ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник ПЧ 12/3
с. Туринская Слобода
ГКПТУ СО «ОПС СО» № 12
К.А. Нежданов
«____» ____________20 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятий с личным составом дежурных караулов ПЧ №12/3 по оказанию первой помощи.
Тема: Основные принципы и приемы самопомощи.
Вид занятия: классно-групповое.
Отводимое время: 1 час
Цель: изучить предложенную тему
Место проведения: учебный класс.
Литература, используемая при проведении занятия:
-«Учебник спасателя» С.К. Шойгу Москва 2008;
-«Подготовка пожарных спасателей. Медицинская подготовка». В.В. Дутов.
-интернет-ресурсы
Развернутый план занятия
Подготовительная часть- 5 минут
Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям.
Объявление темы и целей занятия.
Принципы оказания ПМП при различных несчастных случаях.
Последовательность действий при оказании доврачебной помощи при различных несчастных случаях.
Раны. Признаки. Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда более глубоко лежащих тканей и органов.
Первая помощь. Остановить кровотечение, наложить тугую повязку, обработать рану перекисью водорода, кожу вокруг раны - раствором йода.
Ушибы. Признаки. Повреждены мягкие ткани, без нарушения целостности кожи. Кровоподтёк (синяк), припухлость (отёк).
Первая помощь. Наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег, лёд). Возвышенное положение конечности.
Растяжение и разрывы связок. Признаки. Боль, припухлость сустава, ограниченность и болезненность движения в суставе.
Первая помощь. Наложить тугую повязку, холод, возвышенное положение конечности.
Вывихи. Признаки. Смещение костей из нормального положения в суставе, резкая боль, невозможность движения в суставе.
Первая помощь. Создать конечности максимальный покой. Других самостоятельных действий по оказанию помощи не производить.
Переломы. Признаки. Нарушение целостности кости. Боль, невозможность пользоваться конечностью, припухлость, изменение оси конечности и её
укорочение.
Первая помощь. При открытых переломах наложить повязку на рану, наложить шину (из доски, фанеры, палок, картона и т. д.)
Отморожения. Признаки. Покраснение и отёк кожи (1 степень), образование пузырей (2 степень), омертвение мягких тканей (3 и 4 степени).
Первая помощь. Медленное и постепенное согревание (перенос в тёплое помещение), растирание и массаж поражённого участка чистыми руками (не снегом!), наложение повязок, тёплое питьё (чай, кофе).
Поражения электрическим током или молнией. Признаки. Ожоги у места входа или выхода тока. Потеря сознания, остановка дыхания и сердечной деятельности.
Первая помощь. Прекратить действие тока на организм, длительное проведение наружного массажа сердца и искусственного дыхания.
Обморок. Признаки. Внезапная, кратковременная потеря сознания, которому предшествует головокружение, потемнение в глазах, тошнота, рвота. Пульс слабый дыхание поверхностное.
Первая помощь. Уложить пострадавшего в горизонтальное положение с приподнятыми головами и опущенной головой, расстегнуть стесняющую одежду, лицо обрызгать холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт или уксус на ватке.
Тепловой (солнечный) удар. Признаки. Повышение температуры, покраснение кожи, потливость, учащение пульса и дыхания, может быть потеря сознания.
Первая помощь. Перенести пострадавшего в тень, расстегнуть одежду и уложить с приподнятой головой, наложить холодный компресс на лоб, напоить холодной водой. Обернуть холодной простынёй. При необходимости провести наружный массаж сердца и искусственное дыхание.
Утопление. Удушение. Признаки. Нарушение дыхания и сердечной деятельности.
Первая помощь. Извлечь пострадавшего из воды или освободить из петли, очистить рот от ила, травы, удалить из дыхательных путей жидкость, провести искусственное дыхание и наружный массаж сердца, согревание (кофе, чай, грелки).
Отравление (пищевые, разными ядами, алкоголем). Признаки. Тошнота, рвота, потеря сознания, ослабление сердечной деятельности и нарушение дыхания.
Первая помощь. Удалить вещества, вызвавшие отравление (промывание желудка, обильное питьё, искусственное дыхание).
Отравление бытовыми горючими газами.
Признаки. Головная боль, головокружение, шум в ушах, боль в груди, сухой кашель, слезотечение, покраснение кожных покровов, сердцебиение, сонливость, потеря сознания.
Первая помощь. Вынести на свежий воздух, холодное обливание головы, вдыхание нашатырного спирта, при потери сознания и нарушении сердечной деятельности провести искусственное дыхание и массаж сердца.
