Файл: Финансов, экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
завод».

В третьей части представлены рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей в АО

«Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», которые могут быть применены в работе предприятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1. Содержание понятия «товарно-материальные ценности» и их

классификация

Деятельность любого промышленного предприятия неразрывно связана с движением каких-либо материально-производственных запасов. Это могут быть материалы, товары, готовая продукция, незавершенная продукция, полуфабрикаты собственного производства, товары отгруженные и пр. С точки зрения бухгалтерского финансового учета очень важно правильно классифицировать объект, определив его назначение и способ происхождения. Опираясь на данные критерии, к материалам относят предметы труда, используемые в производственно-хозяйственной деятельности в течение

периода, не превышающего 12 месяцев.

Преимущественно материалы попадают в организацию посредством закупки у поставщиков или подрядчиков. Таким образом, материалы это вид товарно-материальных ценностей, приобретенный за плату и предназначенный для производственных нужд. Учет материалов ведется на активном счете 10 «Материалы».1

В зависимости от роли в производственном процессе материалы подразделяются на следующие группы:

  • сырье и основные материалы;

  • вспомогательные материалы;

  • покупные полуфабрикаты;

  • отходы (возвратные материалы);

  • топливо;

  • тара и тарные материалы;

  • запчасти;








1 Швецкая В.М. Бухгалтерский учет: Учебник / В.М. Швецкая, Н.А. Головко. М.: «Дашков и Ко», 2012. С. 120.

  • инвентарь и хозяйственные принадлежности.2

Исходя из нужд предприятия, открывается соответствующая аналитика к синтетическому учету.

Готовая продукция это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Таким образом, готовая продукция - это изделия, изготовленные самостоятельно и предназначенные для продажи покупателям и заказчикам. Учет готовой продукции ведется на активном счете 43 «Готовая продукция». Аналитический учет по указанному счету осуществляется, как правило, в разрезе складов, на которые поступает готовая продукция, и непосредственно наименований изделий.3

Под товарами понимают материально-производственные запасы, приобретенные или полученные безвозмездно от других юридических лиц или физических лиц и предназначенные для продажи (перепродажи). Для отражения в учете товаров используют активный счет 41 «Товары». В организациях, осуществляющих промышленную или производственную деятельность, счет 41 «Товары» принимают для учета изделий, приобретенных специально для продажи.

Организации торговли на счете 41 «Товары» учитываю помимо товаров покупную тару, тару собственного производства (кроме инвентарной тары,
учитываемой на счетах 01 «Основные средства» и 10 «Материалы»).

К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:

  • 41.1 «Товары на складах»;

  • 41.2 «Товары в розничной торговле»;

 41.3 «Тара»;

  • 41.4 «Покупные изделия» и пр.






2 Старовойтова Е.В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / Е.В. Старовойтова. М.: Инфра-М, 2014.

С. 171.

3 Петрова В.Ю. Оценка готовой продукции: бухгалтерский и налоговый учет / В.Ю, Петрова // Бухгалтерский учет. - 2015. - № 2. - С. 35.

В качестве третьего субконто организация, как правило, выбирает склад, на который приходуется тот или иной товар.

Таким образом, под товарами понимаются товарно-материальные ценности, приобретенные у поставщиков или подрядчиков за плату и предназначенные для перепродажи.4

Итак, классификацию товарно-материальных ценностей можно отобразить следующим образом (таблица 1).5

Таблица 1

Классификация товарно-материальных ценностей


Вид товарно-

материальных ценностей


Предназначение


Происхождение


Номер счета

Материалы

Производство

Покупка

10 «Материалы»

Товары

Продажа

Покупка

41 «Товары»

Готовая продукция

Продажа

Самостоятельное производство

43 «Готовая продукция»



Следует также обратить внимание на возможное движение между указанными категориями. Так, организация, решившая продать часть своих материалов, встает перед выбором. Можно отобразить продажу таких материалов через счет 91 «Прочие доходы и расходы», тем самым провести доходы и расходы по прочей деятельности. Второй вариант: часть данных материалов можно перенести в категорию товаров, осуществив бухгалтерскую запись:

  • Дебет 41 «Товары»;

  • Кредит 10 «Материалы».

В этом случае отгрузка будет осуществляться с помощью счета 90

«Продажи». Безусловно, исходя из определения материалов, рано или поздно в зависимости от продолжительности производственного цикла данный вид






4 Афлятова К.Л. Проблемы и развитие учета товарно-материальных ценностей / К.Л. Афлятова // Инновационное развитие экономики. - 2014. - № 3(20). - С. 129.

5 Мухина Е.Р. К вопросу о классификации товарно-материальных ценностей / Е.Р. Мухина // Вестник современной науки. - 2015. - № 8. - С. 73.

товарно-материальных ценностей будет преобразован сначала в незавершенную продукцию, а после в готовую продукцию.

Товарно-материальные ценности отражаются в учете по фактической себестоимости, которая определяется в зависимости от характера их приобретения (таблица 2).6

Таблица 2

Оценка товарно-материальных ценностей


Характер поступления

Фактическая себестоимость определяется

1. При приобретении за плату

По сумме фактических затрат на приобретение за минусом НДС и иных возмещаемых расходов

2. При изготовлении самой

организацией

По фактическим затратам, связанным с изготовлением

3. При получении безвозмездно

По рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету

4. При внесении учредителями в качестве вклада в уставный капитал


По согласованной стоимости с учредителем

5. При приобретении

товаров для продажи

По стоимости приобретения или по продажным ценам