Файл: Реферат последовательность развития знаний о нарушениях речи студентка 2 курса зо.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С 16 по 17 в - период упадка феодализма.
С 15 - 16 в.в. - зарождается капиталистический способ производства. Это эпоха Возрождения.
Педагогические идеи представлены в эту эпоху высказываниями таких мыслителей, как Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор.
Франсуа Рабле (1494 - 1553) - французский мыслитель, священник, врач, профессиональный анатом, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Он предлагал целую систему развития речи вместе с интеллектуальным и физическим воспитанием.
Древняя Русь (9 - 16 в.в.) О представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.
Вот какие существовали обозначения дефектов речи:
Языкоболезние, языкоболезньствие - болезнь речи;
Косноглаголевый, косноязычен - нескоро говорящий, говорящий с трудом. Коснение - медленность.
Мудьногласный, мудьноязычный - медленноязычный, видимо то же, что и косноглаголие.
Гугнивый - невнятная, трудная речь. Гугноти - шептать.
Гугнявый - говорящий в нос, гнусливый.
Травливый - видимо, порченый.
Фафлю - шепелявить.
Бобливый - то же.
Момлент - видимо, дефекты твердого неба. Мом - небо во рту.
Заякливый - заикающийся.
Немый - лишенный способа говорить («Глух и нем»).
Неморечивый, немование - неясная речь, лепет.
Таким образом, мы не видим и у древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи. Но тем не менее уже обнаруживаем, что различались: недостатки речи и слуха (немые и глухие); недостатки звукопроизношения (косноязычие, травливый, фофлет, алалыка, кортавленье), недостатки голоса (гугнивый), темпа (заикливый), фразовой речи (немота, немование, гугнивость).
Пословицы и поговорки о речи.
Все пословицы, относящиеся к речи можно разделить на 5 больших групп. Они отражают народные взгляды:
1. на красоту речи: ее складность, выразительность, приятный тон, содержательность (Хорошая речь слаще меда. Говорит, как река льет).
2. на силу слова (Пулей попадешь в одного, а мелким словом в тысячу. Не ножа боится, а языка).
3. отражающих взаимосвязь речи и ума (Каков разум, таковы и речи. Осла узнаешь по ушам, а дурака - по словам).
4. отражающие связь речи с поступками человека (Речи, как снег, а дело, как сажа. От слова до дела целая верста).
5. отношение к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу, фразе. (Говорит, как из бочки. Говори складно, коль язык подвешен ладно. Глухому двух обедней не служат. Говорит, ровно в стенку горох сыплет. Веревка хороша длинная, а речь короткая).
Древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг ниспосланные на человека высшими или темными силами.
В «Домострое» есть перечисление болезней, что за грехи человеческие бог посылает на людей для устрашения и наказания (глухота, слепота, немота… и гной и сухотная, и главоболие, и зубная боль и грыжа»).
Обнаружено целый ряд суеверий, примет, поверий, связанных с недостатками детской речи и бытовавших в старину (Если у дитяти темечко маленькое, значит дитяти скоро начнет говорить. Через порог не здороваться - поссориться, либо дети немые будут. Если ребенок долго не говорит, достань колокольчик с язычком, поить ребенка до 9 раз - начнет говорить).
В приемах устранения существовали элементы народной медицины, пришедшие из Византии (Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна).
Лечебники - травники - продукт коллективного труда (творчество). В них есть указания, как лечить расстройства слуха, глосса, артикуляторной моторики, немоты, заикания (для улучшения слуха - закапывать в ухо желчь вороны, молоко собаки и т.д., при расстройствах голоса - наливки мака, при слюнотечении - раствор фигового дерева и др.).
Таким образом, несмотря на умение различать разные речевые расстройства, древние славяне не имели общепринятых и четких терминов - определений этих расстройств.
Следовательно, истоки логопедии как науки о речевых расстройствах имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.
Западная Европа 17 - начало 18 в.
В первой половине 17 в. капитализм в Западной Европе стал серьезной силой. Наблюдается и сдвиги в идеологии: формируется светлая, гуманитарная наука, культура. Мыслители - гуманисты немаловажное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее значению в воспитании гармонически развитой личности.
Ян Амос Каменский (1592 - 1670) - славянский педагог - демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика - один из элементов знаний. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка, он писал: … «три вещи - разум, действие, речь - и есть соль жизни». Далее говорит о роли речи в общем развитии человека - «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».
О необходимости развития речи, о связи развития речи и разума Каменский даже дает ряд практических советов - «Нужно проявлять одинаковую заботу о развитии разума и речи, чтобы и ум и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы».
Указывал и на пользу точного использования слов. Писал, что ничего не обозначающие слова бесполезны и речь тем лучше, чем более она содержит вещей и смысла, и тем непригоднее, чем менее заключает она вещей и понимания. «Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку…».
Каменский делает попытку определить начало развития речи у ребенка, ступени развития языка. Он считает, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 мес., но обычно это наблюдается в конце первого года.
При этом он указывал уже на неравномерность речевого развития к разных детей: «Некоторые двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают другие в пять лет едва делают то же самое».
Дает рекомендации родителям: необходимо с первого - второго года жизни обучать произносить слова; начиная с легких: тетя, мама, папа и др. Каменский указывает, что для рационального занятия языками существуют 3 ступени: лепет (отдельные слова); связная речь, красноречие. Полезно организовывать разговоры детей вне обычного времени занятий.
