Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РФ
ФГБОУ ВО Тверской государственный технический университет
Кафедра “Программное обеспечение”
Курсовая работа
Дисциплина: Среды разработки программных средств.
Тема: Построение системы управления базами данных
«Гостиница» на основе MSAccess.
Выполнил: студент группы
«Б.ПИН.РИС-21.06»
Судариков Павел Алексеевич
Проверил: Мальков Александр Анатольевич
Тверь, 2022 г.
Оглавление
Введение 4
Построение схемы данных 6
Создание таблиц 7
Формы 9
Способы создания: 9
Конструктор форм 10
Мастер форм 10
Запросы 14
Типы запросов 15
Пример программы для обработки запроса «Поиск по номеру заселения» 17
Отчеты 21
Создание отчета с помощью мастера отчетов 21
Создание отчета с помощью средства "Отчет" 22
Создание отчета с помощью средства "Пустой отчет" 22
Разделы отчета 23
Кнопочные формы 28
Заключение 32
Введение
База данных представляет собой совокупность взаимосвязанных, структурированных, совместно используемых фактов о некоторых объектах предметной области. Базы данных стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они являются средством для рационального и эффективного хранения информации. Они обеспечивают надежную защиту информации от потери или порчи, экономно используют ресурсы и снабжены механизмами поиска информации, удовлетворяющими к разумным требованиям производительности.
Базы данных стали основой информационных систем и в корне изменили методы работы многих организаций. С момента своего появления технология баз данных стала увлекательной областью деятельности, а также катализатором многих значительных достижений в области.
Теория реляционных баз данных была разработана в начале 70-х годов на основе математической теории отношений. В реляционной базе данных все данные хранятся в виде таблиц , при этом все операции над базой данных сводятся к манипулированию таблицами .
Таблица представляет собой набор строк , каждая из которых разбита на ячейки и имеет уникальное имя в базе данных. База данных содержит множество таблиц, связь между которыми устанавливается с помощью совпадающих полей – ключей.
Проектирование баз данных является одним из самых важных элементов создания базы данных и состоит из трех стадий: концептуальной, логической и физической. Первая стадия предусматривает создание концептуальной модели данных, не зависящей от каких-либо характеристик.
Во второй стадии, назначение которой состоит в создании логической модели данных, концептуальная модель подвергается доработке посредством удаления элементов, которые не могут быть реализованы в реляционных системах. В третьей стадии логическая модель преобразуется в физический проект, предназначенной для реализации в конкретной целевой СУБД. При этом анализируются структуры хранения данных и методы доступа, необходимые для эффективной работы с базой данных, размещенной на внешних запоминающих устройствах.
Данные – это статистические значения, хранящиеся в таблицах, в то время как информация – это сведения, которые запрашиваются пользователем и предоставляются в наиболее удобном ему виде.
Сфера гостиничного бизнеса требует автоматизации ввиду огромного количества информации, необходимой для хранения, переработки и анализа. В основном это касается учета клиентов и их заселений, а также расчёта стоимостей номеров. Количество заседаний в гостинице - ключевой показатель работы гостиницы, поэтому автоматизация данного сегмента является важной задачей, подлежащей автоматизации.
Целью данной курсовой работы является автоматизация контроля клиентов и их заселений.
Задачи проектирования базы данных:
-
Изучение задания и составление основной концепции и схем данных. -
Нормализовать данные таким образом, чтобы структура базы данных соответствовала третьей нормальной форме. -
Создание таблиц, запросов, форм, отчетов, и их реалицация. -
Реализовать 4 запроса разных видов с помощью VBA. -
Предоставить пользователю возможность вводить, изменять и сохранять данные с помощью форм на VBA. -
Реализовать два разных отчёта в MS Access, Word и Excel с помощью VBA. -
Разработать удобный интерфейс для работы с базой данных при помощи двухуровневой кнопочной формы.
Построение схемы данных
При проектировании РБД необходимо решить вопрос о наиболее эффективной структуре данных.
Основные цели проектирования:
1.Обеспечить быстрый доступ к данным таблицы.
2.Исключить ненужное повторение данных, которое является причиной ошибок при вводе и нерационального использования дискового пространства вашего компьютера.
3.Обеспечить целостность данных таким образом, чтобы при изменении одних объектов автоматически происходило соответствующее изменение связанных с ним объектов.
Процесс уменьшения избыточности информации в базе данных называется нормализацией. В теории нормализации базы данных разработаны достаточно формализованные подходы к разбиению данных, обладающих сложной структурой на несколько таблиц.
Теория нормализации структуры оперирует пятью нормальными формами таблиц. Каждая следующая нормальная форма должна удовлетворять требованиям предыдущей формы и некоторым дополнительным условиям. Ограничимся рассмотрением первых трех нормальных форм, поскольку при практическом проектировании баз данных четвертая и пятая формы используются в редких случаях.
Требования к первой нормальной форме:
1. Таблица не должна иметь повторяющихся групп полей.
2. В таблице должны отсутствовать повторяющиеся записи.
Требования ко второй нормальной форме:
1. Таблица должна удовлетворять условиям первой нормальной формы.
2. Любое не ключевое поле однозначно идентифицируется полным набором ключевых полей, входящих в составной ключ.
Требования к третьей нормальной форме:
1. Таблица удовлетворяет условиям второй нормальной формы.
2. Ни одно из не ключевых полей таблицы не идентифицируется с помощью другого не ключевого поля.
