Файл: Тема философия древнего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 579

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе становления философии соответствующее мировоззрение постепенно вызревало в безличных религиозных и этических системах, появляются первые авторские учения, которые на первых порах могли содержать значительные пережитки мифологических взглядов. 

 

Индийская философия

 

Ведическое учение

Это учение излагается в обширном наборе текстов, которые составлялись на протяжении девяти веков (1 500 – 600 гг. до н. э.). Ведические тексты – литература преимущественно религиозного характера, однако наряду с этим в ней можно почерпнуть информацию о различных сторонах жизни индийского общества и в том числе о степени познания окружающего мира. 

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов, прежде всего это четыре Веды (в буквальном смысле означают ведение, знание). Старейшая и важнейшая из них – Ригведа (знание гимнов), конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиознофилософского мышления Упанишадами (сидеть около). 

Отдельные тексты Ригведы раскрывают общий принцип, который по представлениям древних индусов может объяснить конкретные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок (РТА), который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодаря этому принципу движется солнце, сменяются времена года; РТА – принцип, руководящий течением человеческой жизни: рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя РТА – безличный принцип, иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна, наделенный огромной и неограниченной силой, который «поместил солнце на небо». 

В некоторых гимнах Ригведы появляются сомнения относительно силы богов и даже самого их существования. Можно наблюдать, как происходила замена чисто религиозных представлений на более реалистичные. В частности, идея о первосуществе Пуруше, которое боги принесли в жертву и из частей тела которого возникло все, что есть в мире (в том числе и сами Гимны), заменяется абстрактными представлениями о первоначальных субстанциях. В космологическом гимне Насадия (одна из поздних частей Ригведы) утверждается, что в начале не было ни сущего (сат) ни несущего (асат), не было воздушного пространства и неба, не было дня и ночи, смерти и бессмертия, было только единое, понимаемое как нечто аморфное, не растленное и лишенное конечного содержания, которое само по себе дышало. Оно было наделено принципом перемены самого себя на более высоком уровне безличной силой, стимулирующей процесс дальнейшего развития, в нем принимают участие и такие начала, как тепло (тапас) и стремление, желание (кама), как первичный импульс бытия, самородящаяся сила жизни. 


В другой группе ведических текстов – брахманах – встречается уже высказанная ранее идея о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги и весь мир, кроме того, в брахманах существуют положения, указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия, что является результатом непосредственного наблюдения за человеком. 

В упанишадах – позднейшей части Вед – господствующее место занимает новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип – безличное сущее (брахма), отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида (атман). Выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира является ядром учения упанишад. 

Неотделимой частью этого учения являются концепция круговорота жизни (сансара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Здесь человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Постоянное включение в круговорот перерождений и предопределение характера следующей жизни в зависимости от результата всех деяний предшествующих жизней, выраженное законом кармы, – суть представлений о жизни. Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, как не существует и человек, ограниченный пространством и временем. 

Только тот человек, который, пройдя путь познания, полностью осознает тождество атмана и брахмы, освободится из бесконечной цепи перерождения и вознесется над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвратится к брахме, где и останется навсегда, выйдя из-под влияния кармы.

Буддизм

Учение, имеющее религиозно-философский характер, возникло в VI веке до н. э. в Северной Индии. Его основателем стал Сиддартха Гаутама, сын правителя рода Шакьев в Южном Непале. В возрасте 29 лет, вскоре после рождения сына, он, неудовлетворенный жизнью, покидает семью и уходит скитаться в поисках ответа на мучавшие его вопросы. После многих лет бесполезной аскезы (самоограничения телесных потребностей) он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, отвергающий крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (пробужденный, просветленный). 

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий после возникновения учения.  Центральным сборником текстов является 

Типитака (три корзины). 

Жизнь в буддизме во всех ее проявлениях является выражением различных комбинаций (потоков) нематериальных частиц – дхарм. Их сочетание определяет бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т. д. После распада соответствующего сочетания дхарм наступает смерть, но сами дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы. Дхармы – это непознаваемые единичные сущности, только они истинно реальны. Они не рождаются, не исчезают, их число бесконечно. Каждая дхарма имеет определенный неизменяющийся набор признаков. Дхармы могут находиться как в должном состоянии бытия (абсолютного покоя), так и в недолжном. Человек и окружающий мир связаны с проявлением «волнующихся» дхарм, находящихся в недолжном состоянии. Комбинация таких проявлений образуется только на кратчайший срок, «мгновение», после чего возникают другие комбинации. 

Все комбинации проявлений дхарм делят на два вида: образующие «мир имеющих чувства», т. е. живых существ, и образующие «сферу – сосуд», т. е. окружающие их мир, создающие среду обитания. Эти сферы составляют единое целое. 

В зависимости от проявления определенного комплекса дхарм все имеющие чувства делятся на группы:

1)  появившиеся из чрева;

2)  появившиеся из яйца;

3)  появившиеся из мокроты;

4)  появившиеся путем превращений. 

Волнение дхарм обуславливает пребывание каждого живого существа в пяти мирах-состояниях:

1)      адском;

2)      мире голодных духов;

3)      скотском;

4)      человеческом;

5)      божественном. 

Во всех состояниях могут пребывать только представители четвёртой группы – боги, духи, демоны; первая группа – люди и животные – могут пережить 2 – 4 состояния; 2-я и 3-я группы (рыбы и пресмыкающиеся) переживают 3 и 4 состояния. Существуют две причины блуждания по мирам: внутренне присущие (деяния), а именно деяния тела (физические действия), деяние рта (речь), деяние мысли. 

