Файл: Введение Глава Формулировка стратегии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В данном случае проблема заключается в изменении с течением времени окружающих обстоятельств - внешняя среда дестабилизируется, исчезают привычные ниши, открываются новые возможности. Все, что в принятой стратегии было конструктивным и эффективным, со временем превращается чуть ли не в свою противоположность. Вот почему, несмотря на то что понятие стратегии ассоциируется со стабильностью, во множестве исследований упор делается как раз на изменения. Но хотя формулы стратегических изменений выводятся с легкостью, управление ими, особенно когда перемены предполагают новые перспективы, является весьма трудным делом. Само содействие реализации стратегии и основной ее функции - защите сотрудников организации от раздоров - предполагает их способность реагировать на изменения во внешней среде. Иными словами, трансформация обходится очень дорого, особенно когда речь идет не просто о модернизации устаревшего оборудования, а о переменах в привычном образе мыслей. Как интеллектуальные конструкции стратегии порой весьма затрудняют руководству организации осознание того факта, что его взгляды и планы утратили актуальность. Стратегии выполняют для организации ту же функцию, что шоры для лошадей: они не дают им сбиться с пути, но едва ли позволяют увидеть, что творится вокруг.

Все вышесказанное окончательно убеждает в жизненно важном значении для организации как наличия стратегии (и стратегического управления), так и ее отсутствия.

Отсутствие стратегии далеко не всегда является отрицательным фактором. Продуманные действия способствуют повышению гибкости организации и в отсутствие единой стратегии. Организации, характеризующиеся жесткой системой контроля, приверженностью к формальными процедурам и стремлением к постоянству, утрачивают способность к инновациям и экспериментам.

Отсутствие стратегии недвусмысленно дает понять внутренним и внешним партнерам организации, что ее руководство не желает быть вовлеченным в формальные "церемонии" расходования ресурсов. Например, во множестве статей описывалось пренебрежение компании «Nucor» формальным планированием. Ее менеджмент полагается на согласованность действий на всех уровнях организации. У «Nucor» нет ни изложенного на бумаге стратегического плана, ни корпоративных целей, ни официальных программных заявлений. Отсутствие многих формальных элементов стратегии символизирует естественность и определенную свободу от бюрократии, которые «Nucor» стремится сохранить всеми силами.
17

Отсутствие жесткой модели принятия стратегических решений - признак того, что в организации сохраняются факторы, которые при первом удобном случае превращают стратегию в догму, убивающую гибкость, способность к обучению и адаптации.
2.3 Отличительные особенности стратегии
А. Чандлер выделил три существенных компонента стратегии:18

1. Определение основных долгосрочных целей - имеет отношение к концептуализации логически последовательных и достижимых стратегических целей. Нет целей - нет действий. Если вы не знаете, куда хотите пойти, тогда каким образом вы будете действовать, чтобы куда-то попасть?

2. Принятие курса действий относится к действиям, направленным на достижение предварительно поставленных целей.

3. Размещение ресурсов связано с возможными затратами, которые необходимы для достижения поставленных целей. Если действия не поддерживаются соответствующими ресурсами, тогда цель не будет достигнута.

Стратегия компании, как правило, состоит из:19

1) продуманных целенаправленных действий - намеченная стратегия;

2) реакции на непредвиденное развитие событий и на усилившуюся конкурентную борьбу - незапланированные стратегические решения.

Исходя из этого стратегию лучше рассматривать как комбинацию из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым достижениям промышленности и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы.

Стратегия фирмы всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все запланированное новое.

Стратегии имеют несколько отличительных черт:20

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы:

  • помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях;

  • отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при составлении проекта конкретных мероприятий.



5. Успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

6. Стратегии и ориентиры являются разными вещами. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия - средство для достижения цели. Ориентиры - это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

7. Стратегия и ориентиры взаимозаменяемы. Некоторые параметры эффективности в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой - станут ее стратегией. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Заключение
Множество определений стратегии можно свести к одному - как установленной на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.

Стратегии необходимо разрабатывать, чтобы:

  • эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;

  • взаимоувязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.

Для достижения одних и тех же стратегических целей и задач можно разработать несколько стратегий, выбор которых осуществляется в зависимости от условий внешней среды: рыночной конъюнктуры, конкуренции, политических и социальных событий и др.

Во многом стратегия определяется внутренним стратегическим потенциалом организации и особенностями стратегического видения топ-менеджмента. При изменении состояния среды, смене руководящего состава организации, других изменениях внутренней и внешней среды происходит переход от одной стратегии к другой.

В основе стратегического управления лежит предположение о том, что в условиях высокотурбулентной внешней среды циклическое планирование не применимо. Чтобы справиться с сюрпризами в виде неожиданных угроз и возможностей, стратегические решения должны приниматься быстро и независимо от цикла планирования.

Важнейшими составными частями разработки стратегии является:

  • анализ внешней и внутренней среды организации;

  • анализ покупательского спроса;

  • анализ конкурентов.

Организация должна проанализировать среду, в которой она функционирует для выявления благоприятных возможностей и во избежание угроз.

После проведенного анализа проводится выбор стратегии, которая наиболее подходит для организации с учетом возможностей и угроз со стороны внутренней и внешней среды.

Задача разработки стратегии относится к руководителям высшего звена, но в процессе ее реализации необходима сплоченная работа всего персонала организации.


Процесс формирования стратегии достаточно трудоемкий, требует большого внимания и тщательного анализа факторов, влияющих на деятельность организации, для анализа привлекаются высококвалифицированные специалисты в этой области.

Стратегическое планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, в которой ведет свою деятельность организация.

Значение стратегии для деятельности организации не преувеличено, от того, как осуществляется стратегия зависит то, создаст ли она трудности или сделает успешной организацию.
Список использованных источников
Учебники, монографии, брошюры:


    1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб, 2009.

    2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М., 2007.

    3. Виноградова З.И., Щербакова В.Е. Стратегический менеджмент. - М., 2004.

    4. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. - М., 2009.

    5. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 2007.

    6. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. - М., 2009.

    7. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб, 2009.

    8. Дунаева Н.Ю. Стратегическое планирование. - М., 2010.

    9. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. - М., 2008.

    10. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. - М., 2011.

    11. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами. - М., 2010.

    12. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. - М., 2008.

    13. Лапыгин Ю.Н. Основы стратегического управления. - Владимир, 2011.

    14. Литвинов Н.Н. Стратегический менеджмент. - М., 2010.

    15. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. - М., 2010.

    16. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. - М., 2009.

    17. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М., 2009.

    18. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб, 2011.

    19. Моисеева Н.К. Стратегический менеджмент. - М., 2010.

    20. Попов С.А. Стратегический менеджмент: видение - важнее, чем знание. - М., 2008.

    21. Сазерленд Д., Кэнуэлл Д. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия. - М., 2010.

    22. Соколова М.И., Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент. - М., 2011.

    23. Томсон Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М., 2006.

    24. Тонких А.И. Стратегический менеджмент. - Владивосток, 2010.

    25. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. - М., 2009.

    26. Фу Ч.Т. Воспоминания древнего стратега. Мышление Сунь-Цзы. - М., 2009.

    27. Хасси Д. Стратегия и планирование. - СПб, 2011.

    28. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб, 2006.