Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одной из характеристик состава группы является криминальный опыт ее членов, о котором свидетельствует наличие судимости, фактическое отбывание наказания: группы, состоящие из лиц, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности; смешанные группы, в которых участвуют судимые и несудимые лица; группы, состоящие преимущественно или полностью из ранее судимых.
По криминальной специализации группы различаются по видам совершаемых преступлений.
По устойчивости преступной деятельности группы разделяются: на случайные, которые образуются при случайной встрече (на вокзале, рынке) из незнакомых или знакомых лиц, как правило, ранее судимых; устойчивые, которые систематически совершающие преступления; устойчивые, систематически не занимающиеся преступной деятельностью, однако периодически объединяющиеся для совершения одного или несколько преступлений (хищения, браконьерства, незаконной предпринимательской деятельности) в короткий промежуток времени, после чего долго не возобновляют противоправную деятельность.
В качестве основных индивидуальных особенностей состава преступной группы необходимо учитывать мотивацию вхождения в группу каждого из ее членов, особенности их личности: внутригрупповой статус, принадлежность к определенной неформальной касте в преступной среде, наличие и характер связей в ней, личностный стиль действий при совершении преступлений, а также отношения с другими членами группы, криминальные способности.
Делинквентное поведение несовершеннолетних1.
Понятие «делинквентное поведение» с 50-60-х гг. XX в. в зарубежной литературе прочно вошло в научный язык криминологов, психологов, социологов, медиков при изучении подростков, склонных к совершению правонарушений. Отечественные исследователи в 70-90-е гг. XX в. выделяют делинквентное поведение как разновидность девиантного поведения.
В современной отечественной психологии к делинквентным формам поведения относят школьные прогулы, мелкое хулиганство, приобщение к асоциальной группе и т. д.
В психолого-педагогических исследованиях называют три признака, составляющих содержание понятия «дети (подростки) с делинквентным поведением»:
1) дети и подростки с отклонением от нормы поведения (делинквентность, девиантность);
2) поведение нелегко исправляется, корригируется, в этой связи используются различные термины: «трудные дети» и «педагогически запущенные подростки»;
3) дети и подростки, нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и коллектива.
Делинквентное поведение несовершеннолетних всегда содержит в себе безнравственное и аморальное поведение, часто агрессию. В меньшей степени такое поведение отражается в аномалиях сексуального поведения и неэстетическом поведении.
2. Судебно-следственная психология
Судебная психология - раздел юридической психологии, направленный на изучение психологических особенностей судебной деятельности1.
Предметом судебной психологии выступают психологические факторы, закономерности и механизмы, влияющих на реализацию судебной деятельности, а также разработка научно обоснованных рекомендаций по повышению ее эффективности.
Психологические особенности личности судьи2. Одной из главных характеристик личности судьи является его профессиональная направленность, которая проявляется: а) в осознании профессионального долга; б) уровне правосознания; в) уровне профессионального мастерства; г) способности к творческому подходу в реализации своих профессиональных функций и обязанностей; д) нетерпимом отношении к нарушению требований закона; е) стремлении и способности принимать самостоятельные решения, основанные на объективных фактах.
Ведущими личностными качествами судьи, от которых зависит полнота и объективность рассмотрения дела, являются честность, справедливость, принципиальность и объективность как способность беспристрастно относиться к обстоятельствам и фигурантам судебного дела. Также от судьи требуется проявление таких важных общечеловеческих качеств, как терпение, скромность, рассудительность, уважение к закону, знание жизни, эрудиция, высокий уровень культуры, человечность.
Психологические особенности личности прокурора3. В судебном разбирательстве прокурор участвует в качестве государственного обвинителя, поддерживает государственное обвинение, защищает интересы государства и общества.
Деятельность прокурора требует наличия профессионально значимых качеств, главными из которых являются профессиональное мышление и речь. Профессиональное мышление прокурора характеризуется следующими качествами: глубина, скорость, самостоятельность, критичность, гибкость, целеустремленность. Для прокурора важно умение мыслить логически, делать обоснованные выводы из проанализированного материала, четко формулировать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме, а также умение слушать и слышать собеседника.
Со стороны коммуникативных способностей прокурор должен как отлично владеть монологической речью, так и быть мастером диалога. Также прокурору необходимо быть хорошим оратором, чувствовать аудиторию, уметь поддерживать с ней постоянную обратную связь. Кроме этого, от прокурора требуется поддержание высокой культуры речи.
Психологические особенности личности защитника1. Говоря о личности защитника, адвоката, необходимо отметить следующие психологические характеристики, являющиеся профессионально значимыми для осуществления адвокатом своих профессиональных обязанностей: объективность и беспристрастность, независимое отношение к рассматриваемым делам; высокие мыслительные качества и коммуникативные способности, умение четко и аргументированно отстаивать свое мнение, опираясь на факты, аналитический склад ума, вдумчивость и скрупулезность, которые помогут досконально разобраться в большом количестве нюансов уголовного дела; хорошее знание психологии, способность найти общий язык с подзащитными, вызывать у них доверие, а также умение разбираться в людях, понимать мотивы их поступков.
Профессия адвоката может накладывать и негативный характер на личность, что проявляется следующими профессионально-личностными деформациями: эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии, безразличие по причине того, что адвокаты регулярно становятся свидетелями личных драм своих подзащитных и постепенно утрачивают способность к сопереживанию и эмоциональному вовлечению; правовой нигилизм вследствие «игр» с законом, регулярных попыток найти «лазейку» в законе; снижение уровня культуры общения по причине регулярного общения с лицами, зараженными криминальной субкультурой; формализм в подходе к решению профессиональных задач по причине жесткой правовой регламентации деятельности юристов; подозрительность и недоверие, которые развиваются в результате регулярного общения с подзащитными, которые нечестным образом стремятся решить свои юридически-правовые проблемы; завышенная самооценка, самоуверенность, изворотливость .
