Файл: Проект по опытноэкспериментальной деятельности для дошкольников 45 лет Лаборатория профессора Всезнайки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Садовский детский сад
Проект по опытно-экспериментальной деятельности
для дошкольников 4–5 лет
«Лаборатория профессора Всезнайки»
«Самое лучшее открытие
- то, которое ребенок делает сам».
(Ральф У. Эмерсон)
Воспитатели:
Ищенко Ольга Ивановна
Воронко Вера Владимировна
Антонова Мария Александровна
Пояснительная записка
Актуальность: Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики и рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в данную
деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагает возможные решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы в соответствии с результатом проверки;
• применяет выводы к новым данным;
• делает обобщения.
Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов ближайшего окружения разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. Петр Капица говорил, что «наука должна быть веселая, увлекательная и простая». Чем интересней и увлекательней будет оформлен опыт, тем больше он вызовет эмоций у детей, а, значит, останется в памяти.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления, стремления к самостоятельному мышлению и познанию окружающего мира.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
3. Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
7. Развивать умственные способности детей.
8. Активизировать речь и обогащать словарь детей
9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в
деятельности и поведении, умение беречь свое здоровье.
Формы работы:
• занятия;
• наблюдения;
• проведение опытов;
• игры - эксперименты;
• совместная и самостоятельная деятельность.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представления о взаимосвязи природы и человека, о свойствах предметов, о явлениях в окружающей природе.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, инициативность.
Для педагога.
- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
- Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.
• выделить проблему, которую необходимо разрешить;
• предложить возможные решения;
• проверить эти возможные решения;
• сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
• применить выводы к новым данным;
• сделать обобщение.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
• Закон РФ «Об образовании»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
• Устав ДОУ
• Программа развития ДОУ
• Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.
Принципы составления опыта:
1. Принцип научности;
2. Принцип целостности;
3. Принцип систематичности и последовательности;
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
5. Принцип доступности;
6. Принцип активного обучения;
7. Принцип креативности;
8. Принцип результативности.
Организация опытно-экспериментальной деятельности воспитанников
Освоение материала ««Лаборатория профессора Всезнайки»» рассчитано на средний возраст (4-5 лет).
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников организуется 3-4 раз в месяц до 20 минут в уголке экспериментирования в группе, либо вне групповой комнаты (ситуативные наблюдения и эксперименты).
Для начала усвоения программного
материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Проект рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
• приборы – помощники (увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и др.).
• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.
• природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, семена).
• бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пенопласт и др.).
• разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная).
• красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители).
• прочие материалы (зеркала, лопатки, воронка, воздушные шары, мука, соль, сахар, крахмал, сито, свечи).
Дополнительное оборудование:
• специальная одежда (халат, фартуки);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• картотека экспериментов.
Перспективное планирование работы с детьми и родителями по теме: “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников” включает в себя:
• экспериментальная деятельность, организованная педагогом: познавательные занятия с опытами и экспериментами, демонстрационные опыты;
• виды деятельности для закрепления пройденного материала (игровой, продуктивный, самостоятельный);
• среднесрочный наблюдения-эксперименты;
• опыты и эксперименты на прогулке.
Работа осуществляется в разных видах детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители»
Месяц Формы работы и организация образовательного процесса
Создание уголка экспериментирования в группе.
Цель: расширение представление о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней, об оборудовании и объектах исследования, вовлечение детей в подготовку к опытно – экспериментальной деятельности: создание коллекции камней, шишек, коры, семян, ткани и. т. д.
Перспективное планирование с 01.02.21 г. - 28.05.21 г.
