Файл: Конспект сюжетно ролевой игры путешествие на автобусе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОНСПЕКТ

сюжетно - ролевой игры

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА АВТОБУСЕ»

в старшей группе с нарушением речи

Цель: развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.

Коррекционные задачи:

Образовательные:

  • формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;

  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей;

  • обучение реализации игрового замысла.

Развивающие:

  • развивать навыки социального поведения в обществе;

  • развивать интерес к совместным играм;

  • развивать коммуникативные способности.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру поведения в общественном транспорте;

  • воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские заимоотношения.

Оборудование: Стульчики детские, знак остановки, светофор, колеса, кепка для шофера, водительское удостоверение, руль, педаль - тормоз, фуражка для инспектора, жезл. Сумка с билетами, денежные знаки и билеты для пассажиров; атрибуты кондуктора, водителя, маршрутная карта; знак - «остановка»; аптечка.
Подготовительная работа: проведение дидактических игр на классификацию, выделение лишнего по профессиональному признаку,  рассматривание различных иллюстраций картинок о транспорте, просмотр видео автобусной остановки, работы водителя, беседа о личном опыте, чтение детской литературы.

• Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы «Безопасность в транспорте»;

• Чтение художественной литературы С. В. Михалкова «Бездельник светофор»;

• Конструирование из строительного материала «Автобус»;

• Дидактические игры «Дорожные знаки», «Светофор»;

• Беседа по картине «Правила поведения в транспорте»;

• Подвижная игра «Автоинспектор», игра «Стрелочка»;

• Изготовление билетов для автобуса; дорожных знаков для игры;

  • Дидактическая игра «Мой любимый город»


Словарная работа: контролер, кондуктор, пассажиры, «Простоквашино», водитель, атрибуты, передайте за проезд, оплатите проезд, приготовьте ваши билеты.

Интеграция  образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Планируемые результаты: дети вежливо и культурно ведут себя в общественном транспорте, покупают билеты, отдают билеты на проверку. Принимают активное участие в игровом сюжете.

Игровые роли: Водитель, пассажиры, кондуктор, контролер, бабушка, инспектор ДПС

Методы и приёмы:

  • Словесный - рассказ, пояснения, одобрения, указания.

  • Игровой - использованы сюжет, игра.

  • Практический - показ, выполнение.

Предполагаемый результат: формирование навыков культурного поведения в транспорте, развитие интереса к участию в совместной игре, участие в обсуждении игры, умения отвечать на вопросы, выявление положительных эмоций при вьшолнении движений под стихотворный текст.

Виды деятельности:

социально - коммуникативная, познавательная, музыкальная.
Ход:

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? Какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете на чем мы поедем путешествовать.

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: хорошо отправимся в путь на автобусе. Ой, а где же нам взять автобус? Как нам быть? Купить мы его не сможем. Что ребята делать будем? (ответы детей -надо строить). Ну, вот автобус у нас получился замечательный, а кого же нам еще не хватает, чтобы отправиться в путь? Кто поведет автобус?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: что делает водитель?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: ребята, а что делает кондуктор?

Дети: продает билеты. Объявляет остановки, следит за порядком в автобусе.

Воспитатель: как называют людей, которые едут в автобусе?

Дети: людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами.

Воспитатель: ребята, какие правила поведения должны соблюдать пассажиры?


Дети: уступать место пожилым людям, культурно вести себя в автобусе, держаться за поручни.

Воспитатель: что нельзя делать в автобусе?

Дети: кричать, шуметь, баловаться, отвлекать водителя, высовывать голову, руки в окно.

Воспитатель: «Прежде, чем мы сядем в автобус, нам надо выбрать кого?»

Дети: «Водителя автобуса»

Воспитатель: «А как мы это сделаем?»

Дети: «Нам поможет считалочка»

Дети считаются, выбирают водителя, контролера и полицейского, который следит за порядком на дороге.

Посмотрите, что необходимо взять водителю для  поездки? На столе лежат атрибуты: руль, фуражка, сумка, кошельки и другие водителя выбирает  атрибуты для своей роли).

