Файл: Контрольная работа по дисциплине Правоведение. Тема 3 Тема. Система права. Выполнил студент 1 курса Институт итмитл направление 23. 03. 01.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХДИСЦИПЛИН

Контрольная работа по дисциплине: Правоведение.

Тема № 3 Тема. Система права.

Выполнил студент 1 курса

Институт: ИТМиТЛ

Направление: 23.03.01

Группа - зТМБ ОПУПТ 22-1

Ермолаева А.В.

№ зачетной книжки 122283

Санкт Петербург

2023

Оглавление:

  1. Понятие права, его сущность, функции и признаки. 3

  2. Источники (формы) права и их виды. 6

  3. Отрасли и институты права. 11

  4. Задание 1. 14

  5. Задание 2. 15

  6. Задание 3. 16

1.Понятие права, его сущность, функции и признаки.

Термин право употребляется в юридическом и неюридическом значениях.

В неюридическом значении право рассматриваться как обычные права, моральные, корпоративные права и т.д.

В юридическом значении право рассматривается:

  1. В субъективном смысле. Как официально признанные возможности, которыми располагают субъекты права.

  2. В объективном значении как совокупность система юридических норм, которые создаются и действуют независимо от воли и сознания людей.

  3. В Субъективно-объективном смысле как система всех правовых явлений.

Право – это система общеобязательных, формально определенных, государственно гарантированных правил поведения и норм отражающих уровень свободы общества и выступающих регулятором общественных отношений.

Сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств и отношений, составляющих его основу, определяющих его природу и выражающих самые необходимые глубинные связи и отношение предмета которыми определяются, все остальные свойства и признаки.

Сущность права это главное, внутреннее относительно устойчивое, качественное, отражающее природу и назначение права к обществу.

Сущность права отражает то, чья воля находит выражение в праве интересы каких социальных групп и слоев населения оно отражает. Сущность выступает связью права, социальной структурой, материальными производственными отношениями, социокультурными условиями и т.д.


По своей сущности право выражает согласованную волю участников, регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и в следствии этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, следствием цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей. Выделяется обще-социальный, классовый , дуалистический.

Подходы права:

  1. Обще-социальный – право - выражает интересы всего общества в целом, его социальных групп путем согласования их интересов.

  2. Классовый - право выражает интересы господствующего класса.

  3. Дуалистический - согласует крайности, противоположности обще-социального и классового подхода.

Право имеет и обще-социальную и классовую стороны. Социальная ценность права состоит в способности права регулировать общественные отношения.

Функции права – это основные направления воздействие права на общественное отношение. Выделяются обще-социальные и собственно-правовые функции права. К Собственно-правовым относятся регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция выступает в качестве направления правового воздействия устанавливающего субъективные права и юридические обязанности, это когда право воздействует на нормальные, позитивные общественные отношения и его задача, только упорядочить поведение субъектов, придать ему необходимую правовую форму.

Охранительная функция это когда действие права состоит в установлении запретов, ограничений, мер ответственности, когда оно воздействует на неблагоприятные отношения, когда совершается правонарушение, причиняется вред лицу и задача права восстановить нарушенные права, привлечь виновное лицо к ответственности.

К неюридическим общесоциальным функциям права относятся:

  1. Ориентационная функция, обеспечивающая субъектов права определенными ориентирами его поведения.

  2. Информационная функция, то есть право выступает как источник информации, позволяющий субъекту права, обладать достоверными сведениями.

  3. И иные функции.

Принципы права – это лежащие в основе права и правового регулирования, основополагающие начало, руководящие идеи. Выделяются общеправовые, отраслевые, под отраслевые институциональные, субинституциональные и иные. Принципы права выступают основой, на которой строится вся система правовых норм. Так же принципы применяются непосредственно при применении права по аналогии.



Признаки права:

  1. Общеобязательность, то есть право в равной мере обязательно для исполнения всеми, на кого оно распространяется, независимо от субъективного к нему отношения.

  2. Формальная определенность, то есть все правовые нормы создаются посредством соответствующего правотворческого порядка и всегда внешне формально выражены, закреплены в формах, источниках права.

  3. Системность, то есть право это система норм, в рамках которой нормы группируются по отраслям, под отраслям, институтам и субинститутам права и дифференцируются между собой по юридической силе, в сфере деятельности, во времени, в пространстве и т.д.

  4. Нормативность права, то есть право это правило поведения общего характера, они подлежат многократному применению, к однородным, общественным отношениям.

  5. Государственная гарантированность, то есть соблюдение, исполнение правовых норм, всегда обеспечивается мерами государственного принуждения.


2.Источники (формы) права и их виды.

В строгом значении различают понятия «форма права» и «источник права».

