Файл: Виды договоров и их место в торговых взаимоотношениях».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 3
13) договоры реализации товаров, представляющих собой цифровой контент (продукт);
14) договоры об оказании услуг, сопутствующих товарам и цифровым продуктам.
Важно выделить признаки реализационных договоров. К характерным признакам реализационных договоров относятся следующие:
- Направлены на передачу в собственность;
- Объектом является товар, не любой, а только вещи. Назначение товара – для перепродажи или иного использования, не связанного с непосредственным потреблением;
- Возмездность - за предоставленный товар субъект получает встречное предоставление другого товара, иной вещи, денег, ценных бумаг или иное предоставление;
- Осуществляется физическое перемещение товара, поэтому договоры, не предполагающие перемещение товаров (форвардные сделки, продажа недвижимого имущества и другие) хотя и могут конструироваться по той же модели, что реализационные договоры, не относятся к таковым (следует из положений Венской конвенции о договорах международной купли-продажи 11.04.1980 (ст.2).
Реализационные договоры образуют группу договоров, выделенных по функциональным признакам, для которых используются различные договорные модели. В собственном смысле к торговым из числа современных можно отнести договор оптовой купли-продажи, контрактации и в некоторых случаях – договор поставки. Договор бартера, мены, товарного кредита и вещного займа могут выполнять различные функции, в т.ч. обеспечивать собственную потребность организации в определенных вещах, т.е. не во всех случаях отвечают пониманию торгового договора.
Из-за отставания цивилистской науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров у нас в стране происходит процесс компенсации неполноты договорной системы путем искусственного приспособления договора поставки для обслуживания оптовой торговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективно выполнять соответствующие функции.
Для формирования ассортимента продовольственных товаров торговыми сетями могут использоваться только реализационные договоры. Возможность использования посреднических договоров для реализации продовольственных товаров в торговые сети ограничена законом (ст. 13 Закона о торговле)[18]. Законодательное регулирование реализационных договоров позволяет обеспечить баланс прав продавца и покупателя.
Построение системы договоров, направленных на движение товара от производителя к конечному потребителю будет включать хотя бы один реализационный договор.
2.2. Посреднические договоры в торговле.
Отношения, складывающиеся между изготовителями товаров, покупателями и потребителями, предполагают различные формы взаимодействия как на внутреннем, так и внешнем рынках. Важную роль в организации движения товара ведут торговые посредники, т.е. лица предоставляющие услуги по установлению и поддержанию коммерческих связей. В современный период посредничество является одним из доходных и эффективных видов предпринимательской деятельности. Пользование услугами посредников позволяет производителям существенно расширить территориальные и субъектные границы собственной коммерческой деятельности (рынков сбыта своих товаров), не прибегая при этом к созданию собственной разветвленной службы сбыта. Покупателям посредники необходимы в случаях, когда нужно сформировать более широкий ассортимент (набор, комплект) товаров определенного рода. Для самих посредников преимущество заключается тем, что для ведения их дел обычно не требуется значительных денежных вложений при осуществлении производственной деятельности.
Посредничество как экономическое явление находит отражение во многих правовых институтах, однако представительство и посредничество как правовые категории возникли в законодательстве только с развитием имущественного оборота, его усложнением и увеличением разнообразия экономических отношений. В широком смысле понятие представительства либо полностью, либо частично поглощает понятие посредничества. Необходимо отметить, что посредничество, в отличие от представительства, - категория экономическая. Поэтому нет легального определения данного понятия. Сущность представительства как правовой категории закреплена в ст.182 ГК РФ[19].
В юридической литературе показано стремление к выделению понятия посреднической деятельности и его отграничению от деятельности по представительству по следующим критериям: 1) по характеру совершаемых действий – юридическим (представительство) и (или) фактическим (посредничество), связанным с совершением сделок; 2) по сферам образования и преимущественного применения данных понятий – экономической (посредничество) и гражданско-правовой (представительство).
Выражение посредничества в сфере экономической деятельности очень разнообразны. С одной стороны, торговая деятельность – разновидность посреднической, т.к. осуществляется не только в сфере коммерческой (торговой) деятельности. С другой стороны, посредническая деятельность в сфере торгового оборота – разновидность торговой деятельности, т.к. участвуют не только посредники, но изготовители и потребители товаров.
Деятельность посредников, их взаимоотношения с продавцами (покупателями) товаров осуществляется на основе различных договоров. Выбор договорной конструкции обуславливается задачами, стоящими перед производителями и покупателями товаров, а также целью использования посредника. Чаще прибегают к услугам посредников при необходимости освоения новых рынков, изучения их конъюнктуры и минимизации возможных рисков. Реализация товаров через посредника, известного своей репутацией и деловыми связями, может предопределяться также требованием одной из сторон сделки (импортера или экспортера). Также учитываются транзакционные издержки, размер вознаграждения посредника, логистические возможности и другие факторы. С учетом классификации посредников (зависимых и независимых) посреднические договоры можно разделить на две основные группы:
- Договоры, Оформляющие коммерческое представительство (прямое и косвенное) – агентский договор, договор комиссии и консигнации;
- Договоры, опосредующие деятельность независимых посредников, - дистрибьюторский, дилерский и франчайзинга (коммерческой концессии).
В сфере торговли содержанием таких договоров становится совершение обязанным лицом действий по поводу товара в интересах иного (управомоченного) лица – участника торгового оборота. Если товар принадлежит лицу, управомоченному требовать оказания услуг в отношении этого товара – то это классические посреднические договоры, в основе которых нормы ГК РФ о договорах на возмездное оказание услуг, в том числе (1) договор коммерческой комиссии, внешнеторговой комиссии (консигнации), (2) торгового агентирования, (3) коммерческого поручения (представительства). Эти договоры широко применяются в зарубежной практике и получают распространение в России.
Если речь идет о действиях в отношении такого товара, который принадлежит лицу, обязанному к оказанию связанных с ним услуг, в то время как интерес управомочного ограничивается лишь продвижением этого товара на рынке, то договоры подпадают под признаки не только посреднических, но и реализационных: (4) дистрибьюторский, (5) дилерский договор, (6) франчайзинга (коммерческой концессии), (7) об исключительной и (8) о комиссионной продаже товаров.
Природа интереса в продвижении на рынке чужого товара может быть различной. Интерес объясняется тем, что прежде соответствующий товар принадлежал заинтересованному лицу (произведен им или перепродан) либо данный товар фигурирует на рынке под его маркой (ярлыком, обозначением, брендом).
2.3. Договоры, содействующие торговле
Функционирование торгового оборота предусматривает выполнение дополнительных действий, обслуживающих процесс движения товаров от изготовителей к потребителям, которые оформляются договорами, содействующими торговле.
В данную группу включаются не только договоры перевозки, хранения, страхования, как ранее закреплялось дореволюционным торговым правом. Усложнение торгового оборота причисляет к договорам, содействующим торговле, договоры в кредитно-расчетной сфере. Транспортная и складская индустрия развивается бурными темпами и это придает значимости договорам по оказанию логистических услуг, услуг по подготовке товаров к розничной продаже.
Договоры на выполнение маркетинговых исследований (работ). В зарубежной практике эти договоры получили распространение в 30-е гг. ХХ в. после Великой Депрессии. Появление маркетинга изменило идеологию хозяйственной деятельности. Раньше производители выпускали столько товара, сколько позволяло производство, затем начинались кампании по продаже товара. Все это приводило к возникновению кризисов перепроизводства. Позднее появилась концепция маркетинга, требующая первоначального определения запросов потребителей в том или ином товаре, а затем - его производства в определенных объемах. Сейчас значение маркетинга немного шире, он позволяет определить ценовую политику, способы активизации продаж товара и пр.
Юридическая квалификация этого договора достаточно сложна, так как он не урегулирован в ГК РФ. Этот договор имеет сходство с договором подряда на выполнение научно-исследовательских работ (НИР). Отличие в том, что НИР могут прекратиться в силу невозможности (нецелесообразности) достижения результата (ст. 775 ГК РФ). Маркетинговые работы всегда имеют конкретный результат, пусть даже отрицательный для заказчика. Наиболее близко маркетинговый договор подходит к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, различие - в сфере применения и характере результата работы (исследования). На практике маркетинг не ограничивается изучением спроса и предложения на рынке, но и включает в себя дополнительные услуги по оптимизации производства, сбытовой сети, организационной структуры заказчика.
Маркетинг может проводиться и в рамках агентского договора, например, для поиска потенциальных контрагентов заказчика - принципала.
В маркетинговых договорах очень сложно определить пределы ответственности исполнителя - маркетолога, так как данные исследований не находятся в прямой взаимосвязи с результатами, продаж товара. Это зависит от многих факторов.
Договоры на рекламу бывают двух видов:
1) на производство рекламного продукта между рекламодателем и рекламопроизводителем;
2) на распространение рекламы между рекламодателем и рекламораспространителем (иногда такой договор может именоваться «договором проката рекламной информации»).
При этом можно совмещать все обязательства в одном договоре, если производство и распространение рекламной информации осуществляет одно лицо. Различают также договоры на разовую рекламу и на проведение рекламных кампаний.
Договоры на информационное обслуживание. Предметом таких договоров могут быть:
1) разовая информация;
2) систематическое предоставление определенной информации (абонентское обслуживание);
3) аналитические обзоры.
Договор транспортной экспедиции сопутствует транспортной деятельности. Экспедитором является специализированная организация (экспедиционное агентство, контора, фирма). Услуги экспедиторов, как правило, выгодны тем, что они имеют хорошие связи с перевозчиками, в частности с железнодорожными станциями. В обязанности экспедитора могут входить:
1) проверка груза, тары, упаковки;
2) составление перевозочных документов;
3) сопровождение грузов и пр.;
4) юридические действия, например, заключение договоров перевозки от имени грузоотправителя, приемка товаров от имени грузополучателя и пр.
Договор хранения на товарном складе. Склад - это специализированная организация, договор предназначен только для предпринимательской деятельности. Чаще всего склад занимается не только хранением, но и рядом агентских функций по оказанию дополнительных услуг. Такой профессиональный хранитель, как товарный склад, несет ответственность в полном объеме, включая возмещение убытков в виде упущенной выгоды от утраты товара. Особый случай – «ответственное хранение товара», которое представляет собой обязательство покупателя в договоре поставки и не является отдельным договором (ст. 514 ГК РФ) [20].
Договоры рассматриваемой группы имеют не только торговое, но и общегражданское значение. Относительная доля их применения в собственно торговых и гражданских отношениях различна для разных видов договоров. Так, договоры на проведение маркетинговых исследований, транспортное экспедирование обслуживают преимущественно потребности торговли. Рекламные договоры, договоры на представление информации, хранение и страхование, кредитно-расчетных договоров, то они помимо торговли применяются в других сферах предпринимательства, а также в отношениях с участием граждан.