2 МПа. Иногда вследствие негерметичности установки происходит снижение давления воздуха в сосуде. Как только величина давления снижается до 2,8 МПа, датчик давления выдает сигнал на блок автоматики, который включает в работу малогабаритный компрессор. Компрессор доводит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается.
Во время боевого дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение газопорошковой смеси. В результате работы порошковой установки истечение газопорошковой смеси осуществляется под переменным давлением. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки.
АВТОМОБИЛЬ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ
Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - это пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.