Укусы (змей, насекомых, бешенных животных). Признаки. Краснота, припухлость, отёк, резкая болезненность на месте укуса, упадок сердечной деятельности, одышка.
Первая помощь. Уложить пострадавшего с приподнятой конечностью, давать обильное питьё, срочно доставить в ближайшее лечебное учреждение
Транспортировка пострадавших.
Важнейшей задачей ПМП является организация скорейшей и правильной транспортировки (доставки) больного или пострадавшего - в лечебное учреждение. Транспортировка должна быть быстрой, безопасной, щадящей. Необходимо помнить, что причинение боли во время транспортировки способствует развитию осложнений: нарушению деятельности сердца, легких, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.
В городах и крупных населенных пунктах транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию СМП. В тех случаях, когда невозможно вызвать машину СМП или таковой нет, транспортировку осуществляют при помощи любых транспортных средств (грузовая машина, конная повозка, волокуша, вьючные конные носилки, нарты, водный транспорт и т. д.).
При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках.
Медицинские носилки обеспечивают наиболее спокойное положение пострадавшему, облегчает погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Переноску на носилках могут осуществить 2-4 человека.
Положение больного на носилках определяется характером повреждения или заболевания. Прежде чем уложить больного, следует при помощи подушки, одеяла, одежды и т.п. придать поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения.
Укладывание на носилки. Носилки устанавливают рядом с пострадавшим со стороны повреждения (при травме позвоночника с любой удобной стороны). 2-3 человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно подводят руки под пострадавшего и одновременно приподнимают его. В этот момент третий или четвертый человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, а поднимающие осторожно укладывают его на носилки, особенно щадя поврежденную часть тела. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего можно подвести со стороны головы или ног. При транспортировке в холодное время года больного необходимо тепло укрыть.
Переноска на носилках. При передвижении по ровной поверхности больных следует нести ногами вперед. Если больной находится в очень тяжелом состоянии (бессознательное состояние, большая кровопотеря и т. д.), то его надо нести вперед головой. Это необходимо для того, чтобы носильщик, идущий сзади, мог видеть лицо пострадавшего, заметить ухудшение состояния и, прекратив транспортировку, оказать помощь. Носильщики не должны идти в ногу; передвигаться следует неторопливо, короткими шагами, по возможности избегая неровных поверхностей. Более высокий носильщик должен нести ножной конец носилок
При подъеме в гору, по лестнице, больного надо нести головой вперед, а при спуске - головой назад. Больных с переломами костей нижних конечностей при подъеме лучше нести вперед ногами, а при спуске — ногами назад. Как во время спуска, так и во время подъема носилки должны все время быть в горизонтальном положении. Это легко достигается следующими простыми приемами. При подъеме идущий сзади поднимает носилки до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди.
Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания.
Положение пострадавшего при транспортировке. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы. Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему выздоровлению. Следовательно, правильная укладка пострадавшего на время транспортировки - наиболее важный момент ПМП.
Только на животе переносятся пострадавшие в бессознательном состоянии, при частой рвоте, в случаях ожогов спины или ягодиц, а также при подозрении на повреждение позвоночника, когда в наличии есть только мягкое основание (брезентовые носилки, одеяло).
Только на спине (с приподнятыми или согнутыми в коленях ногами) переносятся пострадавшие с ранениями и повреждениями брюшной полости, при подозрении на внутреннее кровотечение, при большой кровопотере, а также при переломах нижних конечностей.
В позе «лягушки» (жёсткое основание, положение пострадавшего лёжа на спине с согнутыми в коленях ногами, которые слегка разведены в стороны, под колени – импровизированный валик) переносятся пострадавшие при подозрении на перелом костей таза, при повреждениях бедренной кости или костей тазобедренного сустава, при подозрении на повреждение позвоночника.
Только сидя (или полусидя) переносятся пострадавшие с любыми повреждениями грудной клетки (проникающие ранения, переломы рёбер, грудины), при ранениях шеи, при затруднении дыхания (особенно после утопления), а также при переломах костей верхней конечности.
Заключительная часть занятия-5 минут.
Подведение итогов занятия.
Путем краткого опроса производится закрепление знаний полученного материала.
Пособия используемые на занятии:______________________________
Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию повторить пройденный материал
« ____ » _______________ 20 г.
Руководитель занятия _______________________ _____________________
(Ф.И.О.) (дата, подпись)