ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 640
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. Г. МОКРОНОСОВ
И. Н. МАВРИНА
КОНКУРЕНЦИЯ
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Учебное пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина
КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению
подготовки 080400 – Управление персоналом
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2014
УДК 339.137.2(075.8)
ББК 65-132я73
М74
Рецензенты: д-р экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас (Российский государственный профессионально-педагогический университет); д-р экон. наук, проф. И. В. Разорвин (каф. экономики и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте
Российской Федерации)
Научный редактор – д-р экон. наук, проф. А. Г. Мокроносов
Мокроносов, А. Г.
М74 Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроно- сов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194, [2] с.
ISBN 978-5-7996-1098-2
Рассмотрены вопросы методов оценки конкурентоспособности предприятия, разра- ботки и реализации его конкурентной стратегии, во взаимосвязи с конкурентоспособностью товара, отрасли, региона, страны.
Учебное пособие адресовано студентам, изучающим экономику предприятия и страте- гический менеджмент.
Библиогр.: 57 назв. Табл. 15. Рис. 19.
УДК 339.137.2(075.8)
ББК 65-132я73
ISBN 978-5-7996-1098-2
©
Уральский федеральный университет, 2014
Оглавление
Введение ...................................................................................................................... 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы конкуренции .......................... 7
1.1. Понятие конкуренции и ее роль в развитии экономики ............................... 7 1.2. Ценовая и неценовая конкуренция ............................................................... 14 1.3. Типология рынков. Рынки с монопольной властью ................................... 19 1.4. Доминирующее положение предприятия и экономическая кон- центрация товарного рынка .................................................................................. 30 1.5. Барьеры входа на товарный рынок ............................................................... 35
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................. 40
Глава 2. Экономическая сущностьи упровни исследования
конкурентоспособности..........
................................................................41
2.1. Понятие конкурентоспособности и ее свойства .......................................... 41 2.2. Параметрические характеристики конкурентного преимущества .................. 47
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................. 52
Глава 3. Конкурентоспособность экономики страны в системе
современных мирохозяйственных связей...........................................53
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................. 63
Глава 4. Методические подходы к оценке конкурентоспособности
товара……….............................................................................................65
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................ .87
Глава 5. Методические подходы к оценке конкурентоспособности
отрасли.......................................................................................................88
5.1. Понятие и экономические границы отрасли................................................88 5.2. Методы оценки конкурентоспособности отрасли ..................................... 100
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................... 117
Глава 6. Методические подходы к оценке конкурентоспособности
предприятия...........................................................................................119
6.1. Факторы конкурентоспособности предприятия и принципы ее оценки .................................................................................................................... 119 6.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия ............................ 124
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................... 142
Глава 7. Конкурентная стратегия предприятия ............................................. 144
7.1. Классический подход к разработке конкурентной стратегии .................. 144 7.2. Модель стратегического управления издержками предприятия .................. 153 7.3. Стратегии, основанные на ролевой функции предприятия ...................... 156 7.4. Стратегии слияний и поглощений .............................................................. 159
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................... 163 3
Глава 8. Стратегия повышения конкурентоспособности национальной
экономики...............................................................................................165
8.1. Государственное регулирование конкурентных отношений ................... 165 8.2. Промышленная политика как фактор конкурентоспособности экономики ............................................................................................................. 176
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................... 186
Заключение ............................................................................................................. 187
Библиографический список ................................................................................ 189
4
Введение
В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкуренто- способности.
Все большее число предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.
В контексте мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентоспособности приобрела особую актуальность в силу повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно-методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий. Проблема управления конкурентоспособностью предприятий актуальна и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности и механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий.
Цель настоящего учебного пособия – оказание помощи студентам в изуче- нии основных положений теории конкуренции и методического инструментария управления конкурентоспособностью предприятия.
Изучение конкурентоспособности предполагает знание основных поло- жений микроэкономики, экономики отрасли и экономики отраслевых рынков, прежде всего в отношении поведения хозяйствующих субъектов и особенностей отраслевой организации. В этой связи значительное внимание в учебном пособии уделено эволюции теории конкуренции, статической и динамической ее моделям, методологии исследования конкурентоспособности как многоуров- невой и многоаспектной экономической категории.
