Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тульский государственный университет»
Факультет экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКИХ РЕФОРМ
Выполнил: Ашыров Руслан
Направление: Экономика
Профиль: Бухгалтерский учет, анализ и аудит Заочное отделение
Студент группы ИБ760681р
Номер договора: И00181-18
Тула 2021
Оглавление
Введение 3
1. Прошлое и настоящее экономических реформ в КНР 4
1.1 Особенности китайских реформ 4
1.2 Экономика КНР на современном этапе 10
2 Экономические отношения КНР с Российской Федерацией 19
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение
Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия.
В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, экономические преобразования в котором вызывают заметный и постоянно растущий интерес в мире. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики и одно из немногих государств, где мировой кризис не вызвал резкого экономического спада.
В последние четыре десятилетия экономика Китая демонстрирует впечатляющие количественные и качественные перемены. В то время как в большинстве стран с переходной экономикой происходил так называемый трансформационный спад, обусловивший ослабление их позиций в мировом хозяйстве, среднегодовые темпы прироста ВВП Китая за период с 90-х годов по сегодняшний день составили свыше 11.3% [4, c.122]. По этому показателю Китай наряду с азиатскими «драконами» прочно входил в ведущую пятерку мира, занимая в отдельные годы лидирующие позиции. Этим обусловливается актуальность темы работы.
Цель работы – выявить особенности китайских реформ.
Задачи работы:
-
раскрыть особенности китайских реформ -
рассмотреть экономику КНР на современном этапе -
дать характеристику экономических отношений КНР с Российской Федерацией
Информационной основой послужили учебники и учебные пособия по соответствующей тематика.
1. Прошлое и настоящее экономических реформ в КНР
1.1 Особенности китайских реформ
Китай, как и все другие страны «реального социализма», на рубеже 80-х гг. столкнулся с необходимостью кардинальной смены экономического курса и проведения глубоких экономических и институциональных реформ. Однако характер и темпы проводимых в Китае преобразований определялись рядом исключительно важных социально-политических и экономических особенностей страны.
В результате внутриполитических потрясений и дезорганизации экономической жизни, вызванной «культурной революцией» 60-70-х гг., серьезно ослабли административно-государственные и хозяйственные институты. Они оказались неспособными ни эффективно выполнять свои командно-распорядительные функции, ни существенно тормозить проведение реформ.
Крайне низкий уровень жизни подавляющего большинства китайцев, несмотря на то, что государство оказывало социальную поддержку лишь меньшинству горожан (рабочим госпредприятий и бюрократии), определил готовность основной массы населения к переменам и избавил реформаторов от опасения нанести серьезный социальный урон при проведении преобразований.
В течение нескольких лет после 1949 г. было создано централизованное государство, восстановлено разрушенное войнами народное хозяйство. Именно с этого времени политические структуры и общество получили возможность заняться проблемами экономического, социального и культурного развития. Самопознание и поиск оказались в высшей степени драматичным процессом. За то и другое под воздействием иллюзий, догм и амбиций, политической нетерпимости и экстремизма, нищеты и безграмотности, породившими «большой скачок» и «культурную революцию», Китай заплатил десятками миллионов человеческих жизней. Страна нашла в себе силы извлечь уроки из политических преступлений, провалов, просчетов и недостатков, накопила опыт, знания и добилась впечатляющих экономических, социальных и культурных успехов.
На протяжении всего истекшего века главное содержание понятия «развитие» в Китае определялось однозначно - обретение национальной мощи. Страстное стремление преодолеть былое национальное унижение и вырваться из тисков крайней бедности абсолютного большинства населения на протяжении десятилетий искусственно усиливалось властями с помощью кампаний национальной консолидации. При всем этом то Запад, то Советский Союз, то снова Запад, а также Япония, Тайвань и Южная Корея воспринимались в КНР в качестве идеала, модели, ориентира в деле формирования и форсированного наращивания экономического потенциала. Обращение к зарубежному опыту обретало ярко выраженную китайскую окраску: человеку отводилась роль физического двигателя экономического прогресса, его интересы учитывались партией и государством лишь в той мере, в какой они соответствовали потребностям экономического роста.
Экономическая система КНР своеобразна тем, что представляет собой рыночные отношения под контролем Компартии. Главным результатом социально-экономических изменений явилось превращение страны в аграрно-индустриальную державу, обладающую возможностями дальнейшего наращивания экономического и военного потенциалов и способную оказывать усиливающееся влияние на положение дел в мире.
Экономические реформы в Китае ведут отсчет с декабря 1978 г., когда их идеи впервые прозвучали на третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва. В марте 1981 г. ЦК КПК и Госсовет КНР принимают Постановление «Об активном развитии различных форм хозяйствования на селе», которым было положено начало широким экономическим экспериментам, в частности массовому внедрению семейного подряда.
Состоявшийся в конце октября 1987 г. XIII съезд Коммунистической партии Китая принял идею «социализма с китайской спецификой», предложенную Дэн Сяопином, которая состоит в том, чтобы отстаивать четыре основных принципа: следование по пути социализма; демократическая диктатура народа; руководящая роль КПК и в то же время твердый курс на проведение реформ и расширение связей с внешним миром. Другими словами, нужно вести борьбу за превращение Китая в богатое, могучее, демократическое и цивилизованное современное социалистическое государство.
