Файл: Дезадаптационные расстройства. Психологическая помощь при дезадаптационных расстройствах.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Акцентуации характера
Отдельно стоит раскрыть особенности социальной дезадаптации с нарушениями характера, когда человеку мешают приспособиться к общественным нормам собственные акцентуации.
- Гипертимный / демонстративный тип личности.
Человеку нужно постоянно находиться в центре внимания. Если оно отсутствует и в каком-то коллективе его воспринимают не более чем серой мышкой, это может привести к дезадаптации.
- Дистимический /интровертивный.
Склонность к одинокому образу жизни. Таких людей дезадаптация в социуме совершенно не напрягает. Они даже рады своей изоляции.
- Аффективно-лабильный.
Постоянные перемены настроения делают такого человека невозможным в общении, так как он слишком резко и беспричинно меняется. Поэтому постепенно круг его друзей сходит на нет.
- Эмотивный / возбудимый /застревающий.
Слишком эмоциональный, чувствительный, легкоранимый, воспринимающий всё близко к сердцу. Такой человек способен отказаться от общения из-за одного косого взгляда, неосторожного слова, замечания по проделанной работе.
- Тревожный.
Не может принимать решения в сложных ситуациях. Любой кризис способен его социально дезадаптировать.
- Экзальтированный.
Яркие, эпатажные личности, как ни странно, оказываются чаще всего социально дезадаптированными, хотя сами об этом не подозревают и живут с этим всю жизнь. Они не могут втиснуть своё поведение в рамки норм, установленных обществом. И все из знакомства оказываются «на час». [4,200 с.]
Профилактика нарушений
Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.
Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.
Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью. [2, 203с.]
Профилактика должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере. Взрослым можно посоветовать с целью профилактики различные групповые тренинги, записаться на которые можно в любом крупном городе.
Социальная дезадаптация легко поддаётся коррекции с помощью профильного специалиста, родных и близких. Самые эффективные способы:
-
Создание благоприятной обстановки в семье, школе, на работе. -
Специальный курс консультаций у психолога. При необходимости — гипноз для выявления провоцирующего фактора. Работа над его устранением. -
Восстановление прежних социальных контактов. -
Новые знакомства. -
Поиск увлечений и хобби — это заставляет человека находить людей с общими интересами. -
Поиск постоянной официальной работы. -
Аутотренинги по борьбе с собственными комплексами, сомнениями, страхами. -
Тренинги по контролю и управлению собственными акцентуациями характера. -
Тренинги по развитию навыков коммуникативности. -
Психотехнические занятия для многостороннего развития личности.
Если причина является физиологической, при наличии психических отклонений человек направляется на приём к психиатру, где проходит курс терапии.
Профилактика социальной дезадаптации должна вестись в двух направлениях. Во-первых, через усвоение норм и правил поведения в обществе. В детском возрасте за это несут ответственность родители, воспитатели, педагоги, школьные психологи. Взрослые сами должны научиться усмирять собственные акцентуации. Во-вторых, необходимо постоянно следить за психическим здоровьем. Ведь если с ним начнутся проблемы, то полноценная жизнь в социуме может оказаться невозможной.
Работу с дезадаптированным клиентом следует начинать с установления доверительных отношений. Психолог помогает ему осознать суть и причины его проблем, найти возможности и пути их преодоления. Необходимо убедить человека в том, что он имеет достаточно внутренних сил для решения личностных проблем и обязательно найдет соответствующие способы. Клиент должен понять, каких навыков общения ему не хватает, осознать собственные ошибки в установлении связей с другими людьми.
На следующем этапе психолог с клиентом рассматривают план и способы преодоления тех трудностей, которые препятствуют его вхождению в общество. Не исключено, что будет предусмотрена работа специалиста с окружающими, негативно или позитивно влияющими на самочувствие и поведение дезадаптированного человека (члены семьи, друзья, члены учебного или трудового коллектива и т. д.).
По завершении каждого этапа намеченного плана проводится совместный анализ того, достигнут ли положительный результат конкретных действий психолога или клиента, какие ошибки допущены. Клиент обязательно должен убедиться, что без его собственных целенаправленных усилий желаемого результата он не сможет достичь. Психолог выступает в роли заинтересованного помощника и консультанта, вербально стимулирует дальнейшие шаги на пути к реадаптации личности.
