Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Теоретические аспекты нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты нотариальной деятельности
1.1 Институт нотариата – защитник конституционных прав и законных интересов граждан
1.2 Механизм реализации конституционно-правовых принципов при оказании нотариальных услуг
Глава 2. Правовое регулирование профессиональной деятельности нотариусов
2.1 Осуществление контроля за профессиональной деятельностью нотариусов
2.2 Проблемы законодательного регулирования правил совершения нотариальных действий в РФ
Таким образом, эволюция гражданского общества и взаимоотношений его представителей с государством влечет за собой развитие современной научной мысли. Масштабность социально-правовой сущности нотариальной практики, в свою очередь, определяет разнообразие ее видов, что позволяет анализировать присущие ей закономерности, выявлять возникающие противоречия и своевременно их устранять, конкретизировать само понятие нотариальной практики. В условиях реформирования нотариата особенно важно эффективно использовать потенциал нотариата для совершенствования сферы его деятельности и выработки оптимальной модели правового регулирования.
юридических состояний. В разные исторические периоды нотариальные функции выполняли общественные и специализированные органы, в числе которых можно назвать церковный клир, государственных, частных и муниципальных нотариусов, выборных биржевых и портовых маклеров. В дореволюционной отечественной историографии «русский нотариальный институт» квалифицировался как «орган публичной деятельности, управомоченный придавать публичное значение совершаемым им актам»
Российский нотариат, официально учрежденный 14 апреля 1866 года в ходе судебной реформы Александра II, в 2016 году отметил свое 150-летие. Его становление и дальнейшее функционирование было тесно связано с принятием «Положения о нотариальной части» — основополагающего документа, подробно регламентировавшего его деятельность [СЗРИ, ст. 567]. Необходимо отметить, что этот фундаментальный документ, адаптированный к местным условиям, действовал на территории Дальнего Востока до 1923 года, а в Харбине был инкорпорирован в систему местного китайского законодательства и законодательства Маньчжоу-Го и действовал вплоть до 1940-х годов [Друзяка, 2016, с. 65].
В 1897—1898 годах должности нотариусов в дальневосточных городах были официально учреждены при реформируемых Благовещенском и Владивостокском окружных судах Приамурского генерал-губернаторства, в 1903 году — при Пограничном окружном суде, действовавшем в арендованной у Китая полосе отчуждения КВжД. Для занятия вакансии нотариуса претендент должен был сдать теоретический и практический экзамен и внести в депозит суда денежный залог (от 2000 до 500 руб.), после чего председатель Иркутской судебной палаты, курировавший все кадровые назначения в окружных судах Приамурского генерал-губернаторства, лично принимал решение о назначении претендента, прошедшего конкурсный отбор. В 1897—1904 годах нотариусы были назначены в Благовещенске (М. Кушлянский, с 1898 года — М. Богоявленский и А. Родзаевский,), Зеи-
Пристани (Н. Синцеровский), Джалинде (в 1900 году — В. Родзаевский, с 1902 года — М. Дымчевский), Хабаровске (И. Фомин, с 1902 года — М. Пахоруков), Николаевске (Л. Коркешко) и Владивостоке (В. Адамс).
Если в крупных городах эти должности занимали, как правило, квалифицированные специалисты, имевшие высшее юридическое образование (А. Родзаевский, В. Родзаевский, М. Богоявленский (Благовещенск), А. Шульц (Хабаровск), К. Кайдо, А. Макович (Харбин)), то в небольших городках и поселках нотариусом мог стать, например, бывший секретарь суда или военный писарь, вышедший в отставку. В частности, бывшими армейскими писарями или судебными секретарями были нотариусы М. Вто-ров (Харбин), А. Козлов (Николаевск), Л. Коркешко (Никольск-Уссурий-ский). Условием назначения на должность, кроме названного, являлось отсутствие привлечения кандидата в прошлом к суду или общественного приговора. При выполнении всех требований нотариус в заседании суда приводился к присяге в присутствии священника, после чего он мог оборудовать за свой счет контору и приступить к исполнению обязанностей.
По мере развития экономики, роста городов, строительства дорог, расширения международной и внутренней торговли росла необходимость в правовом регулировании гражданского оборота и защите прав личности и частной собственности. В связи с этим характерным является пример введения должности нотариуса в Харбине. В 1903 году по согласованию с премьер-министром С. Ю. Витте, министрами финансов, внутренних дел и юстиции специальным Высочайшим указом императора Николая II должность нотариуса была введена в Порт-Артуре. Введение должности было обосновано ростом населения, экономического потенциала, количества торговых сделок, вызывавших пропорциональный рост гражданского оборота и необходимости его законного регулирования [РГИА, ф. 560, оп. 26, д. 415, л. 2]. Однако в связи с начавшейся русско-японской войной данная вакансия была переведена в Харбин, в сентябре 1904 года ее занял бывший Владивостокский нотариус, отставной штабс-капитан В. Адамс [Там же, л. 5]. В 1906 году здесь была введена вторая вакансия, на которую был утвержден опытный. К 1920 году в Харбине действовали уже четыре нотариальных конторы [ГАХК, ф. Р—830, оп. 3, д. 41726, л. 7]. сы оказывали услуги представителям всех социальных групп многонационального города, двери их контор были открыты для европейцев, китайцев и японцев, что существенно влияло на развитие городской экономики и укрепляло авторитет института русского нотариата в целом. В 1920 году, когда китайские власти принудительно прекратили действие юрисдикции российского суда в Маньчжурии, русские нотариусы М. Уманский, М. Второв, А продолжили свою практику уже в составе китайского суда [Там же, ф. Р.—830, оп. 3, д. 8904, л. 2].
По утверждению историка К нотариата был в то время по своей природе чужд действовавшему в то время китайскому законодательству, однако крайне необходим ему, так как заменить его было просто нечем. Уже в 1921 году «Положение о нотариате» 1866 года было имплементировано в правовую систему Китая, причем были сохранены
не только порядок нотариального заверения, формулировки актов и порядок делопроизводства, но и старая, дореволюционная стилистика.
После смены юрисдикции новым китайским властям была нужна внутренняя социально-экономическая стабильность в Харбине и полосе отчуждения Которая в немалой степени обеспечивалась системой сложившихся общепризнанных общественных институтов. В результате в 1920-е годы произошла рецепция института нотариата в систему органов юстиции, действовавших на территории Северо-Восточного Китая, в частности — в Харбине [Нилу, 1923, с. 565]. В качестве примера общественно-правового компромисса, достигнутого при сохранении функций нотариата, можно привести тот факт, что к услугам городского нотариуса обращались не 1940-х годов [ГАХК, ф. Р.—830, оп. 3, д. 8904; оп. 1, д. 40424].
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - № 237; СЗ РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.
2. О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: проект Федерального закона № 398234-6 (в редакции от 01.06.2015
3. Андреева Ю.А. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата // Административное право и процесс. — 2011. — № 9.
4. Друзяка А. В. Нотариальные учреждения Дальнего Востока в период 1918— 1923 гг. / А. В. Друзяка // Общество : Философия, История, Культура. — 2016. — № 1. — С. 63—66.
5. Информационно-аналитический отдел ФНП. Аналитическая записка к статистическому отчету «О деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации и нотариусов, занимающихся частной практикой в 2009 году» // Нотариальный вестник. - 2010. - № 6.
6. Сазонова М.И. Надо обеспечить прозрачность и эффективность нотариальной деятельности // Нотариальный вестник. - 2010. - № 1. - С. 77.
7. Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция. — 2011. — № 9. — С. 32-36.