Файл: Особенности китайских реформ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(MOU) по проектам в Восточной Сибири, который явился продолжением предыдущего договора о совместном развитии месторождения Русское и Юрубчено-Тохомское. Кроме того, Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) и «Газпром» подписали договор о проектировании и конструкции международной секции китайско-российского трубопровода природного газа восточного маршрута.

Восстановление и рост российско-китайской торговли будет зависеть, прежде всего, от цены на Brent crude,1 поскольку российская экономика и обменный курс рубля тесно связаны с ценами на нефть. Сильное воздействие на двустороннюю торговлю будет оказывать готовность российских должностных лиц существенно улучшить инвестиционный климат и создать стабильные условия для китайских инвестиций. В сложившейся ситуации Москва и Пекин, скорее всего, сфокусируются на стратегических проектах. Одна из самых многообещающих сфер - военно-техническое сотрудничество. Некоторые российские специалисты говорят о возможности продажи определенных систем, которые Китай в будущем научится производить самостоятельно. Другая сфера - это строительство инфраструктуры на российской территории, которая является частью мегапроекта стран, объединяющих Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шелкового пути, или концепция «Один пояс и один путь» (Silk Road Economic Belt). Это концепция - выдвинутая Китаем инициатива объединенных проектов создания «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Впервые она была анонсирована председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов главы в страны Центральной Азии и в Индонезию осенью 2013 г. Также Москва и Пекин обсудили проект быстроходной железной дороги Москва - Казань.


Исходя из динамики структуры двусторонней торговли, продукция российской промышленности в сравнении с китайской продолжает терять свою конкурентоспособность, что повышает не только значение топливно-энергетического комплекса для экспорта России в Китай, но и зависимость от него. Очевидно, что для выравнивания торговых отношений с Китаем России нужно готовить почву для постепенного перехода на инвестиционно-инновационную модель взаимной торговли. Такая модель в большей мере будет отвечать общей долгосрочной цели, заявленной лидерами двух стран, - увеличению объема двусторонней торговли до 200 млрд долл. к 2020 г. [8, c.41].

Как известно, Россия и Китай сейчас решают сходные задачи - «перехода на инновационную модель развития» (Россия) и «создания государства инновационного типа» (Китай). Модернизация экономики России предполагает серьезное обновление производственной базы и развитие транспортной инфраструктуры страны в значительной мере за счет крупномасштабного привлечения иностранных инвестиций и импорта современных технологий. Отчасти эта задача может быть решена с помощью Китая, который является мировым лидером по объему золотовалютных резервов и постоянно увеличивает объем своих иностранных инвестиций.

Китай на многих направлениях приблизился к уровню развитых стран, что позволило ему выйти на крупномасштабный экспорт продукции машиностроения, в том числе и в Россию. С другой стороны, Россия прилагает серьезные усилия по сохранению за собой лидирующих позиций в мире в таких сферах, как освоение космоса, авиастроение, использование атомной энергии и атомное машиностроение. По всем этим позициям Россия намерена отстаивать свои интересы на мировом рынке. Естественно, Москва заинтересована в наращивании своего инновационного и высокотехнологичного присутствия на китайском рынке - одном из крупнейших и быстрорастущих в мире. Учитывая сохраняющиеся ограничения в ведущих странах мира на передачу технологий в Китай, у России есть конкурентное преимущество, которое возможно реализовать при помощи создания совместных предприятий, в частности, на территории России

[8, c.42].

В качестве прообраза инновационно-инвестиционной модели российско-китайского торгово- экономического взаимодействия можно рассматривать одобренный в июне 2009 г. главами России и Китая План российско-китайского инвестиционного сотрудничества. В нем, в частности, предлагается:

  • оказывать содействие инвестиционным проектам производства продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью для их последующей реализации в Китае и России, а также на рынках третьих стран;

  • создавать на территории РФ перерабатывающие производства, которые углубляют степень переработки российских сырьевых товаров;

  • восполнять недостатки в производственных цепочках российских и китайских предприятий и содействовать их последующей интеграции в производственные цепочки мировых ТНК;

  • развивать инвестиции в инфраструктурные проекты, способствующие ускорению социально-экономического развития двух стран;

  • создавать новые рабочие места для местного населения, обеспечивающие повышение квалификации [8, c.42].

Проблемным моментом двусторонних торгово-экономических отношений является то, что у России имеется слабое представление об уровне развития китайских НИОКР и о реальных потребностях китайских компаний. В этой связи представляется необходимым:

  • содействовать в организации встреч между китайскими и российскими компаниями (обладателями ноу-хау) по вопросам НИОКР;

  • проводить совместные круглые столы, семинары и другие научные мероприятия на базе Российской академии наук или других научно- исследовательских институтов;

  • создать каталог (информационную базу) российских инновационных предприятий на китайском языке;

  • проводить инновационные выставки с участием российских компаний на территории России;

  • содействовать основанию совместных российско-китайских научных центров на территории России;

  • поощрять создание российско-китайских венчурных фондов;

  • создать организацию, занимающуюся продвижением российских ноу-хау на китайском рынке, или закрепить эту функцию за торговым представительством или Россотрудничеством при получении ими соответствующего финансирования на конкретные проекты [8, c.43].


В заключении хотелось бы сказать, что Россия и Китай - это серьезные игроки в мировом рынке, но одновременно и конкуренты. Поэтому важно минимизировать потери от конкуренции и трансформировать конкуренцию в сотрудничество, основой чего должна стать инвестиционно-инновационная модель российско-китайского торгово- экономического взаимодействия.

Заключение


Таким образом, в работе раскрыты особенности китайских реформ, рассмотрена экономика КНР на современном этапе, дана характеристика экономических отношений КНР с Российской Федерацией.

Отличительной особенностью китайских реформ является их эволюционно-поступательный, или градуалистский, характер, направленный на постепенное изменение существующей социально-экономической системы. В основе такого подхода лежит представление о целесообразности проведения преобразований только в том случае, если они действительно способствуют хозяйственному развитию страны, повышению жизненного уровня населения и укреплению позиций КНР в мировой экономике.

Несмотря на высокую динамику хозяйственного развития, в экономике Китая существует комплекс сложных проблем, которые определяются отставанием современных отраслей промышленности, высоким демографическим давлением, сложным положением китайского крестьянства, неравномерным развитием приморских и внутренних регионов страны. От решения этих проблем во многом зависит успех проведения Китаем политики реформ и модернизации.

Развитие внешнеэкономических связей рассматривается в КНР прежде всего под углом зрения возможности использования внешних факторов развития для модернизации хозяйственной базы страны. Важнейшей задачей внешней торговли является максимальное наращивание валютных поступлений от экспорта для выполнения масштабных импортных программ по закупкам современной техники и технологий. Использование иностранных инвестиций также является важным каналом получения современной техники и технологий для модернизации экономики. Либерализация внешнеэкономической деятельности направлена прежде всего на повышение эффективности экономического сотрудничества с зарубежными странами.

Несмотря на относительно скромные в настоящее время масштабы
торгово-экономического сотрудничества между РФ и Китаем, существует значительный потенциал для его наращивания, который определяется не завершенностью индустриальной фазы развития КНР, сохранением по ряду направлений достаточно высокого технического потенциала России, стремлением обоих сторон обеспечить коллективную самодостаточность в условиях развития глобализации.