Файл: Инновационная и экспериментальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материалы педагогического совета на тему:

«Инновационная и экспериментальная работа».

Педагогическая  инноватика -  особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Инновационный процесс  - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Нововведение  - это процесс введения «новшеств» -  таких компонентов  или связей, которых раньше не было в образовательной системе образовательного учреждения.

Различаются следующие новшества:

      • по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);

      • по глубине преобразований (модифицирующие – обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;  радикальные – принципиально новые);

      • по масштабности (локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);

      • по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);

      • по уровню разработанности (полностью  подготовленные – прошедшие апробации  и недостаточно подготовленные новшества)

Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.

Специфичность инноваций в образовании
проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;

  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы.

К инновационным школам могут быть отнесены те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», либо внедряют разработки, апробированные другими ОУ.

Как пример – в качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:

  • разрабатывает  или  реализует отличную от общепринятой в большинстве  школ модель организации жизнедеятельности учащихся;

  • разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;

  • разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.

Важнейшие составляющие педагогической инновации:

  • наличие соответствующего исследовательского компонента;

  • наличие соответствующего проектного компонента;

  • наличие соответствующего управленческого компонента.


Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:

  • изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы;

  • изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;

  • процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;

  • изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ;

  • изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;

  • изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;

  • изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе.


К инновационным школам – школам, направленным на обновление

, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:

  • авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;

  • экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;

  • поисковые школы с выраженным инновационным  потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».


Инновации в области воспитания:

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.

Инновации (по направлению деятельности)

Технологические

Методические

Организационные

Экономические

Социальные

Юридические

Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении (компьютерные технологии, сеть Интернет)

Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров

Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц

Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании

Система усовершенствования кадровой политики, профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, вознаграждения и оценки результатов труда, условий безопасности и гигиены труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности

Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений


                                                           

Инновации (по охвату)

Внутрипредметные

Общеметодические

Административные

Идеологические

Инновации, реализующие внутри предмета, что  обусловлено спецификой его преподавания 

(переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий)

Внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе

(разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность) 

Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности

Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций


Примеры инновационной деятельности

  • совершенствование содержания образования;

  • изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

  • создание системы работы с одаренными детьми;

  • совершенствование системы управления;

  • информатизация образовательного процесса.


Учебно-воспитательный процесс ОУ должен осуществляться с опорой на тщательно продуманную и методически выверенную инновационную и экспериментальную работу. ОУ, работающее на будущее, должно быть  ориентировано на развитии личности. И учитель достигает своей цели тогда, когда он со знанием дела направляет свою собственную деятельность на ученика как активного участника и субъекта педагогического процесса.
Одним из наиболее важных моментов в организации инновационной и экспериментальной деятельности является разработка и реализация программы развития ОУ. Именно этот документ поможет раскрыть проблемы образования и воспитания, выявить противоречия на  основании проблемного анализа и представить эффективные формы, средства и методы для их устранения.
В педагогическом коллективе каждой школы работают разные педагоги. Это люди разного возраста, обладающие разным социальным и педагогическим опытом, ценностными ориентациями, профессиональными умениями и навыками, интересами и мотивами деятельности, отношением к учащимся и друг другу. Отличает педагогов и различное отношение к творчеству, профессиональному поиску, к исследовательской и инновационной деятельности. Поэтому, используя различные диагностические методики, позволяющие определять уровень профессионального мастерства учителя, заместитель директора должен обращать внимание и на изучение отношения педагога к своему творческому росту.


Изучая интерес учителей к участию в научно-исследовательской работе, заместитель директора должен проводить диагностирование, анкетирование, постепенно приобщая педагогов к творческой работе.
Анкета

        1. Занимались ли Вы научными исследованиями, обучаясь в ВУЗе?

        2. Какая научная область привлекала Ваш интерес?

        3. Имели ли Вы успехи в занятиях с научными исследованиями?

        4. Считаете ли Вы, что школа должна исследовать интеллектуальные возможности учащихся и развивать их научный исследовательский потенциал?

        5. Даете ли Вы возможность учащимся проводить учебные исследования по своему предмету?

        6. Как Вы это осуществляете?

        7. Может ли школьный учитель достичь успехов в научных исследованиях?

        8. Какая область научных исследований Вам наиболее интересна?

  • область преподаваемого предмета;

  • педагогика;

  • психология;

  • дидактика;

  • методика;

  • философия;

  • социология и др.

        1. Можете ли Вы предположительно назвать тему собственных исследований?

        2. Вы можете проводить исследование проблемы самостоятельно или Вам нужна помощь коллег?

        3. Кто из коллег мог бы стать соавтором Ваших научных разработок?

        4. Какая помощь администрации Вам для этого необходима?


На основании данного исследования или подобного ему зам. директора проводит анализ готовности членов педагогического коллектива к участию в исследовании, эксперименте, инновации и определяет группы ля участия.

1 группа – Инициаторы или инициативные педагоги. Это те, у кого высокая внутренняя мотивация, высокий уровень творческих способностей, стремление к поиску, коррекция своей деятельности.

2 группа – Добросовестные реализаторы. Педагоги, которые не проявляют потребность к исследовательской, творческой деятельности, но при этом и не отказываются от добросовестного выполнения научной работы. Однако, под внешним воздействием (посьба коллеги, завуча, требование к участию в НИР) вынуждает педагогов включаться в эту деятельность и добиваться при этом больших результатов. С течением времени научное исследование становится внутренней потребностью этих педагогов.

3 группа – Учителя-исполнители. Это педагоги, которые по требованию администрации эпизодически выполняют микроисследования