Психологические особенности личности подсудимого1. Подсудимый - это один из центральных участников судебного процесса, это человек, которого судят.
Поведение подсудимого в суде обусловлено совокупностью факторов, среди которых на первый план выступают: индивидуально-психологические особенности личности подсудимого (особенности когнитивной сферы, темперамента, характера, направленности личности и т. д.); субъективное, оценочное отношение подсудимого к предъявленному обвинению; оценка подсудимым собственных действий с точки зрения их соответствия нормам права, морали и т. п.; жизненный опыт подсудимого, включая наличие прошлых судимостей и т.д.
Поведение и позиция подсудимого в значительной мере обусловлены его заинтересованностью в исходе судебного разбирательства. В связи с этим, его позиция может быть нестабильной, изменчивой в зависимости от того, как складываются обстоятельства и насколько выгодны или невыгодны эти обстоятельства. Здесь возможны следующие варианты: 1) отказ от дачи показаний; 2) изменение показаний, которые подсудимый давал на этапе следствия; 3) отрицание вины; 4) признание вины и раскаяние.
Участникам судебного процесса необходимо учитывать, что зачастую подсудимый находится в нестабильном, отрицательно окрашенном эмоциональном состоянии. На первый план здесь выступают следующие состояния: фрустрация, когда сложившаяся ситуация воспринимается подсудимым как непреодолимое препятствие; страх в связи с угрозой неотвратимости реального наказания, утратой ранее достигнутого социального статуса, грядущим расставанием с близкими и т. п.; стресс, возникающий в ответ на избыточно сильные воздействия - жесткость позиции обвинителя, негативные эмоции со стороны других участников судебного процесса и т. д.
Психологические особенности личности потерпевшего1. Психологические особенности личности потерпевшего рассматриваются в рамках виктимологии, которая понимается как учение о жертве (преступлений, несчастных случаев и т. д.).
Потерпевшие могут демонстрировать одну из следующих форм поведения:
1) ведут себя агрессивно, конфликтно, сами своим поведение провоцируют ответную агрессию;
2) ведут себя пассивно, уступают насилию, не оказывают сопротивления там, где это нужно;
3) проявляют наивность, легковерность, непонимание уловок преступников или элементарную неосмотрительность.
Психологические особенности личности свидетеля1. Свидетель в уголовном процессе - это лицо, располагающее информацией о преступлении и его участниках. Психологические особенности личности свидетеля определяются следующими аспектами: возрастно-половыми, физиологическими и психофизиологическими характеристиками; эмоциональным состоянием на момент события (преступления); личностными характеристиками (социальным статусом и профессиональной принадлежностью, особенностями ценностно-смысловой сферы и направленности и т. д.); долей оценочной (субъективной) информации, которой владеет свидетель и которая нуждается в проверке и анализе; степенью внушаемости, а также самовнушаемости; процессуальным положением на предварительном следствии (изменялся ли статус, например, из подозреваемого в свидетели и т. п.); психологической ролью в рассматриваемом событии (преступлении); особенностями взаимоотношений, сложившихся с лицами, проводящими расследование.
Психологические особенности производства судебного следствия2. Одной из основных особенностей производства судебного следствия является его стадийность. Судебная деятельность является не хаотичной, а, как и любая другая деятельность человека, четко структурированной и последовательной. Последовательность эта определяется и регламентируется процессуальным законом и призвана обеспечить максимально целесообразные условия изучения фактов, обстоятельств и доказательств по делу и способствовать установлению истины.
Психологические стадии (этапы) деятельности суда.
1. Изучение, познание материалов, собранных на этапе предварительного расследования дела.
2. Познание обстоятельств дела как непосредственное восприятие судом всех имеющихся сведений и доказательств.
3. Заслушивание и обсуждение вербальных сообщений о результатах познавательной работы, осуществленной участниками судебной деятельности (обвинителем, защитниками и т. д.) - «судебные прения».
4. Реализация судом своей основной конструктивной деятельности в форме вынесения приговора, решения по делу.
5. Осуществление действий, связанных с принятым конструктивным решением (исполнение приговора).
Последовательность реализации стадий позволяет максимально сконцентрировать внимание и активность суда на выполнении стоящих перед ним задач и реализовать функции, определяемые структурой судебной деятельности (познавательной, конструктивной, воспитательной и т. д.) .
Психологические особенности суда с участием присяжных заседателей1.
В России используется алгоритм отбора присяжных, аналогичный английскому. Он проводится в два этапа. На первом этапе отбор производится случайным образом по спискам избирателей. На втором этапе процедура делится на две части: мотивированный отбор и безмотивный отвод.
Основная задача мотивированного отбора присяжных - по итогам беседы отсеять кандидатов, объективность и беспристрастность которых может быть поставлена под сомнение по объективным показателям. Среди таких показателей могут быть отмечены следующие:
1) кандидаты в присяжные, которые могут быть знакомы с кем-либо из подсудимых;
2) кандидаты, которые сами имеют судимости или близких родственников, судимых за преступления, аналогичные рассматриваемому;
3) кандидаты, являющиеся близкими родственниками сотрудников правоохранительных органов;
4) кандидаты, которые в беседе выявляют пристрастность к личности подсудимого и т. д.