Файл: Методика преподавания профильных дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»

Педагогический институт
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Артемова Ангелина Сергеевна
Методика развития самостоятельности младшего школьника в процессе учебной деятельности
Курсовая работа исследовательского типа по дисциплине

«Методика преподавания профильных дисциплин»

Выполнил:

Студент 03\3139 группы 3курса,

Направления подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (Начальное образование)

Артемова А.С.

(подпись)
Руководитель: Дружинина Анастасия Александровна, к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

Дружинина А.А.

(подпись)

Тамбов,2023

Содержание


Введение
Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

Психолого-педагогические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития активности школьников. В деятельности и общении со взрослыми и сверстниками в этот возрастной период формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. В связи, с чем актуальной проблемой становится поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.

Анализ научных источников свидетельствует об активизации внимания к проблеме формирования самостоятельности младших школьников в деятельности, но кроме того позволяет сделать вывод о недостаточной изученности стимулирующих деятельность факторов. Противоречие между необходимостью формирования у младших школьников самостоятельности в разных видах деятельности и недостаточной разработанностью условий и средств целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения определило цель исследования.


Разным аспектам проблемы формирования самостоятельности у младших школьников, преимущественно в учебном процессе, посвящены работы Гарькавая Т. С., Алпарова Н. Н., Алпарова Н. Н., Башаева Т. В., Буковская Г. В.

Объект исследования: формирование самостоятельности.

Предмет исследования: развитие самостоятельности младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Цель исследования: выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в процессе учебной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты развития самостоятельности младших школьников в процессе учебной деятельности;

- провести экспериментальную работу по формированию самостоятельности в учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.

Методы исследования: аналитические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, практического педагогического опыта); эмпирические (наблюдение, беседа); методы экспертных оценок; педагогический эксперимент; методы графической обработки экспериментальных данных.

Экспериментальная база исследования: экспериментальная работа проводилась на базе Школа № 13, ул. Николая Вирты, 96, Тамбов. В экспериментальную группу вошли школьники 3-го класса общей численностью 22 человека, обучающиеся по Образовательной системе "ШКОЛА 2100".

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы, а также педагогами дополнительного образования с целью развития самостоятельности детей младшего школьного возраста.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности младших школьников в учебной работе в процессе учебной деятельности

1.1Понятие самостоятельности как вида учебной деятельности младших школьников

Глава 2 Опытно – экспериментальная работа педагога по формированию у младших школьников финансовой грамотности на уроках математики


2.1.Диагностика уровня сформированности элементов финансовой грамотности у учащихся 3 класса

Экспериментальная работа по изучению проблемы финансовой грамотности учащихся 3 класса проводилась на базе МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова».

Цель экспериментальной работы: изучение уровня развития финансовой грамотности учащихся 3 класса.

Задачи экспериментальной работы:

Задачи опытно-экспериментальной работы:

- определить уровень сформированности финансовых навыков у учащихся 3-х классов;

- создание условий для организации и проведения экспериментальной работы в школе.

Для определения степени финансовой грамотности у детей 3-х классов разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Школьник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание школьников».

Цель: определить уровень финансовой грамотности учащихся 3 класса.

Каждая из четырех задач состоит из 3-х меньших задач: первая - загадки экономики, разделенные по областям, вторая - вопросы определенной области экономических знаний, а третья - проблемная ситуация.

Работа проводилась с каждым студентом индивидуально и по мере успешных ответов на задания определялся уровень экономического образования.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Опираясь на теоретические исследования, были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности:

Таблица 1 - Критерии и показатели финансовой грамотности учащихся 3 класса.

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений детей о понятиях финансовой грамотности)

- понимание значение этих слов;

- понимание терминов финансовой грамотности;

- заинтересованность окружающими явлениями современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (умения оперировать понятиями финансовой грамотности)

- осмысление имеющихся знаний в игре, работе, производственной деятельности и способность полагаться на эти знания;

- общение со взрослыми и сверстниками, способность принимать решения, взаимная поддержка, умение найти свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижению цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

- проявление бережливости, ответственности, оперативности и инициативности;

- оценка проявления данных качеств у сверстников.



Высокий уровень: младшие школьники могут объяснить основное значение экономических понятий, проявлять ярко выраженный и устойчивый интерес к родительской работе, получить представление о родительской работе, использовать экономические слова и фразы; они находятся в позиции активных участников событий, умеют отражать полученные в играх знания; готовы общаться со взрослыми и сверстниками, задавать много вопросов и самостоятельно пытаться найти ответы; оперативно выполнять заказы, уметь контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремиться и уметь проявлять инициативу, энергично выполнять задачи, доводить начатое дело до конца.

Средний уровень: учащиеся имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: учащиеся не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; «не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности»[38]; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Степень финансовой компетентности определялась с учетом успешности выполнения всех трех задач. Степень экономических знаний оценивалась на основании успешности заданий по трехбалльной шкале: 3 - высокая, 2 - средняя, 1 - низкая.


В таблице представлены результаты диагностики детей младшего школьного возраста на исследовательском этапе эксперимента.
Таблица 2 -Уровни сформированности финансовых представлений у учащихся 3 класса.

Имя ребенка

Знания о потребностях

Знания о ресурсах

Знания о деньгах и цене

Знания о рекламе

Всего баллов

Средний балл

Уровень

Аманова С.

3

1

3

2

9

2.25

Выше среднего

Антоненко В.

3

3

3

3

12

3

Высокий

Барсук Е.

3

2

3

1

11

2.75

Выше среднего

Бордан Е.

2

2

3

2

9

2.25

Выше среднего

Бадя А.

1

1

2

2

6

1.5

Ниже среднего

Бочкарева У.

1

1

2

1

5

1.25

Ниже среднего

Воробьева В.

2

1

3

2

8

2

Средний

Гурова С.

3

3

3

3

12

4

Высокий

Додонов М.

2

3

2

3

10

2.5

Выше среднего

Ершова В.

3

2

3

2

10

2.5

Выше среднего

Кобылин С.

1

1

2

1

5

1.25

Ниже среднего

Ковалев Д.

2

2

2

2

8

2

Средний

Ковалькова А.

3

3

3

3

12

4

Высокий

Кузьмичева Е.

2

3

3

3

11

2.75

Выше среднего

Курбанов А.

2

3

2

2

9

2.25

Выше среднего

Максимов Г.

1

1

3

1

6

1.5

Ниже среднего

Мясников К.

3

3

3

3

12

4

Высокий

Нестерова Е.

3

3

3

3

12

4

Высокий

Озген П.

2

2

2

2

8

2

Средний

Осипова К.

3

2

3

2

10

2.5

Выше среднего

Павлюкевич Я.

3

3

3

3

12

4

Высокий

Парфенова К.

3

3

3

3

12

4

Высокий

Сергиенко У.

2

3

3

3

11

2.75

Выше среднего

Уразматова Я.

2

1

3

2

8

2

Средний

Федорин Д.

3

3

3

3

12

4

Высокий

Черникова М.

2

3

3

3

11

2.75

Выше среднего

Швецова А.

1

2

3

1

7

1.75

Ниже среднего

Средний балл по классу

2.2

2.1

2.6

2.2

8.9

2.5

Выше среднего