Файл: Конкурсы педагогов неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №4

Современная система образования предусматривает последовательные этапы непрерывного профессионального роста педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности. В связи с этим объективно возрастает методической работы в образовательной организации. В российской педагогической энциклопедии методическая работа определяется как:

  • деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;

  • деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности педагога в организации и реализации воспитательно-образовательного процесса;

  • обмене опытом между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде актуального педагогического опыта.

Методическая работа в образовательной организации по своим конечным целям – это система или деятельность, направленная на совершенствование качества и эффективности образовательного процесса, достижение определенного уровня образования, воспитания и развития детей. Следовательно, сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательного процесса.

К наиболее эффективным формам методической работы относятся:

  • семинары-практикумы,

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • защита конспектов учебных занятий, взаимопосещения,

  • анализ и самоанализ урочной деятельности;

  • творческие отчеты,

  • методические совещания и др.

  • психолого-педагогические проблемные семинары;

  • методические кабинеты, службы, центры;

  • деловые и ролевые игры;

  • конкурсы педагогов;

  • неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;

Педагогические семинары

Семинары являются, пожалуй, самой востребованной формой методической работы в образовательных организациях. Однако часто семинары по названию, по сути, таковыми не являются. Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией. С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы — круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением. Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом. Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с представителями педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать дискуссию. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру педагогического коллектива.


Научно-практические конференции

Данные формы методической работы часто становятся своеобразным подведением итогов работы коллектива образовательной организации, отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, выступают как формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Центральным событием конференции является доклад, сообщение. Здесь очень важна тематика выступлений. При проведении конференции на уровне образовательной организации наибольшего внимания заслуживают темы 15 выступлений, непосредственно связанные с практикой данной организации. Но, с другой стороны, интересно увидеть место проблемы, поднятой в докладах, в общем образовательном пространстве муниципалитета, города, страны. А такое возможно только при достаточной степени научного обобщения. Поэтому проведение именно научно-практических, а не научных и не практических, конференций сегодня наиболее целесообразно. Успех таких конференций часто зависит от грамотного подбора выступающих и тщательной работы с ними. Очень неплохо поинтересоваться у коллектива образовательной организации, кого они сами хотят видеть в роли «научного представителя», решения каких проблем они ждут от приглашенных «ученых». Ведь именно проблемные научно-практические конференции сегодня являются одной из самых востребованных форм методической работы.

Педагогические и методические чтения

Эти формы методической работы довольно часто появляются в практике образовательных организаций. Так называют ряд докладов, сопровождающихся небольшими комментариями и обсуждениями. Чаще всего педагогические чтения устраивают для подведения итогов за год, для того, чтобы педагоги поделились своими педагогическими находками с другими. Это прекрасная форма обмена опытом. Педагогические чтения нужно четко отделять от методических чтений. Педагогические чтения призваны обеспечить обмен опытом. Здесь принято обмениваться конкретными практическими разработками. Причем их осмысление, теоретизирование вокруг них, зачастую не нужно. Это сугубо практическое мероприятие. Именно здесь уместны разработки конкретных, пусть даже единичных уроков (занятий) и мероприятий, рассказ о конкретных практических педагогических находках. На методических чтениях обмен опытом происходит на уровне педагогических методик и технологий. Здесь конспект урока, мероприятия сами по себе значат мало, а главным становятся методические выводы из представленного материала. Сам же материал, являясь содержанием приложения, становится примером методических выводов. На методических чтениях коллеги ждут от авторов рассказа об основных принципах, которые положены в основу их повседневного педагогического опыта; о методах, методиках и технологиях, применяемых в повседневной работе; о методических приемах. Если даже автор берет чужую методику или технологию, то коллегам интересно как она применяется в данном конкретном случае, какие возникают трудности, как их преодолеть, что можно получить в результате получения данной методики. Другими словами, каждое выступление на методических чтениях

должно быть небольшими методическими рекомендациями, отражающими опыт конкретного педагога или администратора.

Творческие группы педагогов

Данная форма методической работы возникла как результат творческих поисков педагогами новых эффективных форм обучения. В отличие от методических объединений, которые формируются как обязательная форма работы и характеризуются постоянным, фиксированным составом участников, и где основой общности является преподаваемый предмет, основой образования творческих групп (3-6 человек) является, прежде всего, взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость. Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, методику, потом излагает ее своим коллегам, они его дополняют, поправляют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею в своей практике; ходят друг к другу на уроки, мероприятия, подготовленные по осваиваемой методике, обсуждают их и, когда новое освоено, первые умения приобретены, группа распадается. Обычно в группе возникают лидеры, которые берут на себя обязанности руководителя. В этой форме творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. Для таких групп характерно неформальное общение, минимум заседаний, главное внимание они уделяют поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой знакомят весь коллектив на общеучрежденческих форумах. Состав групп может при необходимости расширяться, однако практика показывает, что большие размеры групп себя, как правило, не оправдывают.

