Файл: Виды договоров и их место в торговых взаимоотношениях».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в России основным источником договорного права остается Гражданский кодекс РФ. В сфере внешней торговли безраздельное господство ГК РФ смиряется международными соглашениями, как то: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 180г. (CISG), законодательство Европейского Союза, применимое иностранными гражданскими и торговыми законами (в т.ч. законами о купле-продаже товаров английского типа (SOGA)), актами новейшей международной частноправовой унификации (PICC, PECL, DCFR и др.). Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods, далее - CISG, Конвенция 1980 г.)[10] представляет собой универсальный международный договор, призванный унифицировать вопросы регулирования договора купли-продажи между участниками торгового оборота в мире

Гражданский кодекс РФ основан на концепции единства гражданского права как частного права, регулирующего всю совокупность отношений собственности и товарно-денежных связей, включая и торговый оборот. Вследствие такого подхода разграничение гражданско-правовых и торговых (коммерческих) договоров в настоящее время просто отсутствует. Однако, даже в ГК РФ внутри договорных институтов можно найти немало положений, рассчитанных на применение соответствующего договора в основном или исключительно в коммерческих отношениях (например: ст.ст.66-115, 184, 310, 315, 359, ст.426-428, ст.ст.492-505, ст.ст.525-534, ст.ст.665-670, ст.ст.801-806 ГК РФ) [11].

Как указывает В.В. Витрянский, «обозначение договора или группы договоров как «предпринимательских» носит условный характер: такой класс договоров не предусмотрен ГК РФ и иным законодательством. Вместе с тем законодательством обеспечивается дифференцированное (специальное) регулирование обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности (например, ст.ст. 310, 315 ГК РФ), обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью (ст. 322 ГК РФ), обязательств, исполняемых при осуществлении предпринимательской деятельности (ст. 401 ГК РФ)»[12].

Коммерческим договорам присущи специфические признаки, не характерные для предпринимательских договоров, которые определяют особенности формирования режима их правового регулирования. В ряде стран с рыночной экономикой законодательство о предпринимательской деятельности кодифицировано путем принятия предпринимательских, хозяйственных или торговых кодексов (Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Греция, Египет, Испания, Республика Корея, Колумбия, Кувейт, Люксембург, Мексика, Панама, Перу, Польша, Румыния, Словакия, США, Уругвай, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эстония, Япония и др.)[13]. В российской юридической науке существует спор о целесообразности издания единого (гражданского) или двух различных (гражданского и торгового) кодексов, но не видеть существования принципиально и содержательно специфичных правовых норм, регламентирующих торговый (предпринимательский) оборот невозможно.


Отметим наиболее общие критерии для выделения договоров коммерческого права:

- связь с торговым оборотом, процессом продвижения товаров от изготовителя к потребителю;

- наличие хотя бы с одной стороны субъекта, действующего в качестве предпринимателя (коммерческой организации);

- возмездный характер, наличие экономического интереса у каждой из сторон.

М.А. Егорова выделяет еще один специфический признак коммерческих договоров: «определяется сектором, в котором существуют коммерческие отношения, а именно оптовым рынком товаров. Предметом коммерческой деятельности является предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от изготовителей к оптовым потребителям. Конечным звеном в цепочке продвижения товаров от производителей до розничных рынков является оптовый потребитель, который по правовому статусу представляет собой профессионального предпринимателя. В этом заключается принципиальное отличие коммерческих договоров от договоров предпринимательских, в которых хотя бы одна из сторон может являться предпринимателем»[14]. Вопрос об отнесении договоров с участием потребителей к разновидности коммерческих договоров до настоящего времени не нашел окончательного решения. Важность этого вопроса связана еще и с тем, что от его решения зависит признание розничных рынков областью коммерческих отношений.

Результат исследования соотношения коммерческого и гражданского права позволяет в гражданском законодательстве выделить:

1) договорные институты, в которых появились черты и признаки, предназначенные для регулирования именно торговых отношений («коммерциализации договоров»);

2) договорные институты, где возникло фактическое разделение и вместе с гражданско-правовыми институтами появились соответствующие институты торгового права (например, коммерческое поручение вместе с представительством);

3) ряд важных договоров коммерческого права, не упоминаемых в ГК РФ, как-то: оптовая купля-продажа, дистрибьюторский договор, на проведение маркетинговых исследований, на передачу коммерческой информации, об электронной торговле и другие.

Дальнейшая коммерциализация договоров прямо зависит от потребностей развития торгового оборота, изменения будут происходить в результате дополнения договорных институтов успешным опытом, торговыми обычаями, документированными обычаями международной торговли.


В ГК РФ закреплен принцип свободы договора (ст.421). Договорная свобода позволяет субъектам полнее реализовать регулятивные возможности, правовой потенциал договора, решать на его основе сложные масштабные экономические и социальные задачи. Субъекты в настоящее время способны полно учитывать и выражать свои хозяйственные и экономические интересы и возможности. Однако, российская судебная практика разрешения споров, связанных с заключением и исполнением договоров, свидетельствует о некоторых направлениях, несовместимых с положениями ст.421 ГК РФ[15]:

1) все договоры воспринимаются судьями, практикующими юристами как юридические факты в узком смысле – обязательственные отношения по уплате денег и передаче имуществ;

2) положение о допустимости заключения договора, не предусмотренного законодательством (непоименованных или безымянных договоров) не реализуемо на практике, т.к. суды стараются свести любой договор полностью или в части к одному или нескольким типам, предусмотренным законодательством, и если это невозможно, то отдельные элементы объявляются несоответствующими тем положениям законодательства и рассматриваются как недействительные[16];

3) в ГК РФ не заложен принцип свободы определения правового режима договора, т.е. свобода подчинения его тем или иным законоположениям, иностранному праву, а также нормам, не имеющим законодательной природы (например, актам международной частноправовой унификации, актам Международной торговой палаты, ЮНСИТРАЛ и других подобных организаций);

4) в ГК РФ не упоминается о возможности заключения договоров, затрагивающих реализации (осуществления, охраны, защиты) своих прав и распоряжения ими, в т.ч. о возможности добровольного отказа от этих прав.

