Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Теоретические аспекты нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным управлением Министерства юстиции РФ по Новосибирской области в ноябре 2014 г. проанализирована практика реализации принципа «Наследство без границ» на территории Сибирского федерального округа. Так, из представленной территориальными органами Минюста России информации следует, что в 5 субъектах округа (Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Алтайский край и Кемеровская область) территориальными управлениями и нотариальными палатами в различные периоды подписаны совместные решения, в соответствии с которыми граждане имеют возможность обратиться для оформления наследства к любому нотариусу соответствующего нотариального округа в субъекте Федерации. Нотарификация.

Как отметили территориальные управления, с момента перехода нотариусов на данный порядок ведения наследственных дел, ни в управления, ни в нотариальную палату жалоб от граждан не поступало.

Таким образом, на основе полученного опыта можно сделать вывод о целесообразности данного принципа открытия наследственных дел, а также выявить его положительные и отрицательные моменты. Нотарификация.

Так, например, необходимо урегулировать ряд технических моментов (таких, как отсутствие дублирования и параллельного ведения наследственных дел), решение которых позволит в полной мере открывать и вести наследственные дела по новому принципу. Нотарификация.

С 1 июля 2014 г. введена в действие Единая информационная система нотариата, которая содержит в числе других реестров и реестр наследственных дел, направленный на обеспечение надлежащего ведения наследственных дел, избежание их дублирования и параллельного ведения. Возможности ЕИС предоставляют наследнику право выбора конкретного нотариуса для ведения наследственного дела и дают возможность гражданам получить нотариальную помощь. В целом же ЕИС предоставит нотариусам доступ к сведениям, содержащимся в электронных реестрах Единой информационной системы нотариата. Это означает, что ЕИС начинает полноценно исполнять свои функции, для которых она создавалась. Использование ЕИС в полной мере позволит осуществлять проверку подлинности или актуальности доверенностей, завещаний, брачных договоров, выдавать электронные выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Однако такая возможность отсутствует у нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (Республика Тыва), поскольку у них ЕИС пока не внедрена. Нотарификация.

Приказом Минюста России № 78 от 16 апреля 2014г. [5] утверждены новые Правила нотариального делопроизводства, в которых, помимо прочих внесенных изменений, появилась новая глава о работе с электронными документами, что дает право заявителю подавать, а нотариусу принимать документы изначально в электронном формате. Нотарификация.


В практике нотариусов ряд форм электронного взаимодействия уже успешно применяются на практике. Однако полный переход на обмен электронной информацией между нотариусами, органами власти и иными лицами в настоящее время является лишь перспективным. Этот процесс требует значительного ускорения, так как получение нотариусом информации для совершения нотариального действия из третьих источников (не от обратившегося лица) в значительной степени исключает возможность предоставления нотариусу недостоверной (подложной) информации. В свою очередь, этот фактор усиливает гарантии стабильности и законности гражданского оборота, гарантии соблюдения и защиты конституционных прав граждан. Нотарификация.

1.2 Механизм реализации конституционно-правовых принципов при оказании нотариальных услуг

Вопросы о власти, собственности и правовом статусе граждан были и остаются одними из актуальных, проблемных не только в теоретическом обобщении и осмыслении, но и в практике повседневного государственного строительства. Если попытаться определить статус граждан с точки зрения их отношения к средствам производства, то можно довольно просто обозначить категорию работодателей и наемных работников. Следует иметь в виду, что эту работу необходимо производить с учетом динамики экономических процессов, организации правовой экономики, специфики реформы рыночного хозяйства. Вопрос о конституционных гарантиях имущественных прав собственника, реальности воспользоваться преимуществом свободного рынка спроса и предложения, с учетом равенства сторон, приобретает реальные очертания при конкретном воплощении в действительность неотчуждаемого права - права собственности. Конституция РФ 1993 г. в ст. 35 определила, что это право охраняется законом, при этом каждый вправе иметь имущество в собственности: т. е. владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Деятельность законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления должна быть направлена на создание, восстановление и защиту этого конституционного права, тем самым предопределяя механизм реализации важнейших принципов: юридического равенства, свободы договора, минимизировать или полностью исключить произвол со стороны государственных органов и чиновников. Нотарификация.


