Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Сюжетно-ролевая игра как вид деятельности дошкольника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти основные линии развития реализуются в двух видах игровой деятельности старшего дошкольника: в творческой игре и дидактической.

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Есть деятельность, которая позволяет войти в мир и отношения взрослых - это моделирование - творческая игра или сюжетно-ролевая. По тому, какие роли принимает на себя ребенок, можно сделать вывод о его социаль­ности, так как в роли всегда воспроизводятся социально значимые отно­шения[8].

В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно – ролевыми».

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры–драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

Рисунок 1.1. – Виды творческих игр

В игре ребенок вынужден строго подчинять свое поведение системе правил, что способствует становлению произвольности и самоорганизации поведения ребенка (ребенок действует вопреки своему импульсивному желанию). Правило игры формулируется в явной форме, поведение ребенка подчиняется правилу. Игровые действия носят все более обобщенный характер, меняются от развернутого внешнего действия - к свернутому, которое осуществляется в вербальном или идеальном плане. Игра все чаще ста­новится воспроизведением межличностных отношений. Роли определяют действия, сюжеты и роли сворачиваются, правило выступает как основной лейтмотив игры.

В игровом действии ребенком воспроизводятся предметные действия и межличностные отношения (как модель отношений между людьми). В игре меняется ролевая речь ребенка, его мимика и пантомимика.

Важной особенностью игры является то, что в ней используются предметы-заместители, в результате чего возникает действие-замещение (игро­вой предмет переименовывается и начинает использоваться в своей новой функции).

Творческая игра у детей к седьмому году жизни достигает своего расцвета. Содержание игр богато и разнообразно, в них ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремле­ния. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений.


Развитие игрового творчества способствует воспитанию важ­ных для школы качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости в осуществлении цели.

В группе предшкольной подготовки необходимо создать ус­ловия для длительных игр, которые особенно способствуют развитию познавательных интересов. В этих играх дети приучаются действовать по плану, согласовывать свои замыслы со сверстниками. Подготовка к игре включает в себя сооружение построек, изготовление нужных вещей. Здесь игра тесно переплетается с трудом. Труд становится необходимым для развития игры.

Игры в театр, характерные для старших дошкольников, под­готавливают их к школьной самодеятельности.

Когда через год эти дети пойдут в школу и будут самостоя­тельно играть со сверстниками во дворе, дома, они внесут в свои игры опыт, полученный в группе предшкольной подготовки: смогут предло­жить увлекательные сюжеты игр в «путешествия», в «летчиков», «моряков», «космонавтов», интересные игры с правилами, само­стоятельно сделать нужные для игры вещи, сумеют организо­вать игру.

Шестилетние дети, как показывает практика, могут достичь высокого уровня организованности, организаторских умений (ра­зумеется, при условии хорошего руководства играми). Детям этого возраста в игре нужно предоставлять большую, чем преж­де, самостоятельность, в то же время на них возлагается и большая ответственность. Старшие дошкольники могут самостоя­тельно организовать игры, но они обязаны выполнять установ­ленные в группе правила и нормы поведения: «главного» вы­бирать с общего согласия, спорные вопросы решать совмест­ным обсуждением, по справедливости, строго выполнять правила игры. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением пра­вил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дети, приученные к таким играм, придут в школу хорошими товарищами, организаторами, участниками школьной самодея­тельности, спортивных игр и соревнований.

Для воспитания самостоятельности, умственной активности, привычки быть занятым большое значение имеет организация самостоятельной деятельности. В распоряжении детей должен быть материал для разных игр, занятий, труда. В старшем дошкольном возрасте интересы и склонности детей становятся более определенными, надо дать возможность каждому удов­летворять и развивать их. Одни увлекаются рисованием, другие работой с деревом, третьи очень любят животных, растения, четвертые всему предпочитают книги, едва научившись читать, и т. д.[9]


Завтрашнему школьнику необходимо уметь выбрать для себя полезное дело в часы досуга, самостоятельно выполнить наме­ченное. Пусть ребята придут в школу с хорошими увлечениями, интересами, склонностями.

Таким образом, задача педагога группы предшкольной подготовки - помочь детям организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. «Очень важно не шаблонировать игры, а давать простор детской инициативе», - Н.К. Крупская.[10]

Игра рассматривается как форма организации детской жизни. Педагог должен быть организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в детском обществе.

Руководство игровой деятельностью – тонкий и сложный процесс. Очень важно, - предупреждала Н.К.Крупская, - не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…» [11]

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. А. Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Таким образом, игра является важным средством воспитательной работы. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.


Любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Таким образом, игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу.

Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.

Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.

Таким образом, игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. М. Горький, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.).

Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. В игре активно формируется нравственные основы будущего школьника.


Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиниться различным требованиям (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, З. В. Мануйленко и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.

В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З. М. Истомина и др.).[12]

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Специально проводимые исследования в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР показывают, что развитие элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их.

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Игра создает «зону ближайшего развития ребенка» (Л.С.Выготский) «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»[13].

Таким образом, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.