Очевидно, что реализация таких принципов в торговом обороте – двусторонне-коммерческих договоров (типа b2b) – чрезвычайно необходима. В более широком содержании принципа договорной свободы также усматривается одно из основных отличий договоров коммерческих от гражданско-правовых.

Подводя итоги оценки квалифицирующих признаков коммерческих договоров, можно заключить, что коммерческий договор - это возмездное соглашение двух или нескольких профессиональных предпринимателей, действующих самостоятельно и на свой риск с целью извлечения обоюдной экономической выгоды на оптовых товарных рынках для продвижения товара от производителей к оптовым потребителям.


Глава 2. Виды договоров, регулирующих торговый оборот

Опыты классификации торговых договоров много­кратно предпринимались в юридической науке, российс­кой и зарубежной. Расцвет российского коммерческого права приходится на конец прошлого — начало нынеш­него века. Наиболее разработанные класси­фикации можно найти в трудах Г.Ф.Шершеневича, А.Ф.Федорова, К.И.Малышева и других российских ученых-коммерциалистов. 

В магистерской диссертации Г.Ф. Шершеневича 1888г. «Система торговых действий: критика основных понятий торгового права» была построена первая система торговых договоров. В соответствии со сформулированным общим понятием торгового действия будущий именитый русский коммерциалист построил систему:

«А. Торговля товарная, включающая в себя

1) покупку товара с целью дальнейшего сбыта

2) поставку;

В. Денежная и фондовая торговля, в том числе покупка и продажа валюты, ценных бумаг, благородных металлов в слитках, вексельные сделки, кредитование, прием вкладов и иные банковские операции;

С. Торговля трудом, в том числе действия по

1) обработке вещей;

2) перевозке;

3) посредничеству комиссионеров, экспедиторов, маклеров, агентов, справочных контор и

4) представление публичных зрелищ;

D. Страхование;

Е. Иные действия, признаваемые торговыми «по приращению», т.е. потому, что они имеют целью содействие ведению торговли как промысла»[17].

Данная система была самостоятельной и оригинальной, также она осталась единственной системой торговых действий (в том числе сделок), основанной на материалах русского законодательства. Последующие отечественные коммерциалисты уточняли и подправляли систему Шершеневича. К сожалению, из-за отсутствия современной кодификации особенной части российского коммерческого права построение альтернативной системы торговых договоров в настоящее время затруднительно, тем не мене классификация договоров, регулирующих торговый оборот выглядит следующим образом:

  1. Договоры на реализацию товаров;
  2. Посреднические договоры
  3. Договоры, содействующие торговле;
  4. Организационные коммерческие договоры.

При классификации договоров можно выделить те, которые оформляют и образуют собственное содержание коммерческой деятельности, прежде всего реализационные и посреднические договоры, т.е. целиком относятся к сфере коммерческого права, т.к. предназначены для обслуживания именно торгового оборота. Договоры, содействующие торговле могут кроме коммерческой использоваться в иной предпринимательской деятельности, также в отношениях с участием граждан. Торговое законодательство регулирует лишь те особенности таких договоров, которые связаны с их применением в сфере товарного оборота.


В мировой практике основной вид реализационных договоров - договор купли-продажи. Применяется так­же система контрактов на закупку для государственных нужд, в ограниченных объемах используются договоры мены (бартера), российская хозяйственная практика отличается большим богатством.

2.1 Договоры на реализацию товаров

С учетом видоизменения общего понятия коммерческого (торгового) права коммерческими (торговыми) договорами должны признаваться прежде всего договоры, оформляющие отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд – реализационные договоры. Они образуют ядро торгового оборота. С их помощью решается практические вопросы субъектов предпринимательской деятельности, а именно:

  1. Производитель обеспечивает себя сырьем, оборудованием, необходимым для производства товаров, производя закупки;
  2. Осуществляется оборот готового товара – движение товара от производителя по каналу сбыта;
  3. Производится юридическое и физическое движение товаров (смена собственника товара, движение в пространстве) и другие.

Кроме общей коммерческой (торговой) цели важной особенностью договоров на реализацию товара является особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть только организации и индивидуальные предприниматели, но не физические лица. Заключение коммерческих сделок специализированными субъектами во имя достижения ими особых коммерческих (не связанных с обеспечением своего собственного, личного потребления) целей, а также некоторые другие особенности как коммерческих сделок, так и торговли (коммерции) в целом делают не просто возможной, но и желательной систематизацию норм о реализации торговых договорах в специальном акте – Торговом кодексе.

К числу реализационных относятся договоры:

1) оптовой купли-продажи;

2) поставки товаров;

3) государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, а также заключаемый на его основании и в его развитие договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд;

4) контрактации сельскохозяйственной продукции;

5) мены;

6) внешнеторгового бартера товаров, связанные с предпринимательской деятельностью;

7) вещевой заем;

8) товарный кредит;

9) товарный опцион;

10) поставочные форварды;

11) фьючерсные контракты;

12) товарные свопы (сделка, позволяющая менять потоки платежей, основанных на ценах товаров);