Файл: Реферат юридический факультет Кафедра организации судебной власти и правоохранительной деятельности Тема Порядок наделения мировых судей полномочиями Выполнила студентка 3 курса 6 группы Бакалавриат очное отделение.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ»)
РЕФЕРАТ
Юридический факультет
Кафедра организации судебной власти и правоохранительной деятельности
Тема: Порядок наделения мировых судей полномочиями
Выполнила студентка 3 курса 6 группы
Бакалавриат - очное отделение
Домарева Анастасия Сергеевна
Руководитель:
к.ю.н., доц. Ефанова В.А.
Воронеж - 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие мирового суда……………………………………………………….5
2. Требования, предъявляемые к мировым судьям………………………...….7
3. Основные проблемы в деятельности мировых судей……………………...11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………...15
Введение
Актуальность темы состоит в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния законодательства в данной сфере и возможных направлений его развития.
Мировая юстиция — сравнительно давний институт в судебной системе России.Основанием его появления стали Судебные Уставы 1864 года, принятые Александром II.
Наименование нового института «мировыми судьями» было обусловлено несколькими факторами: во-первых, стремлением обозначить связь мировых судей с институтом мировыхпосредников, столь популярным в связи с отменой крепостного права, во-вторых, желаниемотметить характер новой судебной власти, направленной прежде всего на компромисс иустранение споров. Несмотря на провозглашение в уставах, мировые судьи действовали не повсеместно, а декретом о суде от 1917 года их деятельность вообще была приостановлена1. Вопрос о воссоздании наиболее близкого к населению суда рассматривался вконтексте судебной реформы 1992–1994 гг., и был решен принятым в 1996 году Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации», которыйустановил, что «мировые судьи входят в единую правовую систему страны как судысубъектов и являются судами общей юрисдикции».
2
Впоследствии, 17 декабря 1998 года, был принят специальный нормативно–правовой акт — Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», более целостно идетально осуществляющий правовое регулирование порядка организации и деятельности института мировой юстиции, но при этом отдельные вопросы были отнесены к ведению субъектов Российской Федерации.
4
Глава 1. Понятие мирового суда
Под мировым судом понимают суд общей юрисдикции, который существует в субъектах РФ и входит в единую систему судов, при этом он занимает важное положение. Примерно в 1990-х гг. появление мировых судов спровоцировала большая нагрузка на иные суды, так как даже при увеличенном составе районные и областные суды перестали справляться с работой. Тогда было задумать создать новый суд, который стал бы низшим звеном в судебной системе и разгрузил бы остальные суды. Присвоение старинного названия «мировые судьи» было обусловлено политическим ходом. Историческая правопреемственность данного понятия, которое существовало длительное время в дореволюционной России, должна была создать доверие народа к данному органу. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Первоначально предполагалось, что будут существовать 2 категории судов: участковые; специализированные. Предполагалось, что участковые суды должны были рассматривать категорию уголовных и гражданских дел, а вторые будут реализовывать контрольные функции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Но на практике такое разделение оказалось неэффективным и так и не было введено в действие. В 1992 г. соответствующие положения о мировых судьях были внесены в Конституцию, что обусловило их закрепление на конституционном уровне. Согласно ст. 164 прежней Конституции РФ мировые судьи должны были избираться населением того округа, где они находились, а их полномочия действовали в течение 5 лет. Однако на практике вышеуказанные положения так и не были введены в действие, оказавшись неработающими. Замечание 1 Конституция 1993 г., которая пришла на смену предыдущей, не упоминала понятие мировых судов, поэтому данный суд существовал не везде. В дальнейшем в 1998 г. был принят ФЗ «О мировых судьях в РФ», после
5
вступления в законную силу данного закона были созданы судебные участки и назначены мировые судьи на территории всей России, данный процесс был завершен в течение нескольких лет
1.
В настоящее время в России нет органа «мировой суд», но есть мировые судьи, которые, в свою очередь, являются судьями общей юрисдикции. Наряду с федеральными судами они входят в судебную систему РФ. Именно законы субъектов РФ устанавливают порядок назначения судей. Финансирование мировых судов осуществляет за счет средств федерального бюджета, так же в связи с удаленностью от центра финансированием данной категории судов занимаются и территориальные управления (отделы) в субъектах РФ. Если необходима организация дополнительных мероприятий, их организует субъект РФ в лице своих уполномоченных органов.