Итак, у нас есть водитель. Кто кроме водителя еще есть в автобусе? (кондуктор, пассажиры).  Ребята, а кто такой кондуктор?  Ой, а я тоже хочу с вами поиграть. Можно я буду кондуктором?  Помогите мне выбрать  атрибуты, что нужно кондуктору. Кого еще не хватает в автобусе? Пассажиров. Все остальные ребята будут пассажирами. Возьмите что вам нужно для игры?

Воспитатель: Чтобы сесть в автобус нужно купить билеты. Давайте вспомним, как нужно покупать билеты:

Пассажир кондуктору дает деньги,  и говорит: Дайте,  пожалуйста,  мне билет? Кондуктор дает билет.

Пассажир говорит «Спасибо» (детям раздаются кошельки)

Ребята билеты в нашем автобусе необычные, вы покупаете билет и занимаете место такое же, как ваш рисунок на билете (билеты в виде геометрических фигур)

- Приготовьтесь оплачивать проезд, начинается продажа билетов.

Билет стоит 4 рубля. Нужно отсчитать 4 рубля. Достаньте деньги из кошельков,  рассчитайтесь (обучение ролевому диалогу).

Пассажир: Дайте,  пожалуйста, мне билет? кондуктор дает билет.

Пассажир говорит «Спасибо».

Кондуктор: Ну, вот теперь мы смело можем отправляться в путь. Прошу,  пассажиры занять свои места. Садись, шофер, за руль, заводи мотор (р-р-р).


Ребёнок - “водитель” вращает руль, перед “автобусом” 

Кондуктор: Пассажиры, будьте внимательны, автобус подъезжает к остановке. “Остановка “Едет, плавает, летает”

Игра “Транспорт”(на классификацию)

На полу стоят игрушки разного вида транспорта (автобус, самолет, трактор, корабль и т. д., дети расставляют игрушки по полочкам шкафа: на верхней полочке наклеено облако – это небо для воздушного транспорта, на средней полочке наклеена дорога – для наземного транспорта, а на нижней полочке наклеено море – для водного транспорта.


Выполнив задание, дети садятся в автобус. В автобус входит бабушка. Просит довезти до своей остановки, покупает билет. Дети уступают место. Бабушка благодарит детей.

Кондуктор: «Остановка «Стрелочка»

Игра «Дорожные знаки» (учить детей правильно называть дорожные знаки)

На полу разложены дорожные знаки, дети под музыку бегают по кругу. Выключается музыка и каждый ребенок останавливается около своего дорожного знака.

Ребенок встает на серединку и говорит:

«Стрелка, стрелочка крутись,

А потом остановись».

На кого укажет стрелочка, тот ребенок называет дорожный знак.

Воспитатель: Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Знаки эти надо знать!

Надо знаки уважать!

(После игры дети садятся в автобус и отправляются в путь)

Кондуктор: «Остановка «Автоинспектор».

Воспитатель: - Если водитель нарушает правило дорожного движения, кто его останавливает? Правильно – автоинспектор.

Автоинспектор: Сегодня на дорогах нашего города проходит акция «Знаете ли вы правила дорожного движения? » И вы будете ее участниками. Согласны?

Дети: Да!

Автоинспектор: Тогда начнем,задает детям задания по правилам дорожного движения.

1. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор) Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор». (На красный свет дети стоят, на желтый — поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый — быстро двигаются.)

2. А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?

3. Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?

Автоинспектор: Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!

(После игры, дети садятся в автобус, едут)

Кондуктор: «Остановка «Что? Где? Когда?»

Игра с мячом: ребенку бросают мяч и задают вопрос, он отвечает и бросает мяч воспитателю.

Вопросы:

1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)

2. Где можно гулять детям? (во дворе)

3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)

4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

5. С кем можно переходить дорогу? (с взрослыми)

6. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)


7. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)

– Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться.

Итог. - Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? О чем мы сегодня говорили? Какое задание тебе понравилось? Какое задание было самым трудным? А какое задание легким?

Ребята, сегодня мне очень понравилось, как вы играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливы, правильно вели себя в общественных местах. Вы очень внимательные, добрые, дружные. А это самое главное.