ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 603
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В основе представления об историческом процессе лежит принцип провиденциализма (провиденция – провидение).
Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделенных сферах, содержанием которых является бой двух царств (градов) – божьего и земного. Божий град представляет меньшую часть чело Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность как перед Богом, так и перед церковью. История в представлении Августина имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают движение исторического времени: первородный грех со всеми вытекающими последствиями, ожидание прихода Спасателя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома – церкви.
История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела.
Таким образом, концепция истории носит эсхатологический характер (учение о конце света).
СХОЛАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Если перед учителями патристики ставилась задача создать систематическую догматику из того, что содержалось в Священном писании, то схоластики уже располагали догматической конструкцией; в сущности, их задача состояла в том, чтобы ее упорядочить и сделать доступной для необразованных людей, например представителей народа, которые в то время переходили в христианство.
Метод схоластической философии был предопределён в её исходных посылках. Задача ставилась не на поиск истины (она уже дана в откровении), а на изложение и доказательство этой истины посредством разума, то есть философии. Главным предназначением схоластической философии было непосредственное слияние с теологией, выполнение лозунга «Философия – служанка богословия».
Фома (Томас) Аквинский (1225 – 1274 гг.) – самый яркий представитель периода схоластики. Мир он представлял как систему, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней.
Самая широкая ступень – неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, из которого вырастает высшая ступень – мир людей, который является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог.
Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями, это проявляется в понятиях сущности (эссенции) и существования (экзистенции). Всякое сущее, как единичное, то есть конкретные объекты, так и божественный абсолют, состоит из сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, содержащем признаки рода, а не индивидуальное. У Бога сущность совпадает с существованием. У всех же сотворенных вещей сущность, напротив, не согласуется с существованием, ибо она не вытекает из их единичной сути. Все единичное, конкретное является сотворенным, существует благодаря другим факторам, следовательно, имеет характер обусловленный и случайный. Лишь Бог абсолютен, не обусловлен, поэтому он существует с необходимостью, так как необходимость содержится в его сущности. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным.
Бытие Бога может быть доказано, согласно Фоме, разумом. Выражение «Бог существует» не является для разума очевидным и врожденным. Оно должно быть доказано. Фома Аквинский приводит пять доказательств бытия Бога.
Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Но этот ряд нельзя продолжать до бесконечности, так как в этом случае не существовало бы первичного «двигателя», а следовательно, и того, что им движимо. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.
Второе доказательство исходит из сущности действующей причины. Каждая причина имеет свою предшествующую причину и в конце концов мы доходим до первой действующей причины, которой и является Бог.
Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, которое, в свою очередь, имеет необходимость в другом или в самом себе. В итоге выясняется, что существует первая необходимость – Бог.
Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом, которые есть везде, во всем сущем, поэтому должна существовать наивысшая ступень совершенства, и опять ею является Бог.
Пятое доказательство – телеологическое. В его основе лежит полезность, проявляющаяся во всей природе: всё и даже кажущееся случайным и бесполезным направляется к некой цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели
, им и является Бог.
Рассматривая проблему души, Аквинский положил в основу своей концепции аристотелевское понимание пассивной материи и активной формы. Душа является формирующим принципом, действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи субстанция. Этим обуславливают ее неуничтожимость и бессмертие.
Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она не может быть им уничтожена и как чистая форма не может быть разрушена сама по себе.
Фома также развивает теорию отдельных душевных сил или свойств, созданную
Аристотелем. Он различает вегетативную душу, присущую растениям (обмен веществ и размножение), ее он отличает от сенситивной, которую имеют животные (чувственные восприятия, стремления и свободное, произвольное движение). У человека к этому всему прибавляется интеллектуальная способность – разум. Человек имеет разумную душу, которая и выполняет функции двух низших душ. Разуму Фома отдает предпочтение перед волей. Интеллект возвышается над волей. Если мы познаем вещи на основе их внешней реальности, а не их внутренней сущности, то отсюда следует вывод, что собственную душу мы познаем опосредованно, через интуицию.
Источником человеческого познания (здесь Фома также солидарен с Аристотелем) является не причастность к божественным идеям (либо воспоминаниям о них), а опыт, чувственное восприятие.
Однако чувственный опыт представляет лишь индивидуальную, единичную вещь.
Сущность, заключенная в отдельных вещах, является объектом познания разума.
Познание сущности возможно с помощью абстракций.
На учении о душе и познании основана томистская этика. Предпосылкой нравственного поведения Аквинский считает свободу воли. В числе добродетелей он называет традиционные античные мудрость, отвагу, умеренность, справедливость и добавляет три христианские: веру, надежду, любовь. Основой человеческого естества Фома считал разум: кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Смысл жизни он видит в счастье, которое в духе своего теоцентрического мировоззрения понимал как познание и созерцание Бога. Познание является наивысшей функцией человека, Бог же – неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человека заключена в познании, созерцании и любви к Богу. Путь к этой цели полон испытаний, разум ведет человека к нравственному порядку, который выражает божественный закон, разум показывает, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью.
Рассматривая проблему существования зла, Аквинский утверждал, что исток физического и морального зла – возможность конечного бытия, в рамках которого существуют мутации и смерть, свобода разумных существ, не признающих родства с Богом. Тело к злу не причастно, не тело заставляет грешить дух, а дух порочит тело. Зло не в утрате рассудительности, зло в неподчинении Богу, в утрате связи и памяти о фундаментальной зависимости от Бога. Корень зла – в порче духа и свободы.
В связи с проблемами, связанными с нравственностью, Фома Аквинский рассматривал проблему общества. Центром его интересов в этой области были духовные и социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде всего в общество и государство. Лучшая форма государства – монархия. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти Бога в мире.
Задача монарха – вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшими предпосылками для этого выступают сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Внешней целью и смыслом является достижение небесного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, а церковь, представленная священниками и наместником Бога на земле – Римским Папой. Роль церкви выше, чем государства, и поэтому владыки этого мира должны быть подчинены церковной иерархии. Фома провозглашает необходимость безусловного подчинения светской власти духовной, всеобъемлющая власть должна принадлежать церкви.
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ренессанс (в пер. с франц. – Возрождение) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы.
Идеология Ренессанса имеет как бы двойную направленность: с одной стороны, антифеодальную, с другой – антиплебейскую. Поэтому главное содержание и даже главную черту этого исторического процесса отражает не дословный перевод термина, который подчеркивает новый расцвет античной культуры, науки и философии, а антифеодальное содержание процесса, направленность против церкви, дворянства и всех феодальных порядков.
Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией, которая характеризует переворот, является переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Этот переворот совершается прежде всего в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или литературе не сразу устраняется существовавший столетиями традиционный образ мысли.
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса пробуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению многоликим богатством древней философии. Но это, прежде всего, свободное осмысление произведений античности; древние философы принимаются, скорее, как союзники, чем как «наивысшая инстанция», обладающая неизменными истинами. Ученые, философы уже выступают не как представители закрытых школ, но как отдельные исследователи. Как реакция на схоластическую сложность повсеместно наблюдалось стремление к более понятному изложению, все более учитывалась реальность, внимание сосредоточивалось на вопросах, имеющих практическое значение и пользу.
В то же время недостатками гуманизма Ренессанса были его элитарность, аристократизм. Гуманистические идеи нравственности были предназначены высшим кругам и классам, имевшим возможность получить образование.