Особенность учебного пособия состоит в том, что конкурентоспособность предприятия рассмотрена в нем комплексно: с точки зрения формирования его внутренних и внешних конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность предприятия исследуется во взаимосвязи с макро-, мезо- и микроуровнями ее формирования и реализации. Поэтому в структуре учебного пособия выделены разделы по оценке конкурентоспособности на разных уровнях экономики: товара, предприятия, отрасли, страны. В целях комплексного изучения проблемы
5
конкурентоспособности в учебное пособие включены разделы по конкурентной стратегии как предприятия, так и государства, обеспечивающего соответствую- щие внешние условия формирования конкурентного потенциала.
Изложение материала, посвященного формированию и реализации кон- курентных стратегий предприятий, в учебном пособии сопрягается с вопросами осуществления государственного регулирования экономики, рассмотренными через призму промышленной и антимонопольной политики.
6
Изложение материала, посвященного формированию и реализации кон- курентных стратегий предприятий, в учебном пособии сопрягается с вопросами осуществления государственного регулирования экономики, рассмотренными через призму промышленной и антимонопольной политики.
6
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Понятие конкуренции и ее роль в развитии экономики
Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития эконо- мической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты. Можно выделить несколько теоретических подходов к пониманию экономического содержания понятия «конкуренция».
Изначально слово «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество двух или более лиц
1
. Именно поведенческий подход к трактовке категории конкуренции изначально установился в экономической литературе.
Конкуренция рассматривалась как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству.
Впервые А. Смит в работе «Исследование о богатствах народов» попытался внести ясность в определение конкуренции. Он писал о том, что «конкуренция сейчас же начнется среди покупателей, если произойдет сокращение предложения, что повлечет за собой повышение цен», но когда предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами, «или, смотря по тому, насколько окажется для них быстрее сбыть этот товар»
2
. А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров», с «неви- димой рукой» рынка – рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, представляет собой совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества
3
. При этом основным методом конкурентной борьбы служит изменение цен.
1
Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономи- ческой мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2000. Т. 2.
С. 300.
2
Смит А. Исследование о богатствах народов. М.: Ось-89, 1997. С. 58.
3
Стиглер Дж. Указ. соч.
7
А. Смит выделяет определенный набор условий свободной конкуренции
1
:
●
конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
●
число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
●
экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;
●
должна быть обеспечена свобода действий в соответствии с этим знанием;
●
необходим достаточный запас времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию хозяйствующих субъектов.
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист
А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества.
Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т. п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет
2
Теория конкуренции А. Маршалла находилась в основе экономического образования вплоть до 40-х гг. XX столетия. Маршалл писал о том, что допускает, что силы спроса и предложения действуют свободно, что не су- ществует прочного объединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т. е. что покупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако
Маршалл подчеркивает: хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по меньшей цене или покупать по большей, чем все остальные.
А. Маршалл отмечал, что не существует единого термина, строго соответствующего данной цели, но выражение «свобода производства и пред- принимательства» или «экономическая свобода» указывает правильное
1
Там же. С. 301.
2
Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 415 с.
8
направление и его можно употреблять за неимением лучшего
1
. Таким образом, предполагается, что возможность свободного выбора в равной степени может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству.
Свободная конкуренция трактуется А. Маршаллом как способ органи- зации, ведущий к оптимальному разделению труда и обеспечивающий эф- фективность экономики.
Исследуя возможные последствия свободной конкуренции, А. Маршалл тем самым обосновывает ее преимущества перед другими формами организации экономики.
Главное преимущество конкуренции, по мнению А. Маршалла, заклюю- чается в формировании равновесия низких цен («нормальных цен», в его терминах). Если нет свободы конкуренции, подчеркивает исследователь, то низкие цены могут быть обеспечены только некими внеэкономическими методами – за счет обычая, например.
Касаясь стремления цен в условиях свободной конкуренции к равно- весию, А. Маршалл обосновывает обязательность существования равновесия на рынке, цены равновесия и преимущественную стабильность рыночного равновесия.
А. Маршалл выдвинул еще одно утверждение, которое долгое время было господствующим в экономической теории рынков. Он считал монополию полной противоположностью конкуренции. На рынке существует либо одно, либо другое.
И если свободная конкуренция – это оптимальное состояние экономики, то монополия как ее антипод является такой организацией, которая уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде.
Представление о единственности, устойчивости и детерминированности равновесия в условиях совершенной конкуренции нашло свое отражение в теории общего равновесия Леона Вальраса
2
. Используя механизм общего равновесия, на основе предпосылок конкурентного рынка Л. Вальрас выдвигает процедуру
«нащупывания», показывая, что относительные цены, сформированные на рынках свободной конкуренции, в точности соответствуют решениям системы уравнений с неизвестными в виде равновесных цен и объемов продаж. Свободный рынок достигает этого результата именно потому, что он свободен – есть возможность изменения цен и объемов продаж как следствие проб и ошибок, так что каждый
1
Маршалл А. Указ. соч.
