Файл: Самостоятельная работа по теме Социальнобиологические основы физического воспитания и спорта Выполнил обучающийся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная

организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Физическая культура

Самостоятельная работа по теме 1.1. Социально-биологические основы физического воспитания и спорта

Выполнил

обучающийся

Преподаватель:


Пермь – 2019

Задание 1. Напишите историческую справку в чем заключается «тайна переливания крови» (кем, как и когда она была открыта (до 4 листов).

Переливание крови (haemotransfusio) – операция трансплантации (пересадки) крови от здорового человека больному или пострадавшему с лечебной целью.

Кровь - разновидность ткани человека и состоит из жидкой части (плазмы) и взвешенных в ней кровяных клеток (форменных элементов) – эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

Переливание крови является одной из составных частей трансфузиологии (лат.transfusio – переливание; греч. logos – понятие, учение) – науки, учения о переливании, включающей в себя вопросы не только переливания и консервирования крови, но и вопросы разделения крови на ее компоненты и способы их дифференцированного применения в клинике, а также вопросы получения и использования кровезаменителей и профилактики осложнений, связанных с парентеральным введением лекарственных средств.

История переливания крови уходит в глубокую древность и ее можно разделить на 4 периода. Первый период — от древних времен до открытия В.Гарвеем закона кровообращения (1628 г.), второй, эмпирический, — до открытия К.Ландштейнером закона изогемагтлютинации (1901 г.), третий связан с решением двух кардинальных проблем — с открытием закона изогемагглютинации и применением стабилизатора крови (1901— 1919 гг.), четвертый период следует назвать современным, или научным, когда происходит научное осмысление взглядов на кровь и ее части, а также осуществляется поиск полноценных заменителей составных частей крови. Этот период продолжается по настоящее время.

В древние времена кровь считалась источником жизненной силы и использовалась в качестве лечебного
, исцеляющего, омолаживающего средства. Считалось, что кровь обладает чудодейственной силой. Основатель медицины – Гиппократ в Древней Греции давал пить больным с расстройством психики кровь здоровых людей. В Древнем Риме больные эпилепсией и старики пили кровь умирающих гладиаторов, кровь принимали и как омолаживающее средство. В качестве лечебного средства использовалась и кровь животных. В египетской армии за войсками постоянно следовало стадо баранов, чью кровь применяли для лечения больных и раненых солдат.

Второй этап характеризуется становлением вопросов переливания крови на научную основу и связан с открытием В.Гарвеем в 1628 году законов кровообращения, что сделало физиологию наукой и положило начало научному подходу к проблеме переливания крови, стало началом анатомически правильной методики переливания крови.

В это время во многих странах и особенно в Англии ученые проводят опыты по переливанию гомо- и гетерокрови на животных. Так в 1661 году английский врач Лоуер провел удачные эксперименты по переливанию крови обескровленным собакам и доказал, что этот метод лечения кровопотери эффективен.

Первое в истории успешное переливание крови человеку было произведено в 1667 году во Франции профессором философии и медицины Ж.Б.Денисом вместе с хирургом Эммерицем. Была перелита кровь ягненка 16-ти летнему юноше, ослабевшему после кровопусканий и здоровому человеку с экспериментальной целью. Третье переливание крови человеку закончилось его смертью и французская Академия наук постановила: для всякого переливания крови необходимо решение парламента.

В 1818 году впервые в мире английским физиологом Д.Бланделлом была перелита кровь от человека человеку. Особенность техники, примененной Д.Бланделлом, заключалась в том, что в специально сконструированном аппарате кровь подогревалась и тем замедлялась ее свертываемость. Кроме того, он предлагал вводить кровь медленно, наблюдая за состоянием больного. При появлении какой-либо реакции рекомендовал переливание крови от этого донора прекратить и взять кровь от другого человека. Первое упоминание о переливании крови в отечественной литературе принадлежит С.Ф.Хотовицкому (1796—1885) и относится к 1830 г. Он рекомендовал «переливание крови как единственное средство к спасению жизни в случаях сильной потери крови у рожениц». Осуществлено это предложение было петербургским акушером Г.Вольфом, который в 1832 году сделал первое в России переливание крови роженице, погибавшей от кровотечения. Смертельно обескровленная во время родов женщина была спасена. Впоследствии он сделал еще шесть переливаний крови. В 1847 г. сотрудник Московского университета И.М.Соколов сделал первое переливание сыворотки крови человеку с лечебной целью. Переливание было произведено по поводу холеры и закончилось успешно. В 1867 году петербургский врач В.Раутенберг рекомендует предохранять кровь от свертывания добавлением химических веществ,

безвредных для реципиента, используя для этого углекислый натрий. Н.И.Пирогов подчеркивал очевидную пользу переливания крови при некоторых ранениях в военно-полевых условиях.

На Западе эта процедура была повторена только в 30-х годах XX века. Всего в России 19-го столетия было произведено около 60 лечебных переливаний крови. Развитию этого метода мешало незнание законов совместимости крови и неумение препятствовать ее свертываемости. Только в 1901 г. венский ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови у людей (за что в 1930 г. был удостоен Нобелевской премии). Спустя год его сотрудники Декостелло и Стурли дополнили ее выделенной четвертой группой. Через несколько лет после этого переливание крови стало массовой процедурой, а главным толчком к развитию процедуры стала Первая мировая война.

Совершенствовался метод переливания крови с каждым новым открытием. Была открыта роль наследственности в совместимости крови, потом открыта реакция антиглобулина, введено понятие "универсальный донор", открыты антикоагулянты, позволившие делать запасы крови и давшие возможность её хранить, открыты антисептики, позволившие избегать многих осложнений при переливании.