Провозгласив экономическую либерализацию и жесткий политический контроль, Дэн Сяопин тем не менее дал китайцам свобод больше, чем они имели за всю историю цивилизации. Уже в 2001 г. 3,5 миллиона китайцев путешествовали по миру за свои деньги, могли свободно выбирать работу, развестись, открыть дело. Крестьяне сажают, что сами считают нужным, могут нанять работника, арендовать землю, предъявить государству иск, что было совершенно невозможно в стране, где законы никогда не служили защите личности. С 1980 г. в Китае появились свободные экономические зоны, в которых работали иностранные специалисты и в которые начали поступать иностранные инвестиции.
С учетом прошлого и нынешнего опыта социально-экономических преобразований китайскими реформаторами были выработаны принципы их проведения.
Большинство принципов отражает характерную черту китайских реформ - градуализм, т.е. постепенность проведения. Специфическим признаком китайского пути реформ обычно считается отказ от одномоментной всеохватывающей либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики. В Китае главной сущностной характеристикой метода градуализма является «двухколей- ность», т.е. сознательное, достаточно длительное использование двух хозяйственных систем: планово-распределительной и нарождающейся рыночной. Дозированное внедрение элементов рынка должно сочетаться с параллельным свертыванием государственного сегмента экономики, твердые или регулируемые государственные цены сосуществовать с постепенно занимающими доминирующие позиции свободными ценами.
За годы реформ в Китае в структуре отношений собственности и в ее общественных формах произошли существенные преобразования. Самой крупной и радикальной реформой, далеко не бесспорной по существу, путям и методам проведения, была реформа в сельском хозяйстве. Началась она в 1978 г. с перехода малых производственных бригад и звеньев на различные формы подряда. Крестьянам было разрешено торговать продуктами со своих подсобных участков, устранены были ограничения на выращивание скота и птицы. В 1983 г. производственные бригады были распущены и состоялся фактический переход крестьян на единоличное хозяйствование. Ключевым мероприятием в этом переходе стал раздел земли по едокам и с учетом плодородия участков. Руководство страны пошло, по сути дела, на беспрецедентное решение: 90% земли, находившейся раньше в коллективной собственности, было передано крестьянам на условиях подряда [9, с.87]. Заинтересовав крестьян материально, подряд помог избавиться от уравниловки, или, как говорят в Китае, «питания из большого котла». Он покончил с пренебрежительным отношением к крестьянскому труду, способствовал рациональному распределению рабочей силы в деревне.
В розничной торговле потребительскими товарами значительная свобода была предоставлена частникам. В то же время, несмотря на интенсивное реформирование экономики, китайские реформаторы не выпустили из рук государства решающую его сферу - оптовую торговлю, в которой на долю общественной собственности (государственной и коллективной) приходится более 94% оборота.
Значительная перестройка проводилась и внутри государственной и коллективной собственности с целью предоставления предприятиям большей самостоятельности и возможностей проявления инициативы в хозяйственной деятельности. Одним из главных направлений их реформирования была и остается линия на четкое определение имущественных прав субъектов хозяйствования, на отделение права собственности от права хозяйствования, государственных функций - от функций предприятий и превращение предприятий в самостоятельные субъекты рыночной экономики, работающие на принципах «самохозяйствования, самоокупаемости, саморазвития и самоконтроля».
Разграничение права на собственность и права на хозяйствование означает, что средства производства как раньше принадлежали государству, так и теперь принадлежат ему. А вот право на хозяйствование реформа предоставила предприятиям, которые благодаря этому получили самостоятельность. Главная цель такого разграничения - оживить деятельность трудовых коллективов.
В Китае широко распространено понятие «третья индустрия»: так именуют услуги и мелкорозничную торговлю. Именно в ней многие склонны видеть выход при решении социальных проблем страны. В ходе целенаправленного расширения сферы услуг решалась труднейшая проблема огромного аграрного перенаселения. Почти 220 млн человек получили тот или иной источник существования. Насколько обилен был этот источник - другой вопрос.
В 90-х гг. в Китае началось создание рыночных институтов. Начавшаяся с 1994 г. налоговая реформа предусматривала переход к упрощенной схеме налогообложения предприятий. Другое ее направление - более четкое разделение налогов на местные и центральные - имело целью изменить соотношение бюджетных доходов центра и территорий и одновременно обеспечить местные власти твердыми доходами и базой для расходов.
Важную роль для обеспечения «стыковки» национальной экономики с мировым хозяйством, постепенного расширения степени открытости внутреннего рынка для иностранных производителей товаров и услуг сыграла политика снижения импортных пошлин. Можно сказать, что в Китае встали на путь самого активного использования ставок таможенных пошлин и ставок возврата налогов при экспорте товаров в качестве важного инструмента макроэкономического регулирования.
В начале 1994 г. проведена реформа системы валютного регулирования. Вместо двух ранее действовавших валютных курсов: официального, находившегося к концу 1993 г. на уровне 5,7-5,8 юаня за доллар, и рыночного, служившего ориентиром и для операций на черном валютном рынке (он колебался в пределах 8,6-8,7 юаня за доллар), - с 1 января 1994 г. введен единый курс, объявляемый Центральным банком
КНР - Народным банком Китая - ежедневно в соответствии с курсом юаня на межбанковском валютном рынке в предыдущий день. Одновременно было объявлено о прекращении эмиссии валютных сертификатов и постепенном изъятии их из обращения, о запрете обращения иностранной валюты, отмене системы валютных отчислений для экспортеров (введена практика купли-продажи валюты уполномоченными банками) и отказе от директивного планирования валютных доходов и расходов.
Между тем кредитно-денежные рычаги макрорегулирования использовались в 80-90-х гг. далеко не идеально. Излишне контролировались общий объем кредитования, прирост объема кредитов, время кредитования, кредитно-денежная деятельность банков, экономическая деятельность предприятий, плановые средства, наличные деньги.