Цель профилактических мер дезадаптации — предотвращение развития факторов, негативно влияющих на процессы вхождения человека в новую среду (школьную, профессиональную). В отдельных случаях требуется объединение усилий не только руководителей учреждения, но и семьи, психологов, педагогов, представителей органов охраны детства и правопорядка, членов социума, позитивно настроенных к его дезадаптированному члену. [11,73с.]
Программа профилактики дезадаптации членов коллектива должна включать в себя меры по созданию комфортных условий обитания, формирование положительного психологического климата, педагогическую работу с семьей и ее отдельными членами.
Формы работы — индивидуальные и коллективные, групповые. Это могут быть беседы, консультации, тренинги, целенаправленные досуговые мероприятия, формирование традиций. Их цель — воспитание определенных качеств личности, формирование таких черт характера, которые позволят индивидууму чувствовать себя равноправным в обществе в целом и в узкой социальной группе.
Большое значение следует придавать своевременному выявлению фактов недоброжелательных, пренебрежительных отношений среди членов коллектива, их негативного психоэмоционального состояния. Периодический психологический мониторинг группы и отдельных ее членов гарантирует возможности индивидуального роста, предупреждает внутренние и внешние конфликты, негативно влияющие на качество и производительность учебного или любого другого труда.
Развивающие упражнения по профилактике школьной дезадаптации
Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации детей к ситуации школьного обучения
Задачи: развитие у учащихся социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» и адекватной самооценки детей;
развитие у школьников когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
снижение уровня школьной тревожности учащихся.
Форма проведения: индивидуальная работа.
Упражнение 1
Взрослый предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 30, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять…»
Упражнение 2
Ребёнку предлагается по памяти подробно описать свою комнату (двор), то, что он видел сотни раз. Такое описание школьник делает устно.
Упражнение 3
Взрослый называет предметы. Если предмет летает - ребёнок поднимает руки. Если не летает - руки у школьника опущены. Взрослый может сознательно ошибаться.
Упражнение 4
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От школьника требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
Упражнение 5
Ребенок рисует любую несложную картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Психолог дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игры на сплочение детей
«Узелки»
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг
«Электрическая цепь»
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь,
образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения:
1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
«Сидячий круг».
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.
Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча, находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
Заключение
Если раньше социальная дезадаптация была диагнозом, актуальным преимущественно для детей и подростков, то на сегодняшний день он нередко ставится и взрослым. Причём в качестве факторов-провокаторов выступают не психические отклонения и заболевания, а те проблемы, которые назревают в современном обществе: его расслоение, зависимость от Интернета. Психологи бьют в колокола и призывают обратить особое внимание на этот аспект.
Понятие социальной дезадаптации трактуется в психологии по-разному в зависимости от подхода. Одни специалисты рассматривают её как одно из многочисленных пограничных нервно-психических нарушений, когда человек в силу своих психических особенностей не может выстраивать отношения с другими людьми в социуме (из-за аутизма, фобий, расстройств личности и поведения). Для других это временное явление, которое возникает в кризисный момент как защитная реакция подсознания и проходит после его преодоления.
Так что в психологии нет единого мнения о понятии социальной дезадаптации, её видах и способах коррекции из-за неоднозначного подхода к природе её возникновения. Чтобы не было путаницы, для академических учебников было принято дать общее определение этому термину, отражающее суть явления, но обходящее стороной спорные моменты. Оно звучит следующим образом. [1,145с.]
Социальная дезадаптация — это неспособность жить в социуме, соблюдать его нормы, контактировать с другими людьми. Она означает невозможность человека в силу каких-то обстоятельств выполнять свою общественную функцию, взаимодействовать с той микросоциальной средой, в которой он, оказывается. Наиболее ярко проявляется на работе, в школе, в гостях, на улице, в магазинах — везде, где нужно общаться с другими. Что касается дома, то отношения с близкими страдают при запущенной форме, но на ранних стадиях она может на них никак не сказываться.