Файл: Понятие природы у Аристотеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат

По дисциплине:

«Философия»

на тему: «Понятие природы у Аристотеля»

ВЫПОЛНИЛ: Студент гр. ГК-22

____________________

/Сорокин А.М/




(подпись)

(Ф.И.О.)



ПРОВЕРИЛ:

___________________

/Щербаков Ф.Б. /




(подпись)

(Ф.И.О.)

Оценка: _______________

Дата: __________________

Санкт-Петербург

2022

Биография Аристотеля.
Аристотель, древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 г. или 383 г. до н.э., умер в Халкиде в 322 г. до н.э. Он был сыном врача, который числился придворным медиком македонского царя Аминты. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника.

В возрасте 18 лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона около 347 г. до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также многие другие дисциплины. Там юноша увлеченно изучал философские течения, политику, а также мир флоры и фауны. В академии под наставничеством Платона молодой человек находился в общей сложности почти 20 лет. Сформировавшись со временем как мыслитель
, Аристотель резко опроверг доктрины учителя, базирующиеся на идеях о бестелесных сущностях всего сущего. Начинающий философ настаивал на собственных умозаключениях – о первичности формы и материи, а также неотделимости души от тела. Споры ученика и наставника иногда накалялись до такой степени, что Аристотель позволял себе агрессивно высказываться, не считаясь с почтенным возрастом великого учителя.

Став зрелым и известным мыслителем Аристотель открыл в Афинах собственную школу - Ликей.
Наставничество Александра Македонского

По рекомендации своего подопечного Феофраста Аристотель отправился на о. Лесбос в г. Мителены, где вел преподавательскую деятельность в 343/2 г. до н.э. вплоть до поступления приглашения от царя Македонии Филиппа II стать наставником для его наследника Александра. По всей вероятности, причиной царского выбора послужили тесные взаимоотношения Филиппа с Гермием.

В последние годы жизни, совпавшие с начавшимся во второй половине 4 века до н.э. кризисом в истории Эллады, Аристотелю грозил суд, поскольку на него пало подозрение в промакедонских симпатиях.

Природа для Аристотеля. «Все люди от природы стремятся к знанию»
Весь природный мир характеризуется бесконечной текучестью или изменчивостью, и натурфилософия Аристотеля берет за основу анализ процесса изменений. Каждое изменение нарушает непрерывность. Это начинается с нехватки чего-то, приобретенного в процессе изменений. Итак, строительство дома начинается с чего-то бесформенного, а заканчивается упорядоченной структурой или формой. Таким образом, первоначальная депривация и окончательная форма обязательно присутствуют в любом изменении. Однако изменения также непрерывны, потому что что-то никогда не возникает из ничего. Чтобы объяснить непрерывность, Аристотель, в отличие от Платона, утверждает необходимость признания существования третьего момента, лежащего в основе перехода от лишения к форме. Он называет это субстрат, материя. В случае строительства дома материалом является дерево и другие строительные материалы. В случае изготовления статуи бронза присутствует здесь сначала в состоянии депривации, а затем хранится в качестве основы готовой формы. Аристотель выделил четыре типа изменений. Самый базовый - это тот, в котором создается новая сущность, способная к независимому существованию. Это может произойти только в результате уничтожения какой-то предыдущей сущности. Такое изменение основано на единой чистой энергии материи.



Как утверждал Аристотель, природа есть правящее начало процесса изменения и движения всего сущего, поскольку оно присуще вещам внутренне или потенциально, или в процессе самоосуществления.
Мир природы («фюсис») являет собой перманентный процесс преображения и развития. Однако все живое, реализуя себя, одновременно и умирает. 
Для Аристотеля природа - это живое единство всех отдельных субстанций, которое своим движением принимает свою собственную форму, а также определяет свою целостность в чистом виде как конечную цель. Согласно Аристотелю, существует только один мир, который постоянно действует с определенной целью, как в движении отдельных объектов, так и в их взаимоотношениях. Достижение целей всегда происходит за счет движения материи и заключается в смене положения или изменении свойств.
Изучая основы механики, Аристотель считал, что мир несколько ограничен в пространстве и, наоборот, движется во времени без начала и конца. Это отрицает реальность пустого пространства и отдаленного действия: движение возможно только через контакт.
Ограниченный мир имеет самую совершенную форму - сферическую. Существует два основных типа движений: круговые и линейные. Физическим носителем вращательных движений является эфир, из которого формируются небесные тела, а прямолинейное движение относится к элементам земного мира. Эфир- пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия», «пятое тело», «пятая сущность».

