Файл: Кировский районный отдел образования города донецка общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА IIII СТУПЕНЕЙ №80

«Сон разума рождает чудовищ»

Суд над фашизмом

(ролевая игра)

Разработала Жмыхова И.Б.

Учитель высшей категории

1

« СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ»

Суд над фашизмом

(ролевая игра)

Цель: в форме судебного процесса рассмотреть сложнейший исторический вопрос зарождения фашизма и причины его распространения в Германии; имитируя судебный процесс вовлечь учащихся в процесс серьёзного нравственного анализа исторических событий и поступков людей; развивать умение смотреть на проблему с различных точек зрения, тем самым воспитывать толерантность; формировать убеждение о ценности демократических идеалов и человеческой индивидуальности.

Подготовительная работа. Создаются творческие группы, которым ставится конкретное задание, распределяются роли, составляется логический сценарий.

Участники ролевой игры: Председатель суда, судьи, адвокаты, обвинители, эксперты (историки, философ, специалист по оккультизму, свидетели) и зрители.

Оборудование.

  1. Слайды: «Жертвы Второй мировой войны», «Лицо фашизма», «Современные неофашистские организации в мире»

  2. Видеофрагменты: «Обыкновенный фашизм», «Список Шиндлера»


2

Вступительное слово учителя.

«Я на жизнь взираю из-под столика,

Век ХХ – век необычайный:

Чем он интересен для историка,

Тем для современника печальней»

Так иронизирует поэт Глазков по поводу ХХ столетия. Действительно, история ушедшего столетия интересна и трагична. ХХ век – мир двух глобальных войн, мир ядерного оружия, мир терроризма. Но это и мир Эйнштейна, Сахарова, Вернадского и Рассела, мир Мартина Лютера Кинга и Махандаса Ганди, мир великих гуманистов и учёных. Это мир быстрых, космических изменений и превращений, отражённых в картинах Малевича, Пикассо, красках Шагала и Кандинского, сюрреализме Дали. Этот мир драматичен и прекрасен, и нам выпало жить в нём и проститься с ним.

ХХ век – это ещё и колоссальный опыт человечества. И самый важный урок человечеством извлечён из хаоса революций и варварства жёсткого порядка, именуемого тоталитаризмом. И этот урок заключается в том, что краеугольным камнем цивилизации должны стать: свободная мысль, обширная информация, право выбора, самоуважение человека и его уважение к правам других. Главная ценность определена – это человек и его жизнь.


Но так было не всегда. Сегодня мы поговорим о чудовищном феномене ХХ столетия – фашизме. Это «коричневая чума» вспыхнула в 20-е – 30-е годы, как результат кризиса и потрясений начала века. Эпидемия фашизма распространялась с огромной скоростью и унесла миллионы жизней. Но мы не просто будем называть факты, мы будем судить фашизм. К сожалению, «коричневая чума» не ушла в прошлое, она может взять реванш и неофашизм в лице национал-патриотов и скинхедов стал уже реалиями нашей жизни. Ситуация повторяется. Только знания помогут нам не «попасться на удочку» новым Адольфам. На уроках истории мы пытались разобраться в сущности фашизма, изучить его слабые и сильные стороны и пришли к выводу, что ХХ век создал все условия для массовой обработки сознания через средства массовой информации, поэтому нужно учиться думать, размышлять, анализировать, спорить. Нельзя растворяться в массе и информационном потоке, необходимо учиться фильтровать информацию, сомневаться и формировать собственную точку зрения. И так, прошу всех встать. Суд идёт (входят судьи). Слово предоставляется председателю суда (фамилия и имя ученика)

3

Судья 1. Сегодня в нашем судебном заседании будут принимать участие судьи – мои коллеги (представляет фамилии и имена учеников), адвокаты, обвинители, свидетели, эксперты. Богиня правосудия – Фемида будет беспристрастна.

Слово предоставляется обвинителям.

Обвинитель 1. Мы представим вам свидетельства чудовищных преступлений против человечества, и обвинение будем выстраивать в трёх направлениях. Во-первых, мы обвиняем фашизм – идеологию варварства и зверства, не оставившего от морали «камня на камне». Во- вторых, мы обвиняем идеолога фашизма Адольфа Гитлера и его приспешников в том, что они ценой миллионов жертв пытались реализовать свои безумные планы и амбиции. В-третьих, мы обвиняем немецкий народ, который добровольно стал послушным орудием фашизма, народ, который обрушил мир в потоки слёз и крови. Слушайте, думайте, помните и выносите свой приговор.

Судья 1. Слово предоставляется защите.