Глава 2. Требования, предъявляемые к мировым судьям
В Федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018)установлена статья 5 «Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей»1, которая гласит, что к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона. Обратившись к положениям закона, в ст. 3 установлены требования, которые предъявляются к судьям2. Согласно статье 3, к судьям предъявляются такие требования, как:
-
Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации. -
Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
В пункте 3 статьи 3 данного Федерального закона установлены ограничения, согласно которым судья не вправе:
-
замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; -
принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; -
публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; -
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; -
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда; -
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; -
быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; -
допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу; -
использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; -
разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с
8
федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;
-
получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц и др.
Для того, чтобы вступить на должность судьи, кандидату необходимо выполнить ряд требований. Данные требования установлены в статье 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которымсудьей может быть гражданин Российской Федерации:
-
имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция"; -
не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; -
не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; -
не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; -
не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
9
-
не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
Общее число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в каждом из субъектов определяется в рамках федерального законодательства, а именно ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РоссийскойФедерации» от 29 декабря 1999 г., а создание и упразднение судебных участков и должностеймировых судей — регионального1. Но при этом федеральное законодательство определяет, чтов пределах одного судебного участка должно проживать от 15 до 23 тысяч человек, а такжето, что, если в административно–территориальном образовании численность населения составляет менее 15 тысяч человек, на его территории создается один судебный участок (ст. 4). Число мировых судей и соответственно число судебных участков устанавливается вЗаконе «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в РоссийскойФедерации» по законодательной инициативе субъекта Российской Федерации, согласованнойс Верховным Судом Российской Федерации, или наоборот, по инициативе Верховного СудаРоссийской Федерации, согласованной с субъектом Российской Федерации.
Глава 3. Основные проблемы в деятельности мировых судей
Немаловажной проблемой в деле организационного обеспечения деятельности мировых судей является отсутствие компетентного государственного органа. Сегодня эти полномочия выполняет Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Однако нормативного закрепления данная функция не получила. В связи с этим многие насущные проблемы, касающиеся деятельности мировых судей, годами не получали разрешения. Субъекты РФ действовали по своему усмотрению. Это относится и к вопросам статистики, и ведению делопроизводства в судебных участках, и архивному хозяйству мировых судей, и порядку замещения временно отсутствующего судьи и др.
Отсутствие государственного органа, который занимался бы вопросами организационного обеспечения мировых судей как судей субъектов РФ, привело к снижению эффективности судопроизводства. Верховный Суд РФ и Совет судей РФ в Постановлении от 29 апреля2005 г. № 131 «О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации» поручили Судебному департаменту при Верховном Суде РФ оказывать методическую помощь субъектам РФ в разработке законопроектов, регламентирующих численность мировых судей, порядок их назначения на должность, порядок создания и упразднения судебных участков, создание необходимых организационно-правовых предпосылок для практического введения института мировых судей1.
Между тем в субъектах РФ вопрос о возложении обязанностей на орган обеспечения деятельности мировых судей решается по-разному. Такими органами в регионах, как показывает практика, стали специально созданные в органах исполнительной власти структурные подразделения, в отдельных из них эти функции возложены на различные отделы органа исполнительной власти без создания специального подразделения; в ряде субъектов такими полномочиями наделены органы юстиции путем заключения соглашений с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Не менее актуальной и спорной на сегодняшний день является проблема замещения отсутствующих судей. Статья 8 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривается несколько вариантов замещения мирового судьи, прекратившего или приостановившего свои полномочия мирового судьи, а также в случае его временного отсутствия по уважительным причинам. Во-первых, исполнение обязанностей может возлагаться на мирового судью другого судебного участка в пределах того же судебного района постановлением председателя районного суда. Во-вторых, в случае если в судебном районе функционирует один судебный участок, то постановлением председателя (заместителя председателя) вышестоящего суда замещение возлагается на мирового судью ближайшего судебного района. В-третьих, исполнять обязанности мирового судьи может судья, находящийся в отставке: мировой судьях в отставке — независимо от судебного участка, в котором он