Файл: Психологический портрет учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ

(описание методики, опросник, образец бланка, интерпретация)
Профессия учителя относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей - эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие. Слабым утешением может служить только то, что мы не одиноки - нет ни одной страны в мире, где образовательная система не испытывала бы серьезных проблем. Все реформы несостоятельны, потому что истоки этих проблем - не столько социально-экономические, сколько морально-этические. Поэтому решать их следует иными средствами.
В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удалось не только сделать обучения и воспитания более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.

Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:

1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.

2. Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.

3. Позитивное самовосприятие.

4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.

5. Ответственность.
Все эти параметры можно выявить с помощью методики "Психологический портрет учителя", в основу которой легли представления авторов о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.
Теоретические основы методики - учение А.А.Ухтомского о доминанте, труды В.Сухомлинского, духовно-ориентированная психология Т.А.Флоренской, Я-концепция Р.Бернса, подходы У.Джеймса, А. Маслоу, К.Роджерса, Т.Гордона.
Методика <Психологический портрет учителя> помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение - меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это - только начало работы учителя над собой. Продолжением может быть участие учителя в тренингах профессионального и личностного роста.
Методика не может быть использована в административных целях - для оценки работы учителя, при аттестации, решении кадровых вопросов и т.д.
Вопросы скомпонованы таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность каждому самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в "Комментариях и интерпретации". Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина - разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную



ОПРОСНИК "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ"
Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке бланка. Подсчитайте количество отмеченных вами вариантов в каждом столбце и запишите их сумму в пустых клетках внизу бланка.
1. В воспитании важнее всего

а) окружить ребенка теплотой и заботой;

б) воспитать уважительное отношение к старшим;

в) выработать у него определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок

а) да; б) нет; в) в зависимости от настроения.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

а) интерес; б) смущение; в) раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок,

а) моя реакция зависит от ситуации;

б) я не обращаю на это внимания;

в) я не могу начать урок.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой

а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко.

6. Для меня важнее

а) отношения с учениками; б) с коллегами; в) не знаю.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть

а) часто; б) иногда; в) никогда не вызывают.

8. Присутствие на уроке посторонних

а) воодушевляет меня;

б) никак не отражается на моей работе;

в) выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) обычно.

10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей

а) да; б) не всегда; в) нет.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться

а) с учениками; б) с коллегами; в) лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении

а) нет; б) не всегда; в) да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

а) да; 2) нет; 3) не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

а) предлагает простор для творчества;

б) не вмешивается в мою работу;

в) дает четкие указания.

15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного

а) обычно; б) иногда; в) сомневаюсь.

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы

а) доставляют мне удовольствие;

б) вызывают у меня чувство неловкости;

в) не вызывают у меня особых эмоций.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным


а) часто; б) редко; в) никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации

а) меня мало волнуют;

б) иногда задевают меня;

в) часто задевают меня.

19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

а) в зависимости от ситуации;

б) предпочитаю импровизацию;

в) всегда.

20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.

а) да; б) не всегда; в) редко.

21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть

а) я согласен; б) не согласен; в) что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег

а) да; б) иногда; в) нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами

а) доставляет мне удовольствие;

б) особых эмоций не вызывает;

в) в тягость.

24. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе

а) предпочитаю выяснить отношения;

б) игнорирую этот факт;

в) я плачу ему той же монетой.

25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит

а) почти все; б) кое-что; в) ничего не зависит.

26. В работе для меня важнее всего

а) привязанность учеников;

б) признание коллег;

в) чувство собственной необходимости.

27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния

а) часто; б) иногда; в) не зависит.

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег

а) я не сомневаюсь;

б) уверенности нет;

в) затрудняюсь ответить.

29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

а) пытаюсь понять его точку зрения;

б) перевожу разговор на другую тему;

в) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.

30. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого

а) да; б) в зависимости от ситуации; в) вряд ли.

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика

а) я тут же заступлюсь за него;

б) один на один сделаю замечание коллеге;

в) сочту некорректным вмешиваться.

32. Работа дается мне ценой большого напряжения

а) обычно; б) иногда; в) редко.

33. У меня нет сомнений в своем профессионализме

а) конечно; б) есть сомнения; в) не приходилось задумываться.

34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего

а) возможность работать творчески;

б) отсутствие конфликтов;

в) трудовая дисциплина.

35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на "нет".

а) не думаю; б) не всегда; в) да.

36. С высказыванием "Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"


а) согласен полностью;

б) не согласен;

в) что-то в этом есть.

37. Мысли о работе мешают мне уснуть

а) часто; б) редко; в) никогда не мешают.

38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам

а) часто; б) иногда; в) предпочитаю слушать других.

39. Взрослый может применить силу в отношении ребенка

а) нет, это недопустимо; б) затрудняюсь ответить; в) если он этого заслуживает.

40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя

а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками

а) да; а) нет; а) иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями

а) редко; б) обычно; в) всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных

а) да; б) не помню; в) нет.

44. Непредвиденные ситуации на уроках

а) можно эффектно использовать;

б) лучше игнорировать;

в) только мешают учебному процессу.

45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.

а) да; б) не всегда; в) нет.

46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону

а) ученика; б) учителя; в) сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем

а) как правило; б) не обязательно; в) проблем со здоровьем нет.

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией

а) да; б) не все; в) не знаю.

49. Ученик обязан выполнять любые требования учителя

а) нет; б) не знаю; в) да.

50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств

а) чаще всего; а) не уверен; б) не согласен.

КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ
Профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
1.1. Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.