В настоящее время метод трансфузии крови используется повсеместно и спасает множество человеческих жизней. И особое место в этой методике лечения занимают доноры, люди дающие свою кровь для спасения другой жизни.1
Задание 2Составьте таблицу «Уровни физической, технической, тактической и моральной подготовленности».



Физическая подготовленность

Описание

Техническая подготовленность

Описание

1

 Состояние здоровья

 Сопротивляемость организма неблагоприятным факторам

 Объем усвоенных движений (умений, навыков)

 Простые двигательные навыки, движения

2

 Особенности телосложения

 Тотальные размеры, пропорции и конституция тела

 Разносторонность

 Разнообразие двигательных действий

3

 Развитие физических качеств

 Сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость

Эффективность

Качество владения, доведение двигательных действий до совершенства

4

 

 

 Освоенность, надежность выполнения упражнений

 Стабильность двигательных действий

 

Тактическая подготовленность

Описание

Моральная подготовленность

Описание

1

 Средства спортивной тактики

 Технические приемы и способы их выполнения

 Нравственность

 Социальность сознания и самосознания, т.е. мировоззрение, которое отражается в стремлениях, решениях и действиях.

2

 Виды спортивной тактики

 Наступательная, оборонительная, контратакующая

 Волевые качества

 Целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, стойкость, настойчивость, смелость

3

 Форма спортивной тактики

 Индивидуальная, групповая, командная

 

 


 

Задание 3. Охарактеризуйте кратко строение нервной системы человека (до 3 стр.)

В состав нервной системы входят центральный (головной и спиной мозг) и периферический (сеть более мелких нервов, распространенных по всему телу) отделы.

Важнейшими функциями нервной системы в организме человека являются управление деятельностью целостного организма и координирование процессов, протекающих в организме, в зависимости от состояния внешней и внутренней среды. Нервная система обеспечивает связь всех частей организма в единое целое.

Центральная нервная система – лежит глубоко в организме, окруженная и защищенная костями.

Головной мозг – является частью центральной нервной системы и находится внутри черепной коробки. Он состоит из нескольких компонентов: большого мозга, мозжечка, ствола мозга и продолговатого мозга.

Спинной мозг – это распределительная сеть центральной нервной системы. Спинной мозг находится внутри позвоночного столба и взаимосвязан со всеми нервами периферической нервной системы.

Периферическая нервная система – представлена нервами, отходящими от головного мозга и спинного мозга.

Вегетативная (автономная) – регулирует активность внутренних органов.

Стоматическая – обеспечивает иннервацию тела – сомы, включает нервные окончания, иннервирующие кожу и мышцы.2

Анатомической и функциональной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон. Он состоит из тела (сомы) и цитоплазматических отростков. Отростки разделяются на аксоны (длинные) и дендрины (короткие - многочисленные ветвящиеся).

Дендрит – это короткий (до 700 мкм) ветвящийся цитоплазматический отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона.

Аксон – это длинный одиночный отросток, который отходит от тела клетки нейрона и передает от него импульсы к рабочему органу.

Асон покрыт белой оболочкой из жироподобного вещества – миелина.

В зависимости от выполняемой функции выделяют следующие типы нейронов:

  • чувствительные или рецепторные передают импульс от рецепторов в ЦНС – головной и спинной мозг. Их тела лежат вне ЦНС;

  • вставочные осуществляют связь между двумя типами нейронов. Эти нейроны лежат в пределах ЦНС (никогда не выходят за её пределы)

  • исполнительные или двигательные обеспечивают передачу импульсов от ЦНС к рабочим органам (мышцам и внутренним органам). Их тела находятся в ЦНС или в симпатических и парасимпатических узлах.


Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

Между нервными центрами и периферическими органами существует двусторонняя круговая связь. Любая деятельность сопровождается возникновением в рецепторах работающих органов аффентных импульсов, сигнализирующих ЦСН о результатах этой деятельности. Ответная реакция организма на раздражение с участием ЦСН называется рефлексом, а путь, по которому проходят импульсы при осуществлении рефлекса, - рефлекторной дугой.

Рефлекс – ответная реакция организма на различные воздействия, осуществляемая с помощью нервной системы.

Фактором, инициирующим любой рефлекторный ответ, является стимул, который может действовать на организм как из внешней, так и из внутренней.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные. Безусловные – это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Условные – реакции приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе безусловных рефлексов.

Структурно-функциональную основу рефлекса любой сложности составляет рефлекторная дуга, включающая следующие компоненты: рецептор, афферентный путь, нервный центр, эфферентный путь и эффектор.

Сенсорная система (анализатор) – совокупность специализированных нервных структур, осуществляющих восприятие определенных раздражений, проведение возникающих при этом возбуждений, высший их анализ. В соответствии со специфичностью действия раздражителей различают следующие анализаторы: зрительные, слуховые, вестибулярные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, температурные и др.

Каждый анализатор включает три основных отдела: периферический, состоящий из рецепторов и специальных образований (глаз, ухо и т.д.); проводниковый, включающий в проводящие пути и подкорковые центры; корковый, в который адресуется информация.

Воспринимающим информацию элементом анализатора является рецептор.

Рецепторы – это конечные структуры, специально устроенные для преобразования энергии раздражителей в импульсы возбуждения нервных клеток. Для каждого вида рецепторов существуют адекватные раздражители, а действию которых они чрезвычайно чувствительны. По отношению к окружающей среде рецепторы разделяются на внутренние (интерорецепторы) и внешние (экстерорецепторы); по природе раздражителя – механо-, фото-, хемо -, электро-,