Месяц «______________» Тема недели «Лаборатория профессора Всезнайки»
Дата | Тема | Цель | Вывод |
1.02.2021г. | Беседа «Кто такой Всезнайка?» НОД «В гостях у профессора Всезнайки» | Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: 1. Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство); 2. Познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, микроскоп, пробирки; о способе познания мира — эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; 3. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. | Способствует формированию интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления о себе, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. |
2.02.2021г. | «Опыты со снегом и льдом». Поисково-исследовательская деятельность в средней группе | Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Образовательные задачи: 1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях. 2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) 3.Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | Вывод: Снег тает в тепле и превращается в воду. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды. |
3.02.2021г. | Экспериментальная деятельность «Свойства воды. Вода принимает форму» | Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность. Словарная работа:ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом. | Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в учёных и проводят разнообразные исследования. А потом с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. На этом мы не заканчиваем изучение воды. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует воду в жизни, своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну, а сегодня все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Сегодня вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Занятие окончено. |
4.02.2021г. | Экспериментальная деятельность «Свойства воды. Вода принимает цвет» | Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность. Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом. | |
5.02.2021г. | НОД «Приключение Пузырика». Опытно-экспериментальная деятельность | Цель: обогащение представлений детей о свойствах мыльной воды, путем экспериментирования Задачи: - развитие творческого воображения и мышления; - формировать представления детей о свойствах мыла; - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательных способностей. | |
8.02.2021г. | Опытно-экспериментальная деятельность «Почему мех у медведя не намокает» | Цель: выяснить, при каких условиях произойдет намокание меха, а при каких нет. | Вывод: не смазанный жиром кусочек меха намок и вода с него не убирается, а со смазанного жиром кусочка меха капельки воды легко стряхнулись и он остался сухим |
9.02.2021г | НОД « Волшебница вода и ее свойства» | Программное содержание: продолжать знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность. Словарная работа:ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом. | |
10.02.2021г. | Опытно-экспериментальная деятельность «Как пьют растения» | Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению | Вывод: Листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя, значит, вода движется по растениям Но мы не остановились на этом и решили проверить, сможет ли лист окраситься сразу в два цвета и вот что получилось |
11.02.2021г | Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Тонет — плавает» | Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (запах, отсутствие собственной формы, способность держать предметы) 2. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности. 3. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде. | Вывод: металлические предметы тонут в воде. (слайд 3) -Сейчас мы посмотрим, как поведут себя в воде пластмассовые и деревянные кубики. Мальчики возьмут пластмассовые, а девочки — деревянные кубики. Опустим их в воду. Что произошло? (они держатся на воде.) -Значит, делаем вывод, что пластмасса и дерево в воде не тонут. Вывод: Пластмасса и дерево в воде не тонут. |
12.02.2021г. | НОД с экспериментированию «Свойства дерева»Познавательно-исследовательская деятельности на тему «Бумага» | Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами дерева. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов. Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах. Программное содержание:
| |
19.02.2021г. | НОД с опытно-экспериментальной деятельности «Волшебство в молоке» | Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности. Задачи. Развивающие:-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Образовательные:-познакомить со свойствами молока. Расширить знания о его составе и о пользе для человека. Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов. Воспитательные:-воспитывать умение работать в коллективе, желание участвовать в опытно - экспериментальной деятельности. Словарная работа: Ввести в словарь детей существительные - белок казеин. Глагол – сворачивание. | ВЫВОД: Это происходит, потому что в молоке содержаться жиры. С помощью пищевой краски можно увидеть, как моющее средство воздействует на жиры. |
20.022021г. | Конспект комплексного занятия «Волшебство воздуха». | Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Расширять знания о воздухе. Задачи: Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воздуха. Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, активизировать и обогащать словарь детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Воспитывающая: воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с материалами, формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение. | Увидели воздух: - Когда его поймали в пакет. - Когда запускали подводную лодку. - Когда опустили перевернутый стаканчик в воду. Почувствовали воздух: - С помощью шариков, вееров, дули на ладонь. Воздух переносит запах: - С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат. Услышали воздух: - С помощью бутылочек, баночек. - С помощью шарика. |
25.02.2021г. | познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» | ЦЕЛЬ: Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы. ЗАДАЧИ: - познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; - сформировать представления о типах вулканов; - формировать у детей умение делать умозаключения; - воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность); - знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы. | Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в учёных и проводят разнообразные исследования. А потом с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. |