Полагаем, что одним из важных направлений этой деятельности является не только создание новых или реформирование существующих, например, Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» предусматривает образование судебных коллегий по экономическим спорам, по делам военнослужащих, дисциплинарной кол-легии1. Обращает на себя внимание объем изменений, которые были внесены в действующие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. (далее Основ)2. Прежде всего это возможность нотариуса оказать квалифицированную юридическую помощь потенциальному собственнику недвижимого имущества, который может стать собственником в случае прохождения необходимой в таких случаях государственной регистрации перехода права. Имеющаяся, к сожалению, и в настоящее время продолжающаяся практика исходит только от момента регистрации перехода права собственности на нового владельца. В этом случае не выявляется в должной мере воля сторон, направленная на порождение известных правовых последствий, не исследуются все представленные на регистрацию документы, а главное, ответственность наступает только за нарушение регистрации сделки, а не ее существа. Дополнение в ст. 15 Основ позволяет нотариусу представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом. Нотарификация.

На практике это означает, что стороны, обратившись за нотариальным удостоверением, например договора мены квартир, должны иметь достаточную правовую гарантию, что получат у нотариуса не только экземпляры заверенных договоров, но и зарегистрированные свидетельства, подтверждающие переход права в их собственность. Следовательно, работа нотариуса по подготовке и удостоверению сделки с недвижимостью является важной составной частью другой необходимой услуги - передачи заинтересованным лицам завершающей части документов. В этом случае возникает целая процедура контролируемых действий, включающая в себя, помимо самой сделки, порядок передачи вещи путем составления акта приема-передачи, расчета, в том числе и безналичного, с помощью счета в банке или сейфовой ячейки, сдачу на регистрацию и получение нотариальных договоров и документов. Это действия не только временного характера, но и включающие в себя определенную часть материальных затрат. Массив проделанной работы должен включать в себя весь объем произведенных услуг, с учетом платежеспособности собственников, а также правовых гарантий по сделке. В этой связи обращает на себя внимание и другая новелла ст. 22 Основ, указывающая, что отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. Нотарификация.


Одной из особенностей механизма реализации конституционно-правовых принципов в условиях оказания нотариальных услуг является создание и функционирование информационной системы нотариата. За период первых 20 лет функционирования в России внебюджетного нотариата в этом направлении был накоплен значительный опыт, что позволило законодателю внести в действующие Основы специальную гл. VII «Единая информационная система». Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате. Основное ее предназначение заключается в комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). В эту систему в обязательном порядке подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. Оператором единой информационной системы является Федеральная нотариальная палата, которая обеспечивает ее работу в бесперебойном и круглосуточном режиме, принимает меры по обеспечению доступа к реестрам системы, обеспечивает изготовление резервных копий. Нотарификация.

Отдельного внимания заслуживает порядок взаимодействия оператора системы с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата. В частности это касается, изготовления и предоставления резервных копий реестра единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее, чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса. Следует отметить, что передача нотариусом в единую информационную систему нотариата сведений, предусмотренных настоящими Основами, не является разглашением тайны совершения нотариальных действий, что служит, на наш взгляд, дополнительной гарантией в процессе механизма реализации конституционно-правовых принципов в нотариальной практике. На нотариусов, имеющих доступ к обработке сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, а также лиц, осуществляющих обработку вносимых в эту систему сведений, ложится обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Нотарификация.


В часть четвертую ст. 5 Основ внесены изменения, согласно которым «Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Обращает на себя внимание существующая практика, согласно которой нотариус извещает территориальный налоговый орган по строго утвержденной форме, если это касается, например, объектов недвижимости или автотранспортных средств. Вместе с тем сведения об имуществе в виде денежных средств, следует отметить как наиболее чаще встречающийся объект наследственных отношений и перешедших к новому владельцу, не доходят до налоговиков по причине отсутствия утвержденной органами исполнительной власти формы подачи такой информации. Форма предоставления отчетности о функционировании предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата. Думается, что разрабатываемые документы по предоставлению необходимой информации не будут иметь двоякое толкование и неразбериху в вопросах направления качественной и оперативной информации. Нотарификация.

Субъектами по внесению сведений в единую информационную систему нотариата являются нотариус и нотариальная палата субъекта федерации. Нотариус обязан информировать: 1) о совершении нотариальных действиях при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата; 2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела; 3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, а также 4) иные сведения в соответствии с частью второй статьи 34(2) Основ, если их внесение не возложено на нотариальные палаты. Реализации конституционных принципов единства и гарантированности в немалой степени способствует порядок, при котором сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно. Кроме этого, сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.