Таким образом, Вселенная разделена на две принципиально разные системы: небо, в котором происходят равномерные круговые движения эфира, и Земля, в которой происходят прямые и взаимно противоположные чередующиеся движения элементов. Первый - это центр всего совершенного, пропорционального и незаменимого, второй - гнездо несовершенства и постоянно меняющегося разнообразия.

Теория четырех причин.
Аристотель поднимает все знания философов, что были до него. Он рассматривал вопросы о началах бытия и мира. Четыре ответа нашел Аристотель по поводу своего вопроса.

Причинами начала бытия и мира были:

1) «материя»;

2) «форма»;

3) причина движения;

4) цель.

При постройке дома, аргументирует Аристотель, дом это «материя», кирпичи – это «форма», причина движения - это работа архитектора, цель —это предназначение дома.

Во-первых, то, из чего эта вещь произошла, или материальная причина. Например, такой причиной для чаши будет серебро или медь, ее материал, а для дома — камни или дерево.

Во-вторых, это форма и образец, т.е. то, что делает возможным дать определение вещи, или причина формальная. Например, для октавы это будет отношение двух к одному, для дома — его облик.

В-третьих, то, откуда первое начало изменения и покоя, или причина действующая. Например, для ребенка такой причиной окажется отец, для дома — строитель. В-четвертых, то, ради чего, или целевая причина. Например, у дома целевой причиной будет «служить укрытием»

Аристотель рассуждает о том, что происходит в космосе, о том, что есть, что может быть совершенным. Таким образом, объекты неорганического мира постепенно становятся органическими: растения в ходе эволюции превращаются в объекты животного царства. Природа - это часть всего сущего. Постепенно жизнь двух организмов становится ярче и достигает своего апогея (пика), воплощенного в человеке.

Важнейшим моментом аристотелевского учения о причинности в природе является его оценка случая и того, что происходит само собой в качестве возможных причин для природных вещей.

Во-первых, два этих фактора встречаются в тех явлениях, которые происходят не всегда и не по большей части.

Во-вторых, они могут быть причинами только для таких событий, которые могли бы возникнуть ради чего-нибудь.

Причинами начала бытия и мира были - «материя»; «форма»; причина движения; цель. Главными причинами являются «форма» и «материя».

Подведение «целевой» причины к «форме», или к настоящей в данный момент действительности, мыслимо потому, что разработанное учение о «цели», или «телеология», это телеология не только естественная, исполняющаяся в природе без человека, но и телеология объективная. Тем самым Аристотель ввел новую трактовку понятия о телеологии. Сократ говорил об объективной телеологии, по нему мир был целостным. Он уходил от объективной телеологии, придерживался субъективной телеологии. По Сократу окружающие предметы имеют свою природу потому, что они сами по себе полезны человеку. Платон, как Сократ не дают прямого ответа субъективного толкования целесообразности. Аристотель ставит и говорит о телеологии как объективном.


В «форме» и «материи» можно увидеть причины объясняющие весь мировой процесс в его целом. При таком объяснении под «материей» еще можно разуметь то, что подвергается изменениям, но «форму» в качестве «начала движения» уже нельзя определять как то, чего мир еще только достигает в своем процессе движения.

Если рассматриваются не предметы природы, а вся природа или весь мир, то для объяснения его необходимо допустить существование «материи» мира и «формы» мира, пребывающей вне самого мира.

Заключение.

Благодаря Аристотелю мы можем понять, что Природа – материал, из которого состоит или возникает какая-либо из вещей. Материя – всеобщая причина, она пассивна, бесформенна. Вещи – это реальная действительность, а то, из чего они состоят (материя), – это возможное, потенциальное бытие. Благодаря форме материя реализуется и образуется конкретный предмет.

Список используемой литературы.

  1. Аристотель. Метафизика. Собрание сочинений. Т.1. - М.: 1976

  2. Философская энциклопедия. // Под ред. Константинова Ф.В., 2009.

  3. Лосев А.Ф. История античной философии. 1993.

  4.  Философия природы в античности и средние века: - М., 2000.

  5. Интернет ресурс: https://vuzlit.com/1444011/filosofiya_aristotelya