Внешние (заблуждения): основные – алчность, гнев, самодовольство, сомнения, болезни, неправильные с буддисткой точки зрения взгляды. 

Побочные (их 98), возникающие при появлении основных. 

Центром учения являются четыре благородных истины.

  1. Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданиям. 

  2. Причиной всех страданий является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. При этом выделяются в дальнейшем три главных типа жажды: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда воплощения (бхава) и жажда самоуничтожения (вибхава). Со временем понятие жажды заменилось понятием рата (желание, стремление), к причинам страданий добавляется незнание (авидья), т. е. незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий. 

  3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. 

  4. Путь, ведущий к устранению страданий, – благой восьмеричный путь, где среди прочего выделяется правильное поведение, означающее жизнь в соответствии с такими принципами, как «не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков». Для монашества существовали и дополнительные требования, как-то: аскетизм, требующий не присутствовать при развлечениях, не спать на удобных постелях, не пользоваться благовониями, не владеть золотом и серебром, не есть после полудня. Важным является также правильное знание, которое достигается лишь через самоуглубление и внутреннее созерцание – медитацию


Таким образом, с помощью религиозной практики, которую буддист будет осуществлять в течение многих перерождений, можно стать архатом – святым, полностью освободившимся от всех заблуждений, а значит, от всех привязанностей к этому миру, конечная цель этого пути – достижение нирваны (угасания) и, как следствие, выход из круговорота перерожденй. Человек исчезнет, «как пламя лампы, в которую не подливается масло». 

В процессе развития философского мышления в Древней и Средневековой Индии обнаруживаются и материалистические тенденции. Общим для материалистических направлений является прежде всего отрицание существования загробной жизни, закона кармы и сансары. 

Поэтому сторонники идеализма называли их настиками (отрицателями), т. е. теми, кто утверждает, что все это не существует. 

Одним из таких учений является локаята (учение, направленное на это мир). Основателем локаяты чаще всего провозглашается Чарвака. Согласно этому учению, человек состоит из четырех материальных элементов – земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Так как в человеке нет ничего, что могло бы пережить его смерть, локаятики говорят о необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она приносит, с сознанием того, что приятные стороны жизни могут уравновесить зло и страдания. Свои воззрения локаятики обосновывали логическими положениями, подвергали сомнению традиционные доктрины. Выступали они также и против кастовой системы, критиковали ритуальную практику жрецов и авторитет священных текстов. Известно также, что локаятики занимались исследованиями в области естественных наук и имели заслуги в этой области. 

 

Йога

Основополагающее произведение философии йоги было создано Патанджали во втором столетии н. э. Эта философская система делает акцент на исследование психологических категорий и практическое психологическое обучение и во многом исходит из положений о медитации различных ранее существовавших систем. Йога также близка философии санкхья, из которой она берет многие положения. Здесь утверждается, что существует первичная материальная первопричина мира – пракрити (материя, природа). Первоначально пракрити существовала в аморфной, нерасчлененной форме, а ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (
гуна). К ним относятся раджас (стремление), тамас (тьма) и саттва (ясность). В каждой вещи, согласно ее характеру, преобладает один из трех элементов. В вещах, тяготеющих к красоте, мудрости или правде, преобладает саттва, тамас же является решающим элементом всего пассивного или темного, ограниченного. Все активное, энергичное и агрессивное содержит преимущественно раджас. 

Наряду с пракрити признается существование абсолютной души (пуруши), которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить, несмотря на то, что она присутствует во всех вещах и существах, которые имеются благодаря ее наличию. При соединении пракрити и пуруши возникают двадцать пять исходных принципов, среди которых наравне с материальными (вода, воздух, земля и т. д.) существуют и духовные (интеллект, самосознание). 

Человек в представлении йогов – это тело, душа и дух, обладающий душой. Он состоит из семи начал, первые три из которых относятся к низшим, они наиболее материальны. Атомы, их составляющие, и после разрушения формы продолжают существовать в новых формах и комбинациях. Они соединяют «я» человека с земной жизнью. Конкретно эти начала представляют собой:

1)       физическое тело – это самая грубая часть существа человека. 

Это необходимое начало для роста человека, храм живого Духа, его нужно охранять и развивать с целью сделать более совершенным орудием. Долг каждого человека – доводить свое тело до самой высокой степени совершенства для того, чтобы оно могло служить с наибольшей пользой. Необходимо поддерживать его в хорошем здоровье и приучать повиноваться велениям разума, но не наоборот (что бывает чаще). Физическое тело состоит из клеток, каждая из которых заключает маленькую жизнь – частицу разумной мысли, которая подчиняется разуму. Каждый атом – живое существо, ведущее независимую жизнь. Атомы, стремясь к одной цели, собираются в группы, чтобы приводить к появлению группового разума. В свою очередь, группы, объединяясь, составляют тела более сложной организации. Смерть физического тела – это отделение клеток друг от друга. Они могут образовывать либо новые комбинации, либо, распадаясь на элементы, входят в состав земли, растений, животных; 

2)       астральное тело – более тонкое тело (по аналогии вода и пар).

Это оригинал, по которому строится физическое тело. Оно сохраняется после смерти; 

3)       прана (жизненная сила).

Это мировая энергия, которая проникает повсюду. Ею можно управлять, воздействовать ею на свои больные органы и на других людей.