Школы передового опыта (групповое наставничество)

Данная форма методической работы создается в организациях при наличии одного или нескольких учителей — мастеров педагогического труда и служит для передачи опыта, его освоения другими педагогами. Участники школы знакомятся с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои уроки, совместно с ним и при его консультативном участии планируют очередные уроки, классные часы и т.п. Наставничество следует рассматривать как очень важное направление работы опытных педагогов, требующее соответствующего морального стимулирования 17 со стороны коллектива учреждения, общественных организаций. Обычно эту форму методической работы активно применяют для погружения молодых специалистов в атмосферу педагогического поиска, знакомства с особенностями конкретной образовательной организации.


Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования

Данная форма применяется наиболее опытными педагогами в работе с молодыми педагогами, а также с педагогами, испытывающими затруднения в решении ряда педагогических проблем. Большую роль в такой работе играют хорошее знание возможностей, сильных и слабых сторон, затруднений, личностных качеств педагога, а также умение наставников анализировать ход и результаты деятельности педагогов, формулировать на основе анализа конкретные рекомендации и советы в адрес педагогов. Здесь особенно важен педагогический такт, уважение к педагогу в сочетании с целеустремленностью. Не менее важно обучение каждого педагога, воспитателя самоанализу. Особенно ценно собеседование наставника с педагогом до урока или даже совместное продумывание плана урока, которое сопровождается затем посещением и обсуждением урока. Помощь конкретным педагогам может быть сиюминутной, откликающейся на проблемы сегодняшнего дня, но предпочтительней перспективный подход, связанный с созданием долговременной «программы выращивания творческого педагога». Наличие таких программ — признак высокого уровня постановки методической работы

Открытые уроки и внеурочные мероприятия

Практически все формы методическое работы рано или поздно, но становятся связанными с показом практических умений педагога коллегам. Поэтому открытые уроки и мероприятия ничем не заменимы и их значение в системе форм и методов методической деятельности исключительно велико. Речь идет не о простом взаимопосещении уроков и мероприятий членами одного педагогического коллектива. У открытых уроков особое предназначение: педагоги идут к своему коллеге, чтобы увидеть новую методику на практике; их приглашают на открытый экспериментальный урок, когда новая методика только создается. Другими словами, открытым мероприятием решаются обе задачи методической работы — обмен опытом и поиски новых педагогических методов. Так или иначе, но открытый урок означает не только открытые для всех гостей двери класса, но и показ нового, пусть маленького, но обязательно открытия. При ином подходе происходит формализация открытых уроков, что резко снижает их качество. Часто эффект от посещений открытых уроков низок потому, что сама методика их проведения неправильна, так как посетившие уроки педагоги чаще всего не знают задумок учителя, особенностей класса, традиций и т.д. Чтобы существенно повысить эффективность открытых уроков и внеурочных мероприятий педагог, дающий открытый урок, до его начала рассказывает коллегам проект будущего урока: 19 показывает его место в образовательной теме, разделе, курсе; рассказывает об идее мероприятия; называет задачи; рассказывает о намеченных путях и средствах решения поставленных задач; дает характеристику реальных учебных возможностей класса в зоне ближайшего развития. Иначе говоря, знакомит приглашенных со своей творческой лабораторией, включает их в осознанный процесс анализа урока на этапе проектирования. Только в этом случае можно выявить сильные и слабые стороны проекта урока (планирования урока). Далее педагог проводит открытый урок, на котором коллеги присутствуют уже не просто как наблюдатели, а как соучастники. Затем педагог делает анализ урока, раскрывает, что ему удалось из намеченного реализовать, что не удалось и почему, как он использовал запасные методические ходы, оценивает эффективность примененных приемов. Присутствовавшие на уроке задают уточняющие вопросы, и
только потом высказывают свои мнения, предлагают рекомендации по дальнейшему развитию опыта, решают, что из увиденного они возьмут на вооружение, где, когда и в какой форме используют. Важно помнить, что реально проведенный урок может оказаться как хуже, так и лучше своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему, варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег.

Мастер-класс

По определению, «мастер-класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга - семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и приобщения к новейшим областям знания. Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства. Во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологи или метод. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Это двусторонний процесс и отношения «преподаватель - слушатель» являются абсолютно необходимыми. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. Обычно мастер-классы проводятся в составе малой группы (7-15 человек).

Тематика мастер-классов включает в себя:

• обзор актуальных проблем и технологий,

• различные аспекты и приемы использования технологий,

• авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-классов:

• передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

• совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.