ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материалы педагогического совета на тему:
«Инновационная и экспериментальная работа».
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)
Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.
Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.
Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.
Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системе образовательного учреждения.
Различаются следующие новшества:
-
по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе); -
по глубине преобразований (модифицирующие – обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов; радикальные – принципиально новые); -
по масштабности (локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи); -
по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения); -
по уровню разработанности (полностью подготовленные – прошедшие апробации и недостаточно подготовленные новшества)
Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.
Специфичность инноваций в образовании
проявляется в следующем:
-
инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы; -
использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся; -
внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
К инновационным школам могут быть отнесены те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», либо внедряют разработки, апробированные другими ОУ.
Как пример – в качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:
-
разрабатывает или реализует отличную от общепринятой в большинстве школ модель организации жизнедеятельности учащихся; -
разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования; -
разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.
Важнейшие составляющие педагогической инновации:
-
наличие соответствующего исследовательского компонента; -
наличие соответствующего проектного компонента; -
наличие соответствующего управленческого компонента.
Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:
-
изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы; -
изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы; -
процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности; -
изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ; -
изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования; -
изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога; -
изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе.
К инновационным школам – школам, направленным на обновление
, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:
-
авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью; -
экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях; -
поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».
Инновации в области воспитания:
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.
Инновации (по направлению деятельности)
Технологические | Методические | Организационные | Экономические | Социальные | Юридические |
Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении (компьютерные технологии, сеть Интернет) | Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров | Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц | Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании | Система усовершенствования кадровой политики, профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, вознаграждения и оценки результатов труда, условий безопасности и гигиены труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности | Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений |
Инновации (по охвату)
Внутрипредметные | Общеметодические | Административные | Идеологические |
Инновации, реализующие внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания (переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий) | Внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе (разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность) | Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности | Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций |
Примеры инновационной деятельности
-
совершенствование содержания образования; -
изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий; -
создание системы работы с одаренными детьми; -
совершенствование системы управления; -
информатизация образовательного процесса.
Учебно-воспитательный процесс ОУ должен осуществляться с опорой на тщательно продуманную и методически выверенную инновационную и экспериментальную работу. ОУ, работающее на будущее, должно быть ориентировано на развитии личности. И учитель достигает своей цели тогда, когда он со знанием дела направляет свою собственную деятельность на ученика как активного участника и субъекта педагогического процесса.
Одним из наиболее важных моментов в организации инновационной и экспериментальной деятельности является разработка и реализация программы развития ОУ. Именно этот документ поможет раскрыть проблемы образования и воспитания, выявить противоречия на основании проблемного анализа и представить эффективные формы, средства и методы для их устранения.
В педагогическом коллективе каждой школы работают разные педагоги. Это люди разного возраста, обладающие разным социальным и педагогическим опытом, ценностными ориентациями, профессиональными умениями и навыками, интересами и мотивами деятельности, отношением к учащимся и друг другу. Отличает педагогов и различное отношение к творчеству, профессиональному поиску, к исследовательской и инновационной деятельности. Поэтому, используя различные диагностические методики, позволяющие определять уровень профессионального мастерства учителя, заместитель директора должен обращать внимание и на изучение отношения педагога к своему творческому росту.
Изучая интерес учителей к участию в научно-исследовательской работе, заместитель директора должен проводить диагностирование, анкетирование, постепенно приобщая педагогов к творческой работе.
Анкета
-
Занимались ли Вы научными исследованиями, обучаясь в ВУЗе? -
Какая научная область привлекала Ваш интерес? -
Имели ли Вы успехи в занятиях с научными исследованиями? -
Считаете ли Вы, что школа должна исследовать интеллектуальные возможности учащихся и развивать их научный исследовательский потенциал? -
Даете ли Вы возможность учащимся проводить учебные исследования по своему предмету? -
Как Вы это осуществляете? -
Может ли школьный учитель достичь успехов в научных исследованиях? -
Какая область научных исследований Вам наиболее интересна?
-
область преподаваемого предмета; -
педагогика; -
психология; -
дидактика; -
методика; -
философия; -
социология и др.
-
Можете ли Вы предположительно назвать тему собственных исследований? -
Вы можете проводить исследование проблемы самостоятельно или Вам нужна помощь коллег? -
Кто из коллег мог бы стать соавтором Ваших научных разработок? -
Какая помощь администрации Вам для этого необходима?
На основании данного исследования или подобного ему зам. директора проводит анализ готовности членов педагогического коллектива к участию в исследовании, эксперименте, инновации и определяет группы ля участия.
1 группа – Инициаторы или инициативные педагоги. Это те, у кого высокая внутренняя мотивация, высокий уровень творческих способностей, стремление к поиску, коррекция своей деятельности.
2 группа – Добросовестные реализаторы. Педагоги, которые не проявляют потребность к исследовательской, творческой деятельности, но при этом и не отказываются от добросовестного выполнения научной работы. Однако, под внешним воздействием (посьба коллеги, завуча, требование к участию в НИР) вынуждает педагогов включаться в эту деятельность и добиваться при этом больших результатов. С течением времени научное исследование становится внутренней потребностью этих педагогов.
3 группа – Учителя-исполнители. Это педагоги, которые по требованию администрации эпизодически выполняют микроисследования