Адвокат 1. Нам предстоит трудная роль – защищать. Есть ли оправдание ужасному преступлению? Нет! Но мы обязаны определить мотивы и причины злодеяний, чтобы предупредить новые преступления. Мы будем защищать не фашизм, а немецкий народ, который стал заложником политиков и обстоятельств. Народ, для которого фашизм стал трагедией. Народ, которого толкнули в мясорубку мировой войны, народ, который заплатил за свою ошибку огромную цену – 17 миллионов жизней.



Судья 2. Спасибо. Мы выслушали позиции сторон, теперь предоставим слово экспертам по истории Германии. Слово предоставляется (фамилии, имя ученика)

Историк. Война, поражение, позорный для Германии Версальский договор, оккупация Рура посеют в сознании и сердцах немцев горечь угнетённого национального самолюбия. Провозглашённая в 1918 году Веймарская республика оказалась неспособной решить обрушившиеся на Германию проблемы и прежде всего, экономические. Молодое демократическое правительство окажется один на один с проблемой экономической разрухи и выплаты репараций странам победителям, окажется изгоем, отверженным в Европе, да и в мире. Без поддержки международной общественности, в стране, где отсутствовали традиции демократии, лидерам молодой республики долгое время было не под силу решать эти проблемы. В начале 20-х годов страна была охвачена волной стихийных выступлений и голодными бунтами, и сами немцы называли свою республику «республикой посторонних». Такая ситуация сделала популярными крайне радикальные движения и партии: левые – коммунистов и социалистов; правые – фашистов или, как их называли в Германии, нацистов. Эти партии всё предлагали решить быстро и сразу. В 1923 году «пролетарские сотни», возглавляемые коммунистами, подготовили ряд вооружённых восстаний в Саксонии, Тюрингии и Гамбурге. Не успело правительство подавить восстание в Гамбурге, как в Мюнхене начинается организованный фашистами «пивной путч», где Адольф Гитлер объявил о низложении правительства. Путч был подавлен. Гитлер отправлен в тюрьму. А дальше последовали годы экономического чуда.

4

Французы и бельгийцы покидали Рур, по «плану Дауэса» Германия получила кредиты, экономика заработала, европейское сообщество предложило Германии присоединиться к ним и вступить в Лигу Наций, радикальные партии перестали быть популярными. Но в 1929 году начался мировой экономический кризис. Германию постигла новая экономическая катастрофа. Веры в демократию у немецкого народа больше не осталось, зато поселилась надежда в то, что все проблемы решит «сильная власть». Такую власть предлагал Адольф Гитлер. В 1933 году на выборах в рейхстаг нацисты набирают почти 12 млн. голосов – это 44% голосов, а Гитлер становится канцлером станы. Таким образом, фашисты в Германии пришли к власти законным, демократическим путём.

Судья 3. Слово просит защита.

Адвокат 2. Защита хотела бы обратить ваше внимание на тот факт, что за нацистов проголосовали многие, но не большинство. Левые партии коммунистов и социалистов набрали 13 млн. голосов. Однако на Гитлера сделали ставку представители крупного капитала и промышленные магнаты. Общеизвестен факт, когда на вилле миллионера Круппа, 400 немецких предпринимателей встречались с Гитлером. После этого национал-социалистическая партия стала регулярно получать огромные средства, которые шли на пропагандистские мероприятия, факельные шествия, форму для различных военизированных организаций, на красочные плакаты, на покупку средств массовой информации и т.д.


Адвокат 3. Я хочу добавить, что Гитлер был назначен рейхсканцлером в январе 1933 года, а выборы в парламент проходили в марте. Так что у него было время и возможность контролировать средства массовой информации, которые вовсю трубили о коммунистической опасности. Таким образом, не народ, а финансовые олигархи выбрали Гитлера. Почему? В чём сила такой популярности? В этом, как нам кажется, мы и должны разобраться.

Судья 1. Ваши замечания суд принимает к сведению, поэтому хотелось бы услышать, что собой представлял Адольф Гитлер. Слово опять предоставляем эксперту – историку (фамилия, имя ученика)
Историк 2. Гитлер – это фамилия одного румынского нефтепромышленника, на дочери которого должен был жениться Алоиз Шикльгрубер – отец Адольфа. Будущий тесть потребовал, чтобы жених взял фамилию Гитлер. Однако Софья Гитлер несостоявшаяся жена Алоиза Шикльгрубера, вскоре умерла, оставив фамилию жениху. Матерью Адольфа стала Клара Пинц, работавшая служанкой в доме того же нефтепромышленника.

Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 года в Австрийском городе Браунау. После окончания школы пытался поступить в Венскую Академию художеств. В годы Первой мировой войны ушёл добровольцем на фронт, принципиально записался не в армию Австрии, а в армию Германии. Очень тяжело переживал поражение Германии. Во всём обвинял революционеров, под которыми подразумевал евреев, коммунистов и демократов. Именно их впоследствии он и

5

объявил основными врагами. В 1919 году примкнул к партии воинствующего национализма – НСДАП (национал-социалистическая рабочая партия). В 1921 г. стал лидером этой партии. После «пивного путча» 1923г. Попал в тюрьму, где написал книгу «Майн кампф» (Моя борьба). Здесь были изложены основы национал-фашизма. С 1933 года рейхсканцлер Германии. Покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 года. Дальше продолжит мой коллега, который является специалистом по политическим течениям. Он познакомит вас с особенностями фашистской идеологии.

Историк 3. Соратник Гитлера Йозеф Геббельс писал о своём фюрере: «Подобно восходящей звезде вы предстали перед нами, вы совершили чудо, прочистили наши мозги и дали нам веру, нам – блуждающим в мире отчаянья и утраченных идеалов…» Какими же новыми идеалами «прочистил» мозги немцам Гитлер? Фашизм от итальянского слова «фаши», т.е. связка. Отцом фашизма считают Бенитто Муссолини, но именно Гитлер воплотил в жизнь все чудовищные идеи фашизма. Фашизм – разновидность тоталитаризма, тотального контроля над всем и над каждым. В его основе лежит шовинизм, расизм, антисемитизм, утверждающий, что немцы – раса господ, которым необходимо завоевать жизненное пространство, а другие народы рождены быть рабами. Он утверждал, что в истории действует также естественный отбор, где выживают народы с инстинкт хищника. Любые тоталитарные системы держатся на мифах, и Гитлер предложил такой миф – «тысячелетний рейх» и порядок. Фашизм – это и культ вождя – фюрера: «Один народ, одна страна, один вождь». Фашизм – это культ силы и ненависти. Это сумасшедшие, бредовые идеи человека, одержимого властью.


Судья 2. Обвинение просит слово.

Обвинитель 1. Обвинение хотело бы обратить ваше внимание на то, что фашизм – это не оригинальный бред одного маньяка. Дело в том, что истоки фашистской идеологии нужно искать в немецкой философии. То есть фашизм возник не из ничего, а определённые идеи уже витали в воздухе. Настало время предоставить слово эксперту по вопросам философии.

Философ. Бесспорно, что на формирование фашизма повлияли идеи Ницше, который утверждал, «хорошо лишь то, что укрепляет волю к власти». А что же дурно? – Всё, что вытекает из слабости. Мораль – это выдумка рабов. Сильной личности не нужны никакие моральные ограничения. Он прав уже потому, что сильнее, а, следовательно должен диктовать свою волю слабому.

Свой вклад в формирование идей фашизма внёс и дарвинизм, правда Гитлер законы животного мира применил к человеческому обществу, и получилось, что главной движущей силой общества является инстинкт самосохранения, где выживает сильнейший, часто уничтожив для этого слабого, своего рода «естественный отбор».

Краеугольным камнем фашизма стало антихристианское по своей сути языческое учение, восходящее к представлениям древних германских племён. Суть его в том, что германцы потомки атлантов – богов, а точнее выживших

6

после гибели Атлантиды счастливчиков. Они основали новую расу ариев, которые. От ариев и ведут своё происхождение германские народы – « истинные арийцы с нордическим характером». Гитлер вслед за язычниками утверждал, что немцы – потомки богов, а другие народы – это трагическая ошибка богов. Ариев представляли очень высокими, светловолосыми, с голубыми глазами и сильно развитой мускулатурой. В фашистской Германии создавались институты и лаборатории для обоснования этой антинаучной идеи. В лабораториях составлялись параметры «истинного арийца»: размер черепа, высота лба и т. д. Все, кто не вписывался в эти параметры – считался «эволюционным мусором». Общеизвестен факт того, что Гитлер отправил экспедицию на Тибет и в районы Гималаев, чтобы найти там следы пребывания ариев и доказательства их божественной природы.

Одновременно шла работа по созданию фабрик массового уничтожения «недочеловеков», как называли фашисты другие народы. Технология массового уничтожения у практичных немцев должна была быть безотходной. Это страшно, но это так и было. Народ, считающий себя самой культурной нацией, превращал людей в пепел, а потом этим пеплом удобряли поля, женскими волосами набивали матрасы, а из кожи шили дамские сумочки.