Файл: Проект по опытноэкспериментальной деятельности для дошкольников 45 лет Лаборатория профессора Всезнайки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Садовский детский сад


Проект по опытно-экспериментальной деятельности

для дошкольников 4–5 лет

«Лаборатория профессора Всезнайки»




«Самое лучшее открытие

- то, которое ребенок делает сам».

(Ральф У. Эмерсон)

Воспитатели:

Ищенко Ольга Ивановна

Воронко Вера Владимировна

Антонова Мария Александровна

Пояснительная записка

Актуальность: Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики и рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в данную 
деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагает возможные решения;

• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

• делает выводы в соответствии с результатом проверки;

• применяет выводы к новым данным;

• делает обобщения.

Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов ближайшего окружения разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. Петр Капица говорил, что «наука должна быть веселая, увлекательная и простая». Чем интересней и увлекательней будет оформлен опыт, тем больше он вызовет эмоций у детей, а, значит, останется в памяти.
Цель проекта:

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления, стремления к самостоятельному мышлению и познанию окружающего мира.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

7. Развивать умственные способности детей.

8. Активизировать речь и обогащать словарь детей

9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в 

деятельности и поведении, умение беречь свое здоровье.

Формы работы:

• занятия;

• наблюдения;

• проведение опытов;

• игры - эксперименты;

• совместная и самостоятельная деятельность.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

- У детей сформируется представления о взаимосвязи природы и человека, о свойствах предметов, о явлениях в окружающей природе.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, инициативность.

Для педагога.

- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.

• выделить проблему, которую необходимо разрешить;

• предложить возможные решения;

• проверить эти возможные решения;

• сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

• применить выводы к новым данным;

• сделать обобщение.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

• Закон РФ «Об образовании»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

• Устав ДОУ

• Программа развития ДОУ

• Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

Принципы составления опыта:

1. Принцип научности;

2. Принцип целостности;

3. Принцип систематичности и последовательности;

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

5. Принцип доступности;

6. Принцип активного обучения;

7. Принцип креативности;

8. Принцип результативности.

Организация опытно-экспериментальной деятельности воспитанников

Освоение материала  ««Лаборатория профессора Всезнайки»» рассчитано на средний возраст (4-5 лет).

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников организуется 3-4 раз в месяц до 20 минут в уголке экспериментирования в группе, либо вне групповой комнаты (ситуативные наблюдения и эксперименты).

Для начала усвоения программного
 материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Проект  рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых.
Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

• приборы – помощники (увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и др.).

• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

• природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, семена).

• бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пенопласт и др.).

• разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная).

• красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители).

• прочие материалы (зеркала, лопатки, воронка, воздушные шары, мука, соль, сахар, крахмал, сито, свечи).
Дополнительное оборудование:

• специальная одежда (халат, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• картотека экспериментов.

Перспективное планирование работы с детьми и родителями по теме: “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников” включает в себя:

• экспериментальная деятельность, организованная педагогом: познавательные занятия с опытами и экспериментами, демонстрационные опыты;

• виды деятельности для закрепления пройденного материала (игровой, продуктивный, самостоятельный);

• среднесрочный наблюдения-эксперименты;

• опыты и эксперименты на прогулке.

Работа осуществляется в разных видах детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители»

Месяц Формы работы и организация образовательного процесса


Создание уголка экспериментирования в группе.

Цель: расширение представление о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней, об оборудовании и объектах исследования, вовлечение детей в подготовку к опытно – экспериментальной деятельности: создание коллекции камней, шишек, коры, семян, ткани и. т. д.



Перспективное планирование с 01.02.21 г. - 28.05.21 г.

Месяц «______________» Тема недели «Лаборатория профессора Всезнайки»

Дата

Тема

Цель

Вывод

1.02.2021г.

Беседа «Кто такой Всезнайка?»

НОД «В гостях у профессора Всезнайки»

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство);

2. Познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, микроскоп, пробирки; о способе познания мира — эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории;

3. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.


