Файл: Программа для детей с конкретным нарушением Консультирование с педагогомпсихологом, учителемдефектологом и учителемлогопедом по вопросу особенностей развития каждого конкретного ребенка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации учителям при работе с детьми с ОВЗ
Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ
-
Индивидуальный план обучения детей с ОВЗ. А именно разработать адаптированные образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности и образовательные потребности ребенка, в основу которых будет положена основная общеобразовательная программа школы, в которую пришел ребенок, и адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с конкретным нарушением; -
Консультирование с педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом по вопросу особенностей развития каждого конкретного ребенка; -
Плотно взаимодействуйте с семьей учеников с ОВЗ. В ходе спокойного располагающего разговора можно выяснить у родителей (опекунов) особенности восприятия и поведения их ребенка: какие обстоятельства могут оказаться для него дискомфортными, а что, наоборот, помогает сконцентрировать внимание, лучше понять и усвоить новую информацию. И, что очень важно, понять, чем увлекается ребенок, в чем он силен, а значит, может быть интересен своим одноклассникам. Постарайтесь оказывать родителям (опекунам) моральную поддержку; -
Постараться не акцентировать внимание обычных детей на ребенке с ОВЗ. Учитель должен срастаться показать ровное отношение к особому ребенку. Не стоит показывать жалость к ребенку с ОВЗ. Нельзя демонстративно выделять детей с ОВЗ среди других детей, давать им очевидные и неоправданные поблажки. Это неминуемо восстановит класс против «любимчика»/«любимчиков». Самое естественное (но не самое простое) решение этой проблемы – относиться к каждому ребенку в классе как к особенному, достойному индивидуального подхода; -
Включать ребенка с ОВЗ в групповую деятельность; -
Наблюдайте за ребенком с ОВЗ. Постарайтесь почувствовать его. При этом в работе с особым ребенком нужно также учитывать возрастные нормы и характерные особенности его нарушения; -
Создайте благоприятный эмоционально-положительный фон. Для этой цели можно использовать различные упражнения. Например, «Скажите добрые слова друг другу»: Ребята мы с Вами составляем «Азбуку хороших слов». Для этого вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.) и т. д.; -
Создайте необходимые условия для лиц с ОВЗ. Например, для таких детей в школе необходимо создать безбарьерную среду, позволяющую им пользоваться всеми инфраструктурами и помещениями; -
Проводите классные часы, направленные на снижение стереотипов и предубеждений в адрес учеников с ОВЗ и в целом на повышение культуры общения учащихся. По возможности проводите элективные и факультативные занятия с детьми по социальной психологии и психологии общения; -
Ввести в штат тьютеров. Проблему сопровождения можно попытаться частично решить при помощи завлечение учеников в волонтерскую работу с детьми с ОВЗ. В случае если мы прибегаем к волонтерской работе, но необходимо специальное обучение потенциальных волонтеров; -
Для класса, работающего в режиме инклюзии, можно организовывать перемены особым образом. В частности, нужно предусматривать этап перехода от активного движения к спокойной сосредоточенной атмосфере урока. С этой целью за несколько минут до звонка на урок может звучать будильник или колокольчик, предупреждающий о скором конце перемены. А в начале урока можно использовать упражнение, позволяющее собрать внимание учеников и пригасить эмоциональную волну. -
Научиться не отчаиваться от неминуемых неудач и разочарований и радоваться малейшим, самым незначительным на первый взгляд успехам. -
Верить, что Вы занимаетесь далеко не безнадежным делом. Понимать, что учителю не добиться снятия диагноза, но он можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь социализироваться.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ СДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
При планировании и проведении занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с ТНР. Организуя работу с ними, целесообразно:
- осуществлять сугубо индивидуальный подход к ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;
- обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем, чтобы повысить эффективность обучения;
- чередовать различные виды деятельности;
- включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.
-
Создание щадящего режима. -
Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся. -
Зная особенности детей с ОНР, для лучшего восприятия изучаемого материала, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного). -
Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса. -
Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни. -
Всегда и во всем уметь до конца доводить начатую с ребенком работу, проявлять настойчивость.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
-
Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. -
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности. -
Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. -
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. -
Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время. -
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен. -
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен. -
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. -
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы. -
Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. -
Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. -
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.). -
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности. -
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов -
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. -
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПСИХОПАТОПОДОБНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, СДВГ
-
Помогайте ребенку организовать свою работу, но не делаете это вместо него. Делайте вместе, а не вместо ребенка; -
Для выше названной цели задавайте ребенку организующие вопросы. Пример: «Как ты будешь решать эту задачу?», «Что ты будешь делать вначале, а что в конце?», «Как ты распределишь время на выполнение задания?» и т. д.; -
Для помощи ребенку в составлении плана действий используете наглядность (цветные стикеры, часы, песочные часы, схемы и т.д.); -
Если ребенок сделал ошибку, не говорите сразу, какую именно ошибку он совершил. Можно сказать так: «в этой строчке ошибка, постарайся найти ее»; -
Оценивая текучую работу, выставляете оценки по разным критериям: за красоту написания, за скорость, за точность и т.д. -
Давайте четкие инструкции. Не используете сложных предложений; -
Не берите с таких детей обещаний. Они все равно их не выполнят; -
Хвалите за терпение и сдержанность на уроке. Важно больше хвалите за хорошее поведение, чем ругайте за плохое; -
Если ребенок плохо себя ведет на уроке, то постарайтесь не делать ему вербальных замечаний; -
По возможности постарайтесь посадить ребенка с СДВГ ближе к учителю; -
Четко обозначьте правила поведения в школе. В случае если ребенок их нарушил, не ругайте его за это. Просто напомните ему о правилах. Пример: «Какие у нас правила? В нашей школе правило ходить в сменной обуви»; -
Проговариваете детям план урока. Предупреждайте детей о тех или иных действиях заранее; -
Давайте только одно задание на определенный период времени; -
Во время урока можно использовать таблички: «Время работать», «Время отдыхать»; -
По возможности чередуйте на уроке различные типы деятельности; -
Не забывайте о физминутках; -
Просите ребенка с СДВГ помогать Вам во время урока. Например, раздать тетради, смочить тряпку и т. д. -
Во время физминуток и перемен найдите время поиграть с детьми в различные игры, направленные на развитие произвольности поведения