Указывал и на условия формирования правильной речи - хорошо развитое слуховое восприятие. Рекомендовал давать в руки свирель, бубен, струнный инструмент, чтобы ребенок свистя, звеня, треща приучал слух к восприятию различных звуков или даже подражал им».
Каменский подчеркивал необходимость воспитания чистой в звуковом отношении речи. «Дети должны правильно говорить на родном языке, т.е. отчетливо произносить буквы, слоги, слова». «Вредно позволять им говорить картаво». Большое значение придавал развитию словаря детской речи.
При развитии фразовой речи следует приучать детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо: приучать твердо держать мысль в пределах предложений темы, а не отклоняться в сторону.
Каменский обращает внимание и на воспитание выразительной речи, на воспитание соответствующей характеру речи жестикуляции. Для этого знакомить с поэзией, заучивать как можно большее количество маленьких стихотворений.
Особое внимание обращал на развитие умеренности пользования речью. «Не болтать постоянно и не выбалтывать всего, что попадется на язык, а разумно молчать».
Обращал внимание и на развитие голоса ребенка. «Жалобы и плач - первая наша музыка, удержать от которой детей невозможно, а если бы даже и было возможно, то было бы вредно, т.к. плач приносит пользу здоровым». Он считал, что при плаче грудь и внутренние органы освобождаются от того, что в них излишне».
(С этим нельзя согласиться? - Особенно если болен - голосовые складки - узелки крикунов).
Есть указания и на подготовку к обучению письменной речи На 4-м или 5-м году жизни следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, крючки, кресты, круги.
Таким образом, в трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей:
- для чего нужна речь;
- значение речи в общем развитии ребенка;
- необходимость развития речи и интеллекта;
- значение правильного использования слов;
- начало и ступени развития речи;
- необходимость развития слухового восприятия;
- чистого звукопроизношения;
- богатого словарного запаса;
- грамотной правильной речи;
- выразительного голоса;
- письменная речь.
Жан Жак Руссо (1712 - 1778) - французский мыслитель - педагог 18 столетия. Оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Считал - человек испорчен современным обществом. Отсюда его утопический план индивидуального воспитания - вдали от цивилизации «на лоне природы».
В его педагогических произведениях находит место мысль о значении импрессивной речи для формирования ее звучной стороны в начале развития ребенка. Он указывает на то, чтобы первые членораздельные звуки, которые слышит ребенок, были редки, легки, ясны, часто повторялись. Он против того, чтобы ребенка оглушать множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации. Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов на примере сопоставления осязания и слуха. По его мнению суждения осязания самые надежные. И если осязание может заменить зрение, то почему бы ему не заменить до некоторой степени и слух. Ведь звуки возбуждают в звучащих телах сотрясения, ощутимые для осязания. Утверждал, что приучая себя, можно слушать целую арию пальцами.
Далее Руссо указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики. По его мнению человек обладает голосом 3 родов: а) голосом говорящим или членораздельным; б) голосом поющим или мелодичным; в) голосом патетическим или выразительным, который служит языком страстей и одушевляет пение и слово. И в настоящее время мы знаем, что просодический компонент один из важных компонентов речи. Речь непонятна из-за нарушенной просодики.
Говоря о начале развития детской речи, Руссо отмечает, что первое развитие детства подвигается почти со всех сторон разом. Ребенок почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Интересное наблюдение - в определении крика и плача. Он указывал, что дети меньше плачут, когда начинают говорить. Это естественно - один язык заменяется другим.
В своих советах уделяет внимание неторопливости в развитии речи у детей. Самое большое зло происходит от той стремительности, с которой учат говорить прежде времени детей. Детям, которых слишком торопят говорить, нет времени ни научиться хорошему произношению, ни хорошо постичь то, что заставляют их говорить. Торопливость в обучении детей чуть ли ни главная причина всех речевых недостатков.
При воспитании чистоты речи и словарного запаса Руссо указывал, что ребенок, начинающий говорить, должен слышать только такие слова, которые может понять, и говорить только такие, которые может выговорить членораздельно.
Таким образом, идеи Руссо построены на основе естественного и природосообразного воспитания детей.
Иоганн Генрих Пестолоци (1746 - 1827) большая заслуга в обучении детей. Разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. В 1803 году выпустил «Книгу матерей» - руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. Развитие способности к речи должно начинаться с колыбели с развитием способности к наблюдению. «Час рождения ребенка является первым часом его обучения». Уже с колыбели (до года) надо ежедневно произносить в присутствии ребенка простые слоги.
Прослеживаются определенные закономерности в последовательном овладении речью. Крик - первое проявление способности к речи. За криком следуют звуки, которые не имеют связи с членораздельной человеческой речью и лишь многие месяцы спустя эти звуки начинают походить на гласные и согласные. Мать должна побуждать ребенка к тому, чтобы он почувствовал охоту лепетать, повторять за матерью различные звуки. Называя первым элементом системы обучения ЗВУК, выделил три средства обучения: обучение звуку - обучение средством развития органов речи; обучение словом - средством ознакомления с окружающими предметами; обучение речи - научиться ясно выражаться о предмете и обо всем.