Способствует формированию интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления о себе, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

2.02.2021г.

«Опыты со снегом и льдом». Поисково-исследовательская деятельность в средней группе


Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.

Образовательные задачи:

1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.

2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый)

3.Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связиснег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.



ВыводСнег тает в тепле и превращается в воду. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.



3.02.2021г.

Экспериментальная деятельность «Свойства воды. Вода принимает форму»


Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Словарная работа:ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом.


Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в учёных и проводят разнообразные исследования. А потом с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.

На этом мы не заканчиваем изучение воды. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует воду в жизни, своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну, а сегодня все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Сегодня вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Занятие окончено.

4.02.2021г.

Экспериментальная деятельность «Свойства воды. Вода принимает цвет»

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом.


5.02.2021г.

НОД «Приключение Пузырика».

Опытно-экспериментальная деятельность

Цель: обогащение представлений детей о свойствах мыльной воды,

путем экспериментирования

Задачи:

- развитие творческого воображения и мышления;

- формировать представления детей о свойствах мыла;

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие познавательных способностей.


8.02.2021г.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Почему мех у медведя не намокает»

Цель: выяснить, при каких условиях произойдет намокание меха, а при каких нет.

Вывод: не смазанный жиром кусочек меха намок и вода с него не убирается, а со смазанного жиром кусочка меха капельки воды легко стряхнулись и он остался сухим

9.02.2021г

НОД « Волшебница вода и ее свойства»

Программное содержание: продолжать знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Словарная работа:ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом.





10.02.2021г.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Как пьют растения»

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Вывод: Листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя, значит, вода движется по растениям

Но мы не остановились на этом и решили проверить, сможет ли лист окраситься сразу в два цвета и вот что получилось

11.02.2021г

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Тонет — плавает»





Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды (запах, отсутствие собственной формы, способность держать предметы)

2. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности.

3. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Вывод: металлические предметы тонут в воде. (слайд 3)

-Сейчас мы посмотрим, как поведут себя в воде пластмассовые и деревянные кубики. Мальчики возьмут пластмассовые, а девочки — деревянные кубики. Опустим их в воду. Что произошло? (они держатся на воде.)

-Значит, делаем вывод, что пластмасса и дерево в воде не тонут.

Вывод: Пластмасса и дерево в воде не тонут. 

12.02.2021г.

НОД с экспериментированию «Свойства дерева»



Познавательно-исследовательская деятельности на тему «Бумага»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами дерева.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов.
Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Программное содержание:

  • Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.

  • Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (может рваться, мокнет, сгибается, можно складывать).

  • Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.







19.02.2021г.

НОД с опытно-экспериментальной деятельности «Волшебство в молоке»





Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.

Задачи.

Развивающие:-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Образовательные:-познакомить со свойствами молока. Расширить знания о его составе и о пользе для человека. Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов.

Воспитательные:-воспитывать умение работать в коллективе, желание участвовать в опытно - экспериментальной деятельности.

Словарная работа: Ввести в словарь детей существительные - белок казеин. Глагол – сворачивание.

ВЫВОД: Это происходит, потому что в молоке содержаться жиры. С помощью пищевой краски можно увидеть, как моющее средство воздействует на жиры.

20.022021г.

Конспект комплексного занятия «Волшебство воздуха».


Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Расширять знания о воздухе.

Задачи:

Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воздуха.

Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, активизировать и обогащать словарь детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитывающая: воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с материалами, формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Увидели воздух:

- Когда его поймали в пакет.

- Когда запускали подводную лодку.

- Когда опустили перевернутый стаканчик в воду.

Почувствовали воздух:

- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Воздух переносит запах:

- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат.

Услышали воздух:

- С помощью бутылочек, баночек.

- С помощью шарика.


25.02.2021г.

познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы»





ЦЕЛЬ:

Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы.

ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов;

- сформировать представления о типах вулканов;

- формировать у детей умение делать умозаключения;

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность);

- знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в учёных и проводят разнообразные исследования. А потом с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.