Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
Педагогический институт
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Артемова Ангелина Сергеевна
Методика развития самостоятельности младшего школьника в процессе учебной деятельности
Курсовая работа исследовательского типа по дисциплине
«Методика преподавания профильных дисциплин»
Выполнил:
Студент 03\3139 группы 3курса,
Направления подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (Начальное образование)
Артемова А.С.
(подпись)
Руководитель: Дружинина Анастасия Александровна, к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
Дружинина А.А.
(подпись)
Тамбов,2023
Содержание
Введение
Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.
Психолого-педагогические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития активности школьников. В деятельности и общении со взрослыми и сверстниками в этот возрастной период формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. В связи, с чем актуальной проблемой становится поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.
Анализ научных источников свидетельствует об активизации внимания к проблеме формирования самостоятельности младших школьников в деятельности, но кроме того позволяет сделать вывод о недостаточной изученности стимулирующих деятельность факторов. Противоречие между необходимостью формирования у младших школьников самостоятельности в разных видах деятельности и недостаточной разработанностью условий и средств целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения определило цель исследования.
Разным аспектам проблемы формирования самостоятельности у младших школьников, преимущественно в учебном процессе, посвящены работы Гарькавая Т. С., Алпарова Н. Н., Алпарова Н. Н., Башаева Т. В., Буковская Г. В.
Объект исследования: формирование самостоятельности.
Предмет исследования: развитие самостоятельности младшего школьника в процессе учебной деятельности.
Цель исследования: выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в процессе учебной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты развития самостоятельности младших школьников в процессе учебной деятельности;
- провести экспериментальную работу по формированию самостоятельности в учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.
Методы исследования: аналитические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, практического педагогического опыта); эмпирические (наблюдение, беседа); методы экспертных оценок; педагогический эксперимент; методы графической обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: экспериментальная работа проводилась на базе Школа № 13, ул. Николая Вирты, 96, Тамбов. В экспериментальную группу вошли школьники 3-го класса общей численностью 22 человека, обучающиеся по Образовательной системе "ШКОЛА 2100".
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы, а также педагогами дополнительного образования с целью развития самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности младших школьников в учебной работе в процессе учебной деятельности
1.1Понятие самостоятельности как вида учебной деятельности младших школьников
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа педагога по формированию у младших школьников финансовой грамотности на уроках математики
2.1.Диагностика уровня сформированности элементов финансовой грамотности у учащихся 3 класса
Экспериментальная работа по изучению проблемы финансовой грамотности учащихся 3 класса проводилась на базе МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова».
Цель экспериментальной работы: изучение уровня развития финансовой грамотности учащихся 3 класса.
Задачи экспериментальной работы:
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- определить уровень сформированности финансовых навыков у учащихся 3-х классов;
- создание условий для организации и проведения экспериментальной работы в школе.
Для определения степени финансовой грамотности у детей 3-х классов разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Школьник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание школьников».
Цель: определить уровень финансовой грамотности учащихся 3 класса.
Каждая из четырех задач состоит из 3-х меньших задач: первая - загадки экономики, разделенные по областям, вторая - вопросы определенной области экономических знаний, а третья - проблемная ситуация.
Работа проводилась с каждым студентом индивидуально и по мере успешных ответов на задания определялся уровень экономического образования.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Опираясь на теоретические исследования, были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности:
Таблица 1 - Критерии и показатели финансовой грамотности учащихся 3 класса.
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений детей о понятиях финансовой грамотности) | - понимание значение этих слов; - понимание терминов финансовой грамотности; - заинтересованность окружающими явлениями современного общества. |
Поведенческо-деятельностный компонент (умения оперировать понятиями финансовой грамотности) | - осмысление имеющихся знаний в игре, работе, производственной деятельности и способность полагаться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность принимать решения, взаимная поддержка, умение найти свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижению цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) | - проявление бережливости, ответственности, оперативности и инициативности; - оценка проявления данных качеств у сверстников. |
Высокий уровень: младшие школьники могут объяснить основное значение экономических понятий, проявлять ярко выраженный и устойчивый интерес к родительской работе, получить представление о родительской работе, использовать экономические слова и фразы; они находятся в позиции активных участников событий, умеют отражать полученные в играх знания; готовы общаться со взрослыми и сверстниками, задавать много вопросов и самостоятельно пытаться найти ответы; оперативно выполнять заказы, уметь контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремиться и уметь проявлять инициативу, энергично выполнять задачи, доводить начатое дело до конца.
Средний уровень: учащиеся имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: учащиеся не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; «не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности»[38]; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Степень финансовой компетентности определялась с учетом успешности выполнения всех трех задач. Степень экономических знаний оценивалась на основании успешности заданий по трехбалльной шкале: 3 - высокая, 2 - средняя, 1 - низкая.
В таблице представлены результаты диагностики детей младшего школьного возраста на исследовательском этапе эксперимента.
Таблица 2 -Уровни сформированности финансовых представлений у учащихся 3 класса.
Имя ребенка | Знания о потребностях | Знания о ресурсах | Знания о деньгах и цене | Знания о рекламе | Всего баллов | Средний балл | Уровень |
Аманова С. | 3 | 1 | 3 | 2 | 9 | 2.25 | Выше среднего |
Антоненко В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 3 | Высокий |
Барсук Е. | 3 | 2 | 3 | 1 | 11 | 2.75 | Выше среднего |
Бордан Е. | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | 2.25 | Выше среднего |
Бадя А. | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | 1.5 | Ниже среднего |
Бочкарева У. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1.25 | Ниже среднего |
Воробьева В. | 2 | 1 | 3 | 2 | 8 | 2 | Средний |
Гурова С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 4 | Высокий |
Додонов М. | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 | 2.5 | Выше среднего |
Ершова В. | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | 2.5 | Выше среднего |
Кобылин С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1.25 | Ниже среднего |
Ковалев Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | Средний |
Ковалькова А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 4 | Высокий |
Кузьмичева Е. | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 | 2.75 | Выше среднего |
Курбанов А. | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | 2.25 | Выше среднего |
Максимов Г. | 1 | 1 | 3 | 1 | 6 | 1.5 | Ниже среднего |
Мясников К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 4 | Высокий |
Нестерова Е. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 4 | Высокий |
Озген П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | Средний |
Осипова К. | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | 2.5 | Выше среднего |
Павлюкевич Я. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 4 | Высокий |
Парфенова К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 4 | Высокий |
Сергиенко У. | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 | 2.75 | Выше среднего |
Уразматова Я. | 2 | 1 | 3 | 2 | 8 | 2 | Средний |
Федорин Д. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 4 | Высокий |
Черникова М. | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 | 2.75 | Выше среднего |
Швецова А. | 1 | 2 | 3 | 1 | 7 | 1.75 | Ниже среднего |
Средний балл по классу | 2.2 | 2.1 | 2.6 | 2.2 | 8.9 | 2.5 | Выше среднего |