Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Безмотивный отвод может осуществить по собственной инициативе каждая из сторон судебного заседания. Эти стороны имеют право отвести не более двух человек из числа оставшихся. В их распоряжении имеется список кандидатов, в котором перечислены их имена, пол, возраст, место жительства и профессия. Стороны различают и рассматривают кандидатов по следующим основаниям:
1) отношение кандидата к подсудимому;
2) половозрастные характеристики и фактор поколения, к которому принадлежит кандидат;
3) наличие у кандидата национальных и расовых стереотипов;
4) религиозные особенности кандидата;
5) социально-экономический статус кандидата (в США были проведены исследования, которые показали, что чем больше различия социально-экономического положения между присяжными и подсудимыми, тем выше вероятность обвинения);
6) характер рассматриваемого дела.
Если по итогам отбора одна из сторон все-таки решит, что присяжные недостаточно объективны и беспристрастны, то такая группа (коллегия) присяжных при согласии судьи должна быть распущена.
Следующее, на что необходимо обращать внимание, - это то, что психологические особенности, состояние присяжных не стабильно во времени. В ходе судебного заседания отношение присяжных к происходящему в зале суда претерпевает ряд изменений.
Кроме этого, на решения присяжных влияет причина совершения преступления, которую они усматривают в деле. В целом, присяжные могут приписывать преступлению три причины:
1) особенности личности обвиняемого. Например, поставить вопрос о снисхождении к личности подсудимого;
2) особенности личности жертвы. Например, если жертва активно провоцировала подсудимого на совершение в отношении себя насильственных действий, то присяжные могут снисходительно относиться к личности подсудимого;
3) ситуация события. Например, ставится вопрос о том, насколько неблагоприятны были для подсудимого события, в результате которых он пошел на преступление.
Также рассматриваемое изменение психологии присяжных может быть обусловлено другими факторами, среди которых на первый план выступают:
1) личностные особенности прокурора и адвоката (например, насколько они вызывают доверие, симпатию, их профессиональные качества и т. п.);
2) особенности межличностных отношений сторон судебного заседания с присяжными (например, открытость, бесконфликтность, особенности невербальных контактов и т. п.);
3) как стороны судебного процесса доводят и обосновывают свои доказательства (например, наглядность предъявления доказательств, эмоциональность их «подачи», точность и подробность их разъяснения, порядок аргументации, повторение ключевых моментов и т. п.).
На первый план выступает принцип тайны совещания присяжных, который подразумевает, что никто не может влиять на процесс обсуждения и вынесения решения1. Выносимый коллегией присяжных заседателей вердикт состоит из ответов на три основных вопроса:
1) доказано ли событие преступления (или деяния);
2) доказано ли совершение преступления подсудимым;
3) виновен ли подсудимый в совершении преступления.
С психологической точки зрения, чрезвычайно важен отбор лиц, которые способны выступать в качестве присяжных заседателей.
Психология рассмотрения и анализа уголовного дела. Психология рассмотрения и анализа уголовного дела в суде ставит в центр своего изучения следующие основные вопросы:
1) закономерности, связанные с психической деятельностью лиц, участвующих в рассмотрении дела;
2) воспитательное воздействие судебного процесса, вынесения и оглашения приговора на подсудимого и других лиц, участвующих в судебном процессе;
3) роль общественного мнения как фактора, оказывающего влияние на судебный процесс, и пр.
С этим разделом судебной психологии тесно связаны следующие науки: уголовное право, уголовный процесс, социальная психология, судебная этика.
Прикладной аспект психологического анализа судебного процесса состоит в том, что он позволяет разработать рекомендации, направленные на повышение:
1) эффективности правосудия;
2) общей культуры судебного процесса;
3) воспитательного потенциала судебного процесса.
3. Оперативно-розыскная (оперативная) психология
С точки зрения профессора Г. К. Синилова, «оперативно-розыскная психология - это наука, изучающая психические явления и процессы, происходящие в условиях исполнения оперативно-розыскной функции защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, исследующая их механизмы и закономерности... Интегративный и дифференционный характер предмета ОРП обусловлен системой знаний, находящихся на стыке правовых (юридических) и психологических наук, а точнее, на стыке теории ОРД и юридической психологии. Таким образом, рассматриваемая нами теория иначе как ОРП именоваться не может»
1. В связи с этим он считает, что согласиться с таким наименованием, как «психология оперативно-розыскной деятельности»2, нельзя. Однако именно практически так названо учебное пособие профессора Ю. В. Чуфаровского3. В свою очередь, в работе преподавателей Санкт-Петербургского университета МВД России (под общей редакцией профессора Ю. Е. Аврутина) сформулировано определение ОРП как отрасли юридической психологии, изучающей закономерности ОРД, механизмы развития и проявления психических явлений, характеризующих с точки зрения борьбы с преступностью специфические особенности субъектов и объектов ОРД, и основанные на знании этих закономерностей и явлений приемы и методы совершенствования ОРД4. С указанной позицией согласен профессор О. Г. Ковалёв, отмечающий, что «в настоящее время получила развитие такая частная теория юридической психологии, как оперативно-розыскная психология, призванная объяснять психологическое содержание, закономерности и особенности ОРД. Наиболее удачным с позиций ФЗ об ОРД, теории и методологии, а также этимологии понятий является понятие “оперативно-розыскная психология”»1 .