2
См.: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: учебник. М.: Дело Лтд, 1994.
720 с.
9
1
. Таким образом, предполагается, что возможность свободного выбора в равной степени может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству.
Свободная конкуренция трактуется А. Маршаллом как способ органи- зации, ведущий к оптимальному разделению труда и обеспечивающий эф- фективность экономики.
Исследуя возможные последствия свободной конкуренции, А. Маршалл тем самым обосновывает ее преимущества перед другими формами организации экономики.
Главное преимущество конкуренции, по мнению А. Маршалла, заклюю- чается в формировании равновесия низких цен («нормальных цен», в его терминах). Если нет свободы конкуренции, подчеркивает исследователь, то низкие цены могут быть обеспечены только некими внеэкономическими методами – за счет обычая, например.
Касаясь стремления цен в условиях свободной конкуренции к равно- весию, А. Маршалл обосновывает обязательность существования равновесия на рынке, цены равновесия и преимущественную стабильность рыночного равновесия.
А. Маршалл выдвинул еще одно утверждение, которое долгое время было господствующим в экономической теории рынков. Он считал монополию полной противоположностью конкуренции. На рынке существует либо одно, либо другое.
И если свободная конкуренция – это оптимальное состояние экономики, то монополия как ее антипод является такой организацией, которая уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде.
Представление о единственности, устойчивости и детерминированности равновесия в условиях совершенной конкуренции нашло свое отражение в теории общего равновесия Леона Вальраса
2
. Используя механизм общего равновесия, на основе предпосылок конкурентного рынка Л. Вальрас выдвигает процедуру
«нащупывания», показывая, что относительные цены, сформированные на рынках свободной конкуренции, в точности соответствуют решениям системы уравнений с неизвестными в виде равновесных цен и объемов продаж. Свободный рынок достигает этого результата именно потому, что он свободен – есть возможность изменения цен и объемов продаж как следствие проб и ошибок, так что каждый
1
Маршалл А. Указ. соч.
2
См.: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: учебник. М.: Дело Лтд, 1994.
720 с.
9
экономический агент и со стороны предложения, и со стороны спроса двигается как бы «на ощупь».
Наряду с поведенческой трактовкой понятия конкуренции в ХIХ в., и особенно в ХХ в., получил распространение структурный подход. Его истоки восходят к работам Дж.Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Э. Чемберлин доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. Впервые монополия и конкуренция были рассмотрены не как антитезы, было введено понятие «монополистическая конкуренция» и установлено, что термины, в него входящие, не исключают друг друга. Этот ученый обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к ситуации, когда вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных рынков. Основная идея Э. Чемберлина, положенная в основу его теории монополистической конкуренции, – возможность рассматривать современный рынок с дифференцированным продуктом как конкуренцию между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей. Книга Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции», вышедшая одновременно с книгой Дж. Робинсон «Теория несовершенной конкуренции» в 1933 г., содержала революционную аргументацию. Был предложен отход от предположений об однородности продукции и абсолютно эластичных кривых спроса. При этом сохранялось положение о свободном входе и выходе из отрасли. Условие равновесия было прежним – равенство предельной выручки предельным затратам.
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем.
В структурной трактовке конкуренции в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.
10
Наряду с поведенческой трактовкой понятия конкуренции в ХIХ в., и особенно в ХХ в., получил распространение структурный подход. Его истоки восходят к работам Дж.Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Э. Чемберлин доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. Впервые монополия и конкуренция были рассмотрены не как антитезы, было введено понятие «монополистическая конкуренция» и установлено, что термины, в него входящие, не исключают друг друга. Этот ученый обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к ситуации, когда вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных рынков. Основная идея Э. Чемберлина, положенная в основу его теории монополистической конкуренции, – возможность рассматривать современный рынок с дифференцированным продуктом как конкуренцию между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей. Книга Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции», вышедшая одновременно с книгой Дж. Робинсон «Теория несовершенной конкуренции» в 1933 г., содержала революционную аргументацию. Был предложен отход от предположений об однородности продукции и абсолютно эластичных кривых спроса. При этом сохранялось положение о свободном входе и выходе из отрасли. Условие равновесия было прежним – равенство предельной выручки предельным затратам.
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем.
В структурной трактовке конкуренции в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.
10