Основная цель: контроль успеваемости студентов, а именно по учету и просмотру результатов зачетной недели и сессии.
Деканату вуза требуется компьютеризировать систему печати ведомостей для экзаменов и зачетов. Следует вести перечни групп, списки студентов по группам, перечни предметов по группам. Требуется также хранить и распечатывать анкетные данные о студентах.
Нормализируем следующую таблицу 1, чтобы она соответствовала принципу нормализации таблиц:
Таблица 1 — Основные данные для БД «Гостиница».
Название |
Адрес |
Телефон |
Ф.И.О. проживающею |
Адрес |
Организация |
Пол |
Дата прибытия |
На сколько |
Тип номера |
Телефон дежурной |
После чего получились 4 таблицы, построенных на третьей нормальной форме.
Рисунок 1 — Таблицы БД «Гостиница».
Создание таблиц
Таблица представляет собой набор строк, каждая из которых разбита на ячейки и имеет уникальное имя в базе данных. База данных содержит множество таблиц, связь между которыми устанавливается с помощью совпадающих полей – ключей.
Методы создания таблиц:
1.Режим Конструктор.
Задаются поля, тип данных для каждого из них и размеры для текстовых и числовых полей, установите ключевое поле и сохраните таблицу.
2.Режим Таблицы.
Можно сразу вводить данные. Access автоматически назначит тип поля по виду информации, которую вы вводите, и установит размеры текстовых и числовых полей. После закрытия и сохранения таблицы Access предложит вам либо установить ключевое поле самостоятельно, либо принять уже заданное в Access.
3.Мастер таблиц.
Выбираются поля из предложенных образцов таблиц. Тип данных и другие свойства полей уже определены.
Тип данных предлагаемых MSAccess:
-
текстовый (для хранения данных в виде текста или комбинации текста и цифр); -
поле MEMO (для хранения данных в виде текста или комбинации текста и цифр); -
числовой (для ввода чисел); -
д (ввод чисел в денежном формате); -
дата/время(ввод даты); -
счётчик (автоматически нумерует записи);
-
логический (может содержаться только одно из двух значений); -
гиперссылки (для хранения гиперссылок); -
поле объекта OLE (документы, подготовленные в Word, Excel); -
мастер подстановок (мастер создающий поле, связанное с полем).
Рисунок 2 — Таблица «Клиенты» при создании в режиме конструктора.
После создания всех таблиц, их нужно соединить с помощью связей. В MS access если следующие виды связей:
-
Связи "один ко многим"; -
Связи "многие ко многим"; -
Связи "один к одному".
Cхема данных БД «Гостиница» представлена на рисунке 3:
Рисунок 3 — Схема связей БД «Гостиница»
Формы
Форма в Access — это объект базы данных, который можно использовать для создания пользовательского интерфейса для приложения базы данных. "Связанная" форма напрямую связана с источником данных, например, таблицей или запросом, и может использоваться для ввода, редактирования или отображения данных из этого источника.
Способы создания:
1. Мастер форм – представляет расширенные возможности по настройке формы.
2. Быстрые мастера – создают формы одного из трёх стандартных видов, включая в форму все поля выбранной таблицы или запроса.
3. Конструктор – позволяет «вручную» доработать форму до желаемого результата.
4. Мастера для создания специализированных форм (диаграмма, сводная таблица).
Конструктор форм
Создание формы с помощью мастера редко даёт удовлетворительный результат. Доработка формы происходит в режиме конструктора. Основные используемые инструменты:
-
панель элементов – позволяет ввести в форму любой элемент. -
список полей – позволяет внести в макет формы поле связанной таблицы. -
свойства – настройка всех элементов формы.
Мастер форм
Мастер форм представляет расширенные возможности по настройке формы по сравнению с быстрыми мастерами:
-
В форму могут быть включены данные нескольких таблиц или запросов (выбранные таблицы должны быть связаны). -
Можно выбрать поля из списка доступных полей и задать будет ли поле отображено в форме. -
Установить режим вывода информации (таблица, лента, столбец или выровненный). -
Выбрать стиль оформления.
Форма «Заселения» в режиме конструктора представлена на рисунке 4:
Рисунок 4 — форма Заселения в режиме конструктора БД «Гостиница».
Форма «Клиенты» в режиме конструктора представлена на рисунке 5:
Рисунок 5 — форма Клиенты «Гостиница».
Для каждой формы я установил следующие свойства:
-
Убрал полосы прокрутки, область выделения, кнопки перехода по записям, кнопки развертывания, свертывания и закрытия окна. -
Установил параметр границы: тонкая. -
Добавил заголовок с примечанием. В заголовке отобразил название соответствующей таблицы.
-
Так же для каждой формы добавлены кнопки: «Добавить и сохранить» для добавления новых записей; кнопка «Изменить и удалить» для редактирования и удаления записей; в примечании кнопки «Первая, последняя запись, назад, дальше» для удобства перехода по записям; и кнопка «Закрыть» для закрытия формы. -
Каждую кнопку реализовывает соответствующие программы написанные на VBA. -
Соединение с базой данных устанавливается на этапе загрузки формы
Private Sub Form_Load()
cn.ConnectionString = "Provider=Microsoft.ACE.OLEDB.16.0;Data Source=C:\Users\Admin\Desktop\Курсовая\Гостиница.accdb;Mode=Share Deny None;"
cn.Open
rs.CursorLocation = adUseClient
On Error GoTo ErrorHandler