ОРП - самостоятельная наука, возникшая на стыке юридической психологии и ОРД. Аргументами, отличающими ОРП как науку от частной теории юридической психологии, выступают следующие обстоятельства.
1. Частная теория юридической психологии является подсистемой юридической психологии, следовательно, ее предмет - элемент предмета общей теории, т. е. предмета юридической психологии. В свою очередь, юридическая психология является отраслью науки психологии, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в области отношений, регулируемых правом. Вместе с тем представляется, что в связи со значительным количеством коммуникативных связей, возникающих при осуществлении ОРД, а также в связи с тем, что правовое регулирование ОРД охватывает лишь незначительную часть указанных связей, предмет ОРП значительно выходит за рамки правоотношений.
2. Рассматривая субъектов ОРП, мы приходим к выводу, что они должны обладать как базовыми психологическими знаниями, так и познаниями в области ОРД, в том числе составляющими государственную тайну. Очевидно, что этим они значительно отличаются от ученых, разрабатывающих вопросы юридической психологии.
3. Одним из признаков науки является наличие своего языка, аппаратуры, метода. Следует заметить, что ряд специфических терминов ОРД (в том числе закрытого характера) будет непонятен ученым-психологам. Вместе с тем подобные термины необходимы для прикладных исследований в области ОРП.
Сделав вывод о существовании в настоящее время науки ОРП, следует сказать о необходимости ее использования в деятельности оперативных подразделений УИС. В результате проведенного нами выборочного опроса 80 оперативных работников УИС было установлено, что 99,2 % респондентов считают, что знания в области ОРП способствуют повышению эффективности ОРД; 60,9 % уверены, что владеют психологическими методиками, способствующими решению частных задач ОРД, однако в качестве источников таких методик называют: собственный практический опыт (94,3 %), опыт наставников и коллег (81,7 %), специальную методическую литературу (18,4 %), литературу по психологии, приобретенную в розничной торговой сети (3,2 %). Исходя из полученных результатов, мы считаем очевидным, что ОРП нужна, важна, однако применяется в настоящее время в основном на эмпирическом уровне, что снижает и ее эффективность, и возможность широкого распространения специальных знаний и методик.
Необходимо выделить еще один, актуальный и перспективный, по нашему мнению, аспект использования ОРП. Речь идет об организации противодействия распространению идей экстремизма в условиях мест лишения свободы. Мы считаем, что привлечение новых сторонников экстремистской (как показывает практика, в первую очередь радикальной религиозной) идеологии возможно лишь в том случае, когда существует благоприятная психологическая среда. Выделить ее признаки, определить их наличие в учреждении УИС и, самое главное, обеспечить их нейтрализацию силами и средствами оперативных подразделений - такова, по нашему мнению, еще одна, ранее не указанная в научной литературе перспективная задача ОРП.
4. Пенитенциарная психология
Пенитенциарная психология (от лат. «poenitentiarius» - покаянный, исправляемый) - самостоятельный раздел юридической психологии, изучающий особенности функционирования психики людей в условиях исполнения наказания1.
Объектом изучения пенитенциарной психологии являются компоненты психики человека или групп людей, подвергнутых мерам уголовного наказания, а также лиц, осуществляющих исполнение уголовного наказания.
Предмет пенитенциарной психологии включает: личность осужденного, ее динамику в различных условиях отбывания наказания и в процессе ресоциализации; общности и группы осужденных, их социально-психологические характеристики; личность и коллективы сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания, их деятельность по организации процесса исправления и ресоциализации осужденных; психологическую обоснованность главных средств исправления и ресоциализации осужденных.
Цель пенитенциарной психологии - описать закономерности функционирования психики осужденных и сотрудников в условиях исправительных учреждений2.
Задачи пенитенциарной психологии:
- исследование индивидуальных психологических особенностей личности осужденного;
- исследование с психологических позиций процесса исправления;
- использование данных о психических состояниях осужденных в практике их исправления;
- разработка психологических типологии (классификаций) различных категорий и групп осужденных с целью дифференциации и индивидуализации мер исправительного воздействия;
- изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью;
- исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения;
- научный анализ и критическое использование передовых взглядов зарубежной пенитенциарной психологии;
- изучение психологических проблем управления системой институтов (учреждений), исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, с целью совершенствования их деятельности;
- разработка и внедрение в деятельность исправительных учреждений психотехнических средств осуществления психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции с различными категориями осужденных и сотрудников в индивидуальной и групповой формах;
- на основе взаимодействия с уголовно-исполнительным правом разработка рекомендаций по ресоциализации осужденных;
- разработка психологических предпосылок закрепления результатов исправления осужденных1.
Практические задачи пенитенциарной психологии связаны с решением проблем: непрекращающийся рост уровня рецидивной преступности; стабильный уровень рецидива, не снижающийся под воздействием карательных мер; длительное (более 5-7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека, а исправительное учреждение оказывается не местом исправления, а школой криминальной профессионализации; регламентация жизни осужденных, ограничения, формируют специфическую субкультуру и тюремную самоорганизацию; лишение свободы связано с длительной изоляцией в однополом коллективе, что порождает различные сексуальные отклонения.
Функции пенитенциарной психологии: методолого-теоретическая, аналитическая, прогностическая и практическая.