Файл: Лекция Психология межличностных отношений в классном коллективе (1 класс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 2.

Психология межличностных отношений в классном коллективе (1 класс)

Цель занятия:

Цель занятия по психологии межличностных отношений в классном коллективе (1 класс) может быть сформулирована следующим образом:

Цель занятия - помочь детям в освоении навыков создания благоприятного и уважительного межличностного общения в классном коллективе. Занятие направлено на:

1. Знакомство детей друг с другом и установление первоначальных контактов в классе.

2. Развитие умений критически и конструктивно воспринимать других людей.

3. Формирование умений общения на базе уважения, взаимопонимания, принятия и толерантности.

4. Повышение уровня эмпатии и развитие способности понимать эмоции других людей.

5. Обучение детей решать конфликты конструктивно, с учетом чувств и интересов других людей.

Занятие по психологии межличностных отношений в классном коллективе (1 класс) поможет детям развить необходимые навыки межличностного общения, укрепить коллектив и создать благоприятную атмосферу в классе, что в свою очередь, положительно скажется на обучении и социальной адаптации детей в школе.

Задачи занятия:

Несколько задач, которые может поставить перед собой лектор на занятии по психологии межличностных отношений в классном коллективе (1 класс):

1. Рассмотреть основные проблемы, связанные с межличностными отношениями в классном коллективе на начальной ступени обучения.

2. Проанализировать методы и средства формирования взаимопонимания в классной обстановке.

3. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на укрепление коллектива и создание конструктивных взаимоотношений между детьми.

4. Определить компетенции, которые должны быть сформированы у детей в ходе взаимодействия в классе.

5. Рассмотреть особенности межличностных отношений в классном коллективе в контексте личностного и социального развития детей 1 класса.

Для достижения этих задач можно использовать различные формы работы, например, лекции, дискуссии, игры, практические упражнения, тренинги и другие методы. Важно, чтобы занятие было построено на диалоге между лектором и студентами, позволяющем студентам задавать вопросы и обсуждать свои идеи.

План лекции:

План лекции по психологии межличностных отношений в классном коллективе (1 класс) может быть следующим:

Часть 1: Введение


- Почему важно говорить о межличностных отношениях в классном коллективе 1 класса

Часть 2: Проблемы межличностных отношений в классном коллективе 1 класса

- Частые конфликты

- Одиночество и изоляция

- Неспособность к сотрудничеству

- Способы проявления агрессии

Часть 3: Стадии формирования классного коллектива

- Знакомство детей друг с другом

- Установление первоначальных контактов в классе

- Формирование коллектива: участие детей в общественной жизни, создание традиций, развитие чувства взаимопомощи.

Часть 4: Способы развития коммуникативных навыков и взаимодействия

- Уважительное общение

- Разрешение конфликтов

- Активность и ответственность в общественной жизни класса

- Взаимопомощь и эмпатия

Часть 5: Развитие эмоционального интеллекта

- Понимание своих эмоций и эмоций других людей

- Повышение уровня эмпатии

- Как родители и педагоги могут помочь ребенку в развитии эмоционального интеллекта

Часть 6: Заключение

- Подведение итогов лекции

- Значимость межличностных отношений в процессе образования
Часть 1: Введение

Почему важно говорить о межличностных отношениях в классном коллективе 1 класса

Понятие межличностных отношений в классном коллективе 1 класса является многогранной проблемой и включает в себя аспекты социальной, эмоциональной и когнитивной сферы развития ребенка.

Некоторые авторы, занимающиеся исследованием психологии межличностных отношений в классном коллективе, уделяют особое внимание наблюдению за эмоциональной обстановкой в классе, взаимоотношениями между учителем и учениками, а также между детьми. Так, Р. Тишек (Tishkov, Richard I.) отмечает, что формированию положительной эмоциональной обстановки в классе способствуют такие факторы, как позитивное отношение учителя к детям, поддержка их достижений и интересов, адекватная оценка их усилий, а также активное вовлечение учеников в учебный процесс.

Другие авторы (например, Ж. Пиаже) уделяют большое внимание когнитивным аспектам межличностных отношений. Они полагают, что для успешной адаптации в классном коллективе ребенку необходимо научиться понимать и принимать различные социальные роли, учитывать правила и нормы коллектива, развивать критическое мышление и этические принципы.



Также существуют авторы, которые в своих исследованиях раскрывают важность межличностных отношений в развитии личности ребенка в целом. Они подчеркивают, что благополучное и гармоничное развитие межличностных отношений в раннем детстве оказывает долгосрочное положительное влияние на психическое здоровье и социальную адаптацию ребенка в будущем.

Таким образом, понятие межличностных отношений в классном коллективе 1 класса включает в себя много аспектов, которые изучаются различными авторами, в зависимости от направления их исследований.

Говорить о межличностных отношениях в классном коллективе 1 класса важно по нескольким причинам:

1. Формирование мировоззрения. На начальной ступени обучения в школе дети в большинстве своем формируют свой мировоззрение. Межличностное взаимодействие среди учеников играет значительную роль в этом формировании. Оно формирует представление о том, как взаимодействовать с окружающими людьми и какие принципы лежат в основе социального взаимодействия.

2. Развитие социальных навыков. Межличностное взаимодействие помогает детям развивать социальные навыки, такие как общение, сотрудничество, уважение к другим людям, адаптацию к новой социальной среде.

3. Снижение конфликтов. Конфликты и недопонимание в классе могут оказаться причиной плохой успеваемости, а также негативно влиять на самооценку учащихся. Разговоры о межличностных отношениях помогают раскрыть их причины и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

4. Создание благоприятной обстановки. Хорошие межличностные отношения в классе помогают создать благоприятную обстановку, в которой ученики могут чувствовать себя комфортно, происходит позитивное взаимодействие и развитие детей.

5. Успех в учебе. Исследования показывают, что благоприятные межличностные отношения в классе являются важным фактором успеха в учебе. Когда между учениками и учителем существуют доверительные и теплые отношения, это способствует повышению мотивации детей и их желанию учиться.

Часть 2: Проблемы межличностных отношений в классном коллективе 1 класса

Частые конфликты

Столкновения между детьми могут произойти из-за различных факторов, таких как различия во взглядах, интересах или потребностях. Конфликты могут возникать и из-за неясности поведенческих правил в классе. Если конфликты происходят слишком часто, они могут негативно влиять на общую атмосферу в классе и на учебный процесс.


Одиночество и изоляция

Некоторые дети в классе могут чувствовать себя одинокими или изолированными, что может выражаться в отсутствии интереса к играм на переменах или в трудностях при общении с другими детьми. Это часто связано с различными факторами, такими как низкий уровень самооценки, недостаточная социальная адаптация или болезни, которые могут привести к отсутствию посещения школы.

Неспособность к сотрудничеству

Знание навыков сотрудничества является ключевым, особенно для детей в первом классе. Неспособность работы в команде может отрицательно повлиять на успех учеников, а также на эффективность учебного процесса.

Способы проявления агрессии

Некоторые дети могут использовать агрессию в качестве способа защиты своих интересов, поскольку они еще не развили механизмы адаптации и понимания своих эмоций. Однако, такое поведение может привести к конфликтам и негативному влиянию на социальное окружение.

Решить данные проблемы может помочь работа над социальными навыками, повышение принимания культурного разнообразия и изучение понятий эмоциональной грамотности. Эти навыки могут помочь участникам классного коллектива лучше понимать друг друга и, следовательно, лучше справляться с возможными конфликтами или незначительные проблемы межличностных отношений в коллективе.

Часть 3: Стадии формирования классного коллектива

Знакомство детей друг с другом

Стадии формирования классного коллектива включают в себя несколько этапов, в том числе знакомство детей друг с другом.

На этапе знакомства дети встречаются в первый раз, узнают имена друг друга, общаются и устанавливают контакт. Для облегчения процесса знакомства можно использовать следующие методики:

1. Игры на знакомство. Игры, в которых дети знакомятся между собой, помогают наладить контакт и настроиться на общение. Используйте для этого игры, где дети должны представиться, рассказать о себе, своих увлечениях и интересах.

2. Партнерство. Распределите детей на пары и дайте им задание узнать друг друга поближе и представить своего партнера группе.


3. Общие задания. Дайте детям общие задания, которые они будут выполнять вместе. Например, раздать задания для выполнения в группах или сделать коллективную рисовку.

4. Введение в коллектив. Помогите детям понять, что они являются частью одной команды, и что их цели и интересы сопряжены. Расскажите о возможностях, которые предоставляет такой коллектив: пользование общими игрушками, участие в общих мероприятиях и прочее.

После этапа знакомства начинается формирование более тесных отношений и установление связей между детьми. Процесс формирования классного коллектива не завершается за один день, это долгое и поэтапное развитие, которое требует постоянного внимания и работы.

Установление первоначальных контактов в классе

Установление первоначальных контактов является важной частью формирования классного коллектива. Вот несколько методов, которые могут помочь в этом процессе:

1. Именные ярлыки: Раздайте каждому ребенку именной ярлык, на котором будет написано его имя. Это поможет детям запомнить имена друг друга и облегчит знакомство.

2. Игры на знакомство: Используйте игры, позволяющие детям весело и интересно познакомиться друг с другом. Примеры таких игр: «Прохожий из другой галактики», «Поймай шарик», «Найди свою пару».

3. Однодневная экскурсия: Организуйте развлекательную путешествие для детей, во время которого они будут знакомиться друг с другом и участвовать в играх и командных соревнованиях.

4. Общее задание: Дайте детям общее задание, которое они будут выполнять вместе. Это поможет им наладить связи и совместное решение поставленной задачи.

5. Партнерство: Разделите детей на пары и дайте им задание познакомиться друг с другом, задавая вопросы и находя общие интересы.

Эти методы помогут детям наладить контакты и начать общение в классе, помогая создать позитивную атмосферу и укрепить отношения в классном коллективе.

Формирование коллектива: участие детей в общественной жизни, создание традиций, развитие чувства взаимопомощи.

Участие детей в общественной жизни, создание традиций и развитие чувства взаимопомощи являются важными элементами формирования классного коллектива. Вот несколько методов, которые могут помочь в этом процессе:

1. Общественная жизнь: Пригласите родителей на родительские собрания и вовлеките их в жизнь классного коллектива. Организуйте с детьми посещения местных музеев, театров,