Под источником права (в широком значении) понимаются истоки формирования и развития права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Другими словами, это то, откуда право черпает своё начало, свою силу. Источники права обусловливают его существование и содержание. В таком понимании к источникам права относят социальную необходимость, требующую нормативного урегулирования, т.е. реально складывающиеся общественные отношения с учётом социально-экономических условий жизни общества. К ним относят также волю народа и волю государства, культурные и исторические традиции народа, зарубежный и собственный правовой опыт.

Понятие формы права отражает внешнюю сторону организации и выражения содержания. То есть рассматриваются во взаимосвязи понятия «содержание» и «форма». В таком понимании формой права будут выступать, например, официальные письменные документы, содержащие нормы права (законы, подзаконные нормативные правовые акты).

Если же понятие «источник права» рассматривать в узком (формально-юридическом) значении как то, откуда мы можем узнать о существующих нормах права, то понятия «источник права» и «форма права» можно использовать как равнозначные.

Источники (формы) права – это способы закрепления и выражения норм права.


Каждый источник (форма) права имеют свои особенности, свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные виды источников (форм) права. Их называют основными, так как именно они зачастую используются в государствах в различном сочетании. Также то, что они являются источниками (формами) права в науке считается общепризнанным.

Основные виды:

1. НПА (нормативный правовой акт) – изданный в особом порядке офици­альный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Достоинства:

  • НПА может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

  • НПА, как прави­ло, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

  • НПА позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произ­вольного толкования и применения норм.

  • фиксирует наиболее устоявшиеся нормы поведения в рамках определённого вида общественных отношений.

  • исходит от строго определённых субъектов, круг которых достаточно широк (НПА могут быть приняты законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления).

Недостатки:

  • абстрактность формы не позволяет порой учитывать многообразия жизненных реалий и перед правоприменителем возникает проблема отсутствия конкретной правовой нормы для разрешения спорной ситуации. Не устраняет неопределенности и использова­ние правовой аналогии. Суд же не может отказать в правосудии из-за неполноты НПА.

  • определённые проблемы возникают и при противоречивости законодательства. Требуется создание специальных правил разрешения коллизий, которые не всегда являются эффективными.

  • если НПА связывает наступление определённых правовых последствий с прямым указанием на их условия в нормах права, а такие нормы отсутствуют в силу того, что НПА ещё не принят, не разработана процедура реализации норм, то возникают проблемы в области реализации.

  • в тексте могут использоваться оценочные понятия, не раскрывая их содержа­ния.

2. Судебный или административный прецедент – судебное решение, принятое по конкретному юридическому делу, применяемое в качестве образца для разрешения всех других анало­гичных дел. Применяется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Индия, Канада, Австралия, Новая Зеландия …). Конкретное судебное решение как индивидуальный акт приобретает нормативный характер именно в силу того, что начинает использоваться как образец для других аналогичных случаев.


Достоинства:

  • быстро реагирует на изменение общественных отношений. При возникновении новых жизненных ситуаций, споров вопрос передаётся на судебное рассмотрение. То есть при возникновении ситуации впервые в рамках общества, она получает регулирования уже притом, что такие отношения ещё могут быть социально не так распространены, как это требуется для разработки и принятия НПА.

  • позволяет учесть нюансы общественных отношений. Прецеденты могут отражать такие особенности отношений, которые трудно закрепить в НПА, так как отношения изменяются достаточно быстро и стопроцентно предугадать их развитие объективно невозможно.

  • имеет силу закона. В странах англосаксонской правовой семьи формируется прецедентное право, особое значение имеют процессуальные нормы.

  • достаточно быстрый порядок создания (путём рассмотрения дела в суде)

Недостатки:

  • определённая громоздкость. Так как прецедентов, то есть решений по отдельным вопросам жизнедеятельности достаточно много, то возникают определённые трудности, связанные с необходимостью знать прецеденты в определённой сфере.

  • устанавливается определённым кругом субъектов – судами, но не всеми, а только высшими.

  • плохо сочетается с требованием единообразного применения норм права. Он во многом субъективен, зависит от волеусмотрения судьи, его представлений о справедливости.

  • сложно изменить, так как уже принятое решение (прецедент) уже вступило в силу и исполнено в конкретном случае, а при изменении социально-экономической обстановки, когда данные общественные отношения уже оцениваются в обществе по-другому, необходимо изменить, «пересоздать» прецедент.

В разных странах судебный прецедент применяется по-разному. В российской правовой системе судебный прецедент официальным источником права не признан, хотя на вопрос о признании его таковым существуют определённые взгляды.

3. Правовой обычай – фактически сложившееся в течение длительного времени правило, регу­лирующее поведение людей, санкционированное государством. Это наиболее древний источник права. В письменной форме нигде официально содержание обычая не зафиксировано. Имеет подзаконный характер. Государственное санкционирование обычая производится путём указания в нормативном правовом акте (отсылка к обычаю) на возможность, допустимость использования обычая либо правовой обычай используется в качестве нормативной основы судебного решения. В РФ ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Гражданский кодекс говорит об обычаях делового оборота.