Файл: 2. Дайте количественнокачественную характеристику правонарушений, совершаемых детьми до достижения возраста уголовной ответственности. Какие меры профилактики возможны в данном направлении Ответ обоснуйте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


1.Основные этапы развития биологических воззрений на преступность, раскройте их содержание и охарактеризуйте их влияние на становление криминологического знания. 2

2.Дайте количественно-качественную характеристику правонарушений, совершаемых детьми до достижения возраста уголовной ответственности. Какие меры профилактики возможны в данном направлении? Ответ обоснуйте. 7




  1. Основные этапы развития биологических воззрений на преступность, раскройте их содержание и охарактеризуйте их влияние на становление криминологического знания.


Что касается биологических концепций причин преступности, то следует отметить, что они редко формулируются криминалистами в чистом, рафинированном виде.

Со временем в криминологии сформировались три основных взгляда на причины преступности и характер преступника. Один из них основан на придании первостепенного значения антропологическим особенностям преступников, второй пытался понять влияние воли самого индивида на совершение преступления. Последняя заключалась в положении, что каждый находится в полном подчинении Богу, который один повелевает всеми действиями людей, в том числе и преступными.

Все эти мысли явились предвестниками концепции, разработанной известным итальянским ученым, профессором психиатрии и криминалистики из Турина Чезаре Ломброзо. Он первым провел систематическое, хотя и не до конца структурированное исследование преступников, содержащихся в тюрьмах. Италия стала основоположником целого направления в науке - криминологической антропологии. Он считал, что ее задачей является расследование преступника, который, в отличие от криминала, остался без внимания ученых. Деятельность Ломброзо явилась поворотным пунктом в познании, прорывом в научных исследованиях личности преступника как носителя причин общеопасного деяния.

Ни для кого не секрет, что эволюционная теория видов Чарльза Дарвина оказала глубокое влияние на науку того времени. Его основные записи, особенно относящиеся к естественному отбору, использовались для изучения развития общества. Действительно, если эволюционный человек, произошедший от обезьяноподобной обезьяны, пережил стадию первобытной дикости, то существование преступности можно считать проявлением атавизма, т. е. внезапного размножения в мир в наше время у современных людей, первобытных людей, близки к своим гуманоидным предкам. Более того, Дарвин говорил: «В человеческом обществе некоторые наихудшие предрасположенности, внезапно проявляющиеся в составе членов семьи без видимой причины, возможно, представляют собой возврат к исходному состоянию, от которого нас отделяет не так много поколений». Теория Ломброзо и вытекающие из нее интерпретации предполагают наличие определенной связи между некоторыми физическими особенностями человеческого тела и преступным поведением. Он выдвинул известный тезис о прирожденном преступнике.
Итальянский ученый считал, что от рождения существует тип человека, что внутренний мир преступника «атавистичен», то есть он имеет некий генетический сдвиг в сторону тех качеств, которые были свойственны первобытным народам. Позднее к причинам преступного поведения наряду с атавизмом стали относить эпилепсию и нравственное помешательство.

Чезаре Ломброзо разработал классификацию преступников, которая повлияла и продолжает влиять на более поздние попытки криминалистов систематизировать преступников по группам. Классификация Ломброзо включает следующие группы:

1) прирожденные преступники, которые, по мнению ученого, составляют около 40% всех правонарушителей;

2) психически больные преступники;

3) преступники по страсти, к которым он относил «политических маньяков»;

4) случайные преступники (псевдопреступники);

5) обычные преступники. Некоторые исследователи осуждают софизм позиции Ч. Ломброзо о существовании прирожденных преступников, но не отрицают его вклада в развитие криминалистики.

В более поздних работах Ломброзо модифицировал свою теорию и проанализировал большое количество факторов, влияющих на преступность. В последнем издании своего «Преступления» (1895 г.) он рассматривает зависимость преступности от метеорологических, климатических, этнических, культурных, демографических, экономических, воспитательных, наследственных, семейных и профессиональных влияний. При всем при этом он признает, что прирожденный преступник не обязательно должен совершать преступление, т.к. при наличии благоприятных внешних социальных факторов преступные наклонности человека могут не реализоваться на всю жизнь.

Следует отметить, что не без влияния материалов, собранных Ломброзо, известный французский криминалист Бертильон разработал антропологический метод идентификации преступников. Исследования Ломброзо были использованы для разработки детектора лжи и некоторых графологических (рукописных) методов. Интерпретация Ломброзо татуировок преступников и анализ их криминального жаргона также имели определенное практическое значение. К биосоциологическим теориям, распространившимся после Ломброзо, относится, в частности, клиническая криминология, берущая свое начало в трудах одного из последователей Ломброзо - Гарофало, который в своей книге «Критерии опасного состояния» (1880) охарактеризовал преступность врожденной склонностью индивидов к преступлению, объясненной..[1, с.10]



В более поздних работах имел место антропологический (биологический) подход к преступнику. В свое время Э. Хаттон, профессор Гарвардского университета, более 15 лет проводил обширное антропологическое исследование преступников. В своей книге «Американский преступник», написанной в 1939 году, он обобщил результаты своего исследования, где обнаружил, что с ростом преступника склонность к убийству несколько возрастает, а склонность к грабежу и воровству заметно снижается. Преступники, совершившие убийства при отягчающих обстоятельствах, отличаются от других преступников тем, что они выше ростом, тяжелее, шире, с большой грудью, ссылаясь именно на эти факты, Э. Хаттон делает вывод о существовании типа прирожденных преступников. это реальный факт. [3, с.120]

Аналогичные исследования проводил профессор Колумбийского университета У. Шелдон в рамках своей теории конституциональных типов преступников. Он выделил три основных типа: 1) эндоморфный (с сильно развитыми внутренними органами); 2) мезоморфные (с развитым скелетом и развитой мускулатурой); 3) эктоморфные (с нежной кожей и хорошо развитой нервной системой), а также их сочетания. У. Шелдон утверждает, что среди исследованных малолетних правонарушителей преобладали мезоморфы, эндоморфов было мало, а эктоморфов было мало. Его концепция была изучена очень многими учеными и подтвердила его гипотезу.

Биологические теории включают теорию психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского психоаналитика. Он является основоположником общей теории мотивации человека как системы инстинктивных стремлений. З.Фрейд различал три основные сферы в психике человека. Id (Оно) – вместилище двух основных врожденных, инстиктивных побуждений: Eros (секс) и Thanatos (инстинкт смерти, разрушения). Id действует на подсознательном уровне. Ego (Я) - сознательная часть психики, которая контролируется человеком. Super-ego (Сверх-Я, или совесть) - сфера интеранализованных нравственных норм, запретов, предписаний, сформировавшаяся в процессе социализации. Между Id и Super-ego существует непримиримое противоречие, поскольку Id имеет гедонистический характер, требует немедленного удовлетворения потребностей, а Super-ego является препятствием, затрудняющим полное удовлетворение этих потребностей, и выступает, таким образом, чем-то вроде внутреннего контролера поведения. Сферы Id и Super-ego редко находятся в равновесии, между ними чаще всего наблюдается конфликт.


По мнению же американского ученого-фрейдиста У.Уайта, человек рождается преступником, а его последующая жизнь является процессом подавления разрушительных инстинктов, заложенных в Оно. Преступления совершаются, когда Оно выходит из-под контроля Сверх-Я. Уайт считает, что большинство мотивов преступного поведения во многом совпадают с желаниями и устремлениями типичного обывателя. Профессор Колумбийского университета Д.Абрахамсен, используя фрейдовскую концепцию Оно и Сверх-Я, вывел формулу преступления:

Преступление = (преступные устремления, заложенные в Оно+ криминогенная ситуация): контролирующие способности Сверх-Я [3, с.133]

Опираясь на фрейдистское понимание соотношения сознательного и бессознательного в психике человека, английский криминалист Э. Гловер дал трактовку сущности преступления: это своего рода награда цивилизации за приручение дикого зверя, конечно. По мнению Э. Гловера, преступление является одним из результатов конфликта между первобытными инстинктами, которыми наделен каждый человек, и установленным обществом альтруистическим кодексом.

В наше время клиническая криминология наиболее полно разработана в трудах французского ученого Пинатэля. Он выделил понятие преступной способности, которая была определена на основе клинического психоанализа. В дополнение к психоанализу для коррекции поведения потенциальных или реальных преступников, клиническая криминология предлагает такие средства, как электрошок, операции, в том числе кастрация, стерилизация, лоботомия, воздействие наркотиков для снижения агрессивности, в большинстве насильственных, незначительных случаев. [2, с.11]

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что мнений о понятии преступного и различных причин, влияющих на формирование этого понятия, было и существует множество.


  1. Дайте количественно-качественную характеристику правонарушений, совершаемых детьми до достижения возраста уголовной ответственности. Какие меры профилактики возможны в данном направлении? Ответ обоснуйте.


Младший подростковый возраст – это переход от детства к взрослой жизни, по Д.Б. Возрастные ограничения Эльконина на данный момент установлены от 12 до 14 лет. Ведущей деятельностью этого возраста является общение со сверстниками, в котором формируется самосознание - как основная опухоль возраста.


Психологическими потребностями младшего подростка являются готовность к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и самостоятельности, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав другими людьми. При этом молодое созревание характеризуется интенсивным созреванием. Физические, физиологические и психологические изменения, а также появление полового влечения делают этот период крайне тяжелым для подростка и не только.

14 лет - пожилой юноша. Добившись этого, ребята уже полностью осознают последствия своих действий и поступков. Они уже вполне осознают, за какие действия их наказывают и к каким действиям призывают. Поэтому за некоторые виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Подростки, совершившие правонарушения, за которые они в силу своего возраста не могут быть привлечены к уголовной ответственности, а также подростки, которые не могут быть перевоспитаны в обычных школах, направляются в специальные воспитательные учреждения закрытого типа, где подвергаются обязательные воспитательные мероприятия. В этих закрытых учебных заведениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности.

Однако установление возраста, с которого начинается уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что хотят. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено всем, независимо от возраста. А чувство ответственности нужно воспитывать с раннего возраста.

Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за следующие виды преступлений:

- убийство;

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

- похищение человека;

- изнасилование;

- насильственные действия сексуального характера;

- кража;

- грабеж;

- разбой;

- вымогательство;

- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;

- умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;

- террористический акт;

- захват заложника;